СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль учителя в развитии творческих способностей подростка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перед современной школой стоят задачи, связанные с созданием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития учащихся, воспитания в каждом школьнике потребности в самообразовании, самовоспитании и саморазвитии. В этом плане большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом обладает иностранный язык.

С первых шагов своей педагогической деятельности я задалась целью организации научно-исследовательской работы в ученическом коллективе. Как сформировать стойкую положительную мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создать условия для личностного роста школьников, полного раскрытия их интеллектуального и творческого потенциала, развития познавательных интересов? Несомненно, что эти вопросы требуют постоянного поиска решений.

Преимущества научно-исследовательской работы известны давно и широко используются в методике преподавания иностранного языка.

Я полагаю, что отправной точкой при выборе именно этого вида работы являются особенности возрастной психологии. Ведь для подростков характерны, во-первых, повышенная интеллектуальная активность, а во-вторых, стремление к самообразованию. А являясь личностно-ориентированным видом работы, исследовательская деятельность обеспечивает благоприятные условия самопознания, самовыражения и самоутверждения ребят и предполагает повышение познавательной и творческой активности, что, в свою очередь, обусловлено стремлением школьников проявлять инициативу, управлять своей деятельностью и добиваться результатов.

Многим педагогам знакома федеральная целевая программа «Одаренные дети», которая стала основой рабочей концепции одаренности. Насколько известно, целью последней было обобщение результатов исследования и опыта работы с одаренными детьми, что позволило бы разрабатывать методы выявления одаренности и осуществлять выбор методов и технологий развития и обучения одаренных детей.

Размышляя над этим вопросом, я позволила себе пофилософствовать и у меня возникла ассоциация понятия «одаренность» с едва появившимся ростком, который нужно лелеять, не дать зачахнуть и потускнеть.

Таким же образом нужно помогать ребенку освоить свой дар, проявить заботу об одаренных детях, так как я считаю, что их интеллектуальные и творческие достижения имеют уже социальную значимость.

Если обратиться к стандартам общего образования по иностранному языку, то можно заметить, что среди сфер общения учащихся не выделяется исследовательская и научно-познавательная сфера. И с этим я позволю себе не согласиться.

Я убеждена, что организация исследовательского, творческого обучения позволяет активизировать процесс познания, развивать исследовательские и творческие способности. С моей точки зрения, общение с учеными может дать учащимся возможность прикоснуться к миру науки, приобрести опыт творческого и социального взаимодействия.

Из собственного опыта я знаю, что не все одаренные дети одинаково испытывают интерес к изучению иностранного языка или к исследовательской деятельности. И то и другое требует определенных волевых усилий, навыков саморегуляции, что является проблемой для одаренных детей. Вовлекая таких детей в творческую и исследовательскую деятельность, особый акцент я сделала на формировании и развитии у них способности ставить перед собой задачи, намечать пути их достижения, планировать и анализировать свою деятельность.

В масштабе нашей гимназии существует целая система работы по осуществлению исследовательской деятельности. В качестве примера приведу лишь отдельные моменты. Работа с одаренными детьми, стремящимися совершенствовать свои знания в области иностранного языка, начинается с создания научного общества учащихся. Ребятам предлагается план занятий научного общества, который корректируется предложениями учащихся. Это дает возможность выявить интересы и склонности детей к поисковой деятельности. Вместе с учащимися выбирается темп научно-исследовательской работы, уясняется сущность научной проблемы, даются рекомендации по подбору литературы и структуре работы. В течение нескольких занятий формируется четкое представление об изучаемой проблеме, собственная точка зрения, обсуждается и рассматривается индивидуальная концепция.

Руководителем научно-исследовательской работы учащегося может быть как учитель – предметник, так и ученый, занимающийся исследованиями в области, интересующей ребенка, и ведущий в гимназии спецкурс или кружок. А в начале второго полугодия учащиеся отчитываются о результатах проделанной работы.

Процедура защиты исследования моделирует ситуацию, когда ученик вынужден высказать свою точку зрения по определенной проблеме, аргументировать ее, затем выслушать мнение оппонентов по данному вопросу, согласиться или не согласиться с ними, объяснив свою позицию, отвечать на вопросы.

Во время презентации и обсуждения работы создается атмосфера творческого поиска, возникает ощущение радости открытия.

В гимназии № 147 г. Омска, где я работаю учителем английского языка, реализуется программа предпрофильного и профильного обучения. В связи с необходимостью введения элективных курсов мною была разработана программа «Художественная литература Англии», которая согласована с кафедрой лингвистического образования института развития образования Омской области, имеет рецензию кандидата филологических наук, доцента кафедры английского языка факультета иностранных языков Омского государственного педагогического университета Палий А.А. и рекомендована для использования в профильных и общеобразовательных классах средней школы. Основной целью курса является развитие внутреннего мира учащегося, становление его как творческой личности.

Практическая цель курса заключается в том, чтобы сформировать у учащихся умение читать, осмысливать и интерпретировать английские художественные произведения различных литературных жанров, адаптированные с учетом уровня владения учащимися английским языком.

Научно-исследовательская деятельность школьников органично вписалась в канву этого элективного курса. С 2000 года мои учащиеся ежегодно становятся лауреатами городских и региональных научно – практических конференций школьников. Научно-исследовательские

работы учащихся посвящены творчеству великих английских и американских авторов.

Под моим руководством учащиеся проводят лингвистические исследования, в которых раскрывается выдающийся стилистический талант писателей. В качестве исследования выбираются такие стилистические проблемы, которым уделяется большое внимание в литературоведении. Тематика работ следующая: «Роль графических средств выразительности в создании остросюжетного детективного повествования (на материале романа А. Кристи «Десять негритят»)», «Функции словесного художественного портрета в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея», «Функции сильных позиций в романе М. Твена«Приключения Тома Сойера», «Особенности речи подростка в романе М. Твена «Приключения Гекльберри Финна» (тезисы работы напечатаны в сборнике материалов муниципальной конференции обучающихся МОУ «Шаги в науку – 2006»), «Анализ кинематических речений в романе Гарриет Бичер Стоу «Хижина дяди Тома»," Роль несобственно-прямой речи в раскрытии характера главной героини в романе Джейн Остин «Гордость и предубеждение.

Благодаря целенаправленной работе в этом направлении, учащиеся нашей гимназии неоднократно становились лауреатами городских, региональных и всероссийских научно-практических конференций обучающихся по английскому языку.

Из вышесказанного я могу сделать вывод, что в развитии познавательного интереса школьников, их творческой активности мне помогают методы, приемы и средства, которые я использую в руководстве научно-исследовательской деятельностью учащихся.

Литература:

1.Возрастная психология. Мухина В.С., 1999.

2.ФГОС основного общего образования, 2010

3.Федеральная целевая программа «Одаренные дети», 2002.

09.10.2017 18:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!