СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Переход к школьной жизни часто вгоняет ребенка в стресс. И название у этого стресса - школьная фобия, а попросту страхи. Наиболее часто у младших школьников боязнь учителя и боязнь оценки. Оценка убивает любовь, которую ребёнок привык получать ни за что, а теперь она зависит от начисленных баллов. Учитывая, что в последнее время традиции русской классической школы направленные на общение преподавателя с учеником, заменяются на тестирование, можно предположить, что истинная подготовка к занятию остаётся за ширмой, ученик не приобретает навык публичного выступления, отстаивания своих мыслей, выводов. Характер обучения в том виде, в каком оно имеет место во многих школах, содержит целый "букет" факторов, способных вызвать, развить и углубить тревогу у учащегося. Тем самым несознательно создаются предпосылки к развитию фобии9.
Не менее важный фактор - чрезмерная строгость или требовательность учителя. Агрессивная интонация учителя и жесткость в оценках, неумеренный контроль за поведением и учебными успехами нередко также провоцируют развитие фобических расстройств. Поэтому перед особенно "страшным" уроком у ребенка может все время болеть голова, подниматься давление. Причиной страха может быть отношение учителя к ученику, когда он его зачислил в отстающие или в хулиганы, если ребенок пережил неудачу при ответе у доски: был осмеян классом, оскорблен учителем.
Мозг может научиться бояться буквально за три минуты: «записав» страх, испытанный однажды при ответе у доски, человек может бояться этого всю жизнь. Чтобы определить есть ли у ребенка фобия какого-то предмета, необходимо ориентироваться на следующие признаки:
— перед контрольной по данному предмету у ребенка поднимается температура, болит живот, голова;
— за выученный дома материал ребенок, отвечая у доски, получает плохую оценку («Мне все равно больше не поставят»);
— дома под диктовку мамы пишет лучше, чем диктант такой же сложности на уроке;
— наблюдаются кожно-гальванические реакции (сухость во рту, потеют ладони, ребенок грызет ногти).
Другим фактором, на который мало обращают внимание, или вообще закрывают глаза это соответствие планирования занятий санитарно-гигиеническим нормам. Рабочий день детей по напряжению часто превосходит рабочий день взрослого человека. Как ребенку выдержать это физически и психологически? Физическую нагрузку можно увидеть, ее легче оценить и дозировать. А психологическую?
Как можно добиться максимальных результатов, заинтессованности во вторую смену занятий? Если в этот период наблюдается естественный спад умственной и физической активности. Когда ребёнок отдохнёт после занятий и выполнит домашнее задание? Нужны ли занятия по субботам? На эти вопросы рано или поздно всё равно придётся ответить.
В развитии школьной фобии не последнее место отведено и родителям, которые активно принимают участие в этом. Часто они требуют от своего чада только хороших оценок и жестко наказывают за любую неудачу. Ребёнок оказывается в тисках. С одной стороны учитель, с другой родители. Так возникает страх перед школой и всем, что с ней связанно. Ребенок, имеющий такую фобию, соответственно, начинает бояться родителей, что еще сильнее усугубляет ситуацию. Фобия может возникнуть и на почве гиперопеки со стороны родителей. Создавая идеальные условия в доме, родители не дают возможности ребёнку адаптироваться за пределами семьи.
Иногда ребенок или подросток стесняется своих страхов и тогда они принимают замаскированный вид, под час порождая самые жуткие боли в голове, животе, в суставах.
© 2017, Альбицкая Нина Ефимовна 597