СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
1. Технические средства обучения
В современной образовательной системе широко применяются технические средства обучения.
Технические средства обучения – это приборы и устройства, представляющие собой экранно-звуковые носители учебной информации. К ним относятся:
1) учебные кинофильмы;
2) диафильмы;
3) компьютеры;
4) магнитофонные записи;
5) грамзаписи;
6) радиопередачи;
7) телепередачи и т. д.
Технические средства обучения можно разделить на следующие виды:
1) информационные;
2) комбинированные;
3) тренажеры;
4) средства контроля знаний;
5) аудиовизуальные средства.
Функции технических средств обучения:
1) повышают эффективность и качество обучения;
2) способствуют интенсивности учебного процесса;
3) направляют и организуют восприятие учащихся;
4) развивают у учащихся больший интерес к знаниям;
5) помогают формированию мировоззрения, убеждений, нравственного облика учащегося;
6) являются источником, и мерой учебной информации;
7) способствуют повышению эмоционального отношения учащихся к их учебной работе;
8) способствуют проведению контроля и самоконтроля знаний.
Учебные кинофильмы – самое популярное из технических средств обучения. С его помощью можно продемонстрировать опыты с различными веществами, показать действия сложных приборов и машин, насытить урок историческими материалами и хрониками и т. д.
Демонстрация учебных кинофильмов используется для различных дидактических целей: при объяснении нового материала или при закреплении знаний. В соответствии с этим определяется место показа кинофильма и методика всего учебного процесса.
Диафильм представляет собой сочетание слова со статичным изображением. Это определенным образом смонтированная система диакадров, где монтаж обусловлен содержанием материала, учебной целью диафильма и его назначением.
Компьютер – одно из самых современных технических средств обучения. Он позволяет управлять учебной деятельностью учащихся, помогает овладеть новыми знаниями, умениями и навыками. В настоящее время во всех школах проводится процесс компьютеризации, который позволит повысить эффективность обучения.
Магнитофонные записи широко используются во всех школах и представляют собой пособия, применяемые при изучении иностранных языков.
Эффективность использования технических средств обучения зависит от:
1) длительности их использования на уроке (частое использование технических средств обучения ведет к снижению интереса учащихся к учебному материалу, редкое использование создает эффект чрезвычайного события, отвлекает внимание учащихся от процесса обучения);
2) времени их использования (нужно использовать технические средства в середине или в конце урока, уже после объяснения теоретического материала);
3) сочетания технических средств обучения с традиционными средствами обучения (учебником, таблицами, доской, экскурсией);
4) применения различных видов технических средств обучения в течение всего урока (рекомендуется применять разные виды технических средств обучения, чередуя их с объяснениями учителя).
2. Современных источников информации
Процесс информатизации общества предъявляет новые требования к профессиональным качествам учителя в области использования средств ИКТ. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка – это необходимое условие и механизм реализации стандартов. В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.
Использование ИКТ на уроках английского языка позволяет организовать самостоятельные действия каждого ученика и реализовать его творческий потенциал. ИКТ применяются на любом этапе урока, а также в процессе общения с родителями, учениками и во внешкольной деятельности. При самостоятельной работе учащийся может использовать компьютерные (электронные) словари, что позволяет многократно увеличить скорость поиска незнакомых слов, а также услышать произношение слов как английское, так и американское. Например, словарь ABBY Lingvo легко устанавливается на ПК и мобильные телефоны, а с помощью тематических словарей ABBY Lingvo, созданных преподавателем на основе программной лексики, учащиеся легко могут выучить нужное количество новых слов.
Создание искусственной иноязычной среды в процессе обучения иностранным языкам – это важный проблемный вопрос современной методики. Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал. Применение на уроке английского языка обучающих компьютерных программ, использование мультимедийных досок, планшетов обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы обучающихся. Обычной формой получения и воспроизведения информации становится мобильный лингафонный комплекс. Лингафонные классы дают возможность обучающемуся индивидуально выполнять тренировочные и тестовые задания, помогают раскрыть его истинный потенциал в изучении английского языка. Применение мобильного лингафонного комплекса дает преподавателю возможность разнообразить методы и формы обучения, что способствует активизации познавательной деятельности обучающихся. При отборе ИКТ для учебных целей необходимо оценивать, насколько они будут соответствовать языковому и общекультурному уровню конкретной группы обучающихся. Немаловажным критерием при отборе материала является также его актуальность, степень новизны и адаптация к обучаемому. Ресурсы Интернет могут быть использованы на всех этапах обучения английскому языку, особенно важную роль играя при организации самостоятельной работе учащихся. Сеть Интернет – это необъятный источник ресурсов на изучаемом языке и о стране изучаемого языка. Интернет предоставляет громадное информационное поле, содержащее самую разнообразную информацию, и, что очень важно, различные средства оживления восприятия информации: графику, звук, видео. Интернет-ресурсы нужны для получения новой, аутентичной информации, для проверки уровня знаний обучающихся и, конечно, для создания подлинной языковой среды (в условиях международных телекоммуникационных проектов, аудио – и ви-деоконференций, чатов), способствующей возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке и соответственно, повышению мотивации в изучении иностранных языков. Для организации самостоятельной работы по ИЯ возможно создание электронной библиотеки, книги в которой имеют звуковое сопровождение.
В век информатизации использование Интернет-ресурсов в учебно-вос-питательном процессе становится неотъемлемой частью работы учителя английского языка. Учебные сайты могут быть различными: российскими, американскими, английскими, канадскими, австралийскими. Интернет-ресурсы для создания тестовых и тренировочных заданий могут быть как бесплатными, так и платными. Как правило, если есть бесплатный набор тестовых и тренировочных заданий ресурса, то есть и платный, содержащий большее количество заданий, и с возможностью установки на домашнем и школьном компьютерах, а также на ноутбуке или планшете.
Например, один из канадских школьных Интернет-ресурсов предлагает учителю английского языка около 40 различных видов тренировочной деятельности, позволяя самостоятельно создавать множество тренировочных и тестовых заданий, включая задания на совершенствование и контроль лексических, орфографических, грамматических навыков и понимание прочитанного текста (задания word search, crosswords, vocabulary puzzles, word jumbles и т.д.).
Для поддержки учебного процесса с помощью интерактивных приложений был специально разработан сервис LearningApps.org. LearningApps.org является приложением Web 2.0 и содержит интерактивные модули, которые могут быть непосредственно включены в содержание обучения, и которые можно изменять или создавать в оперативном режиме. Задания можно создавать и редактировать в режиме онлайн, используя различные шаблоны. Сервис дает возможность применения различных типов интерактивных заданий, при этом учитель может создать аккаунт для своих учеников. Сле-дует отметить, что распространение социальных сервисов Web 2.0. откры-вает широкие возможности для развития различных форм сетевого взаимо-действия всех участников образовательного процесса.
Использование информационно-коммуникационных технологий экономит время учителя и делает увлекательным процесс создания тренировочных и тестовых заданий учителем и процесс выполнения таких заданий обучающимися. Учитель может самостоятельно создавать контент и широко использовать в учебных целях. Однако следует помнить, что использование информационных технологий в учебном процессе возможно, только если преподаватель тщательно продумывает цели, поскольку бессистемное использование ИКТ и Интернет-ресурсов вряд ли даст желаемый результат.
© 2016, Михайлец Наталья Сергеевна 695