СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьный урок. Включаем в урок активные формы работы. Учебные проекты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания).

Школьный урок (П.В. Степанов, И.В. Степанова, И.С. Парфенова)

Включаем в урок активные формы работы

Учебные проекты.

Это еще одна набирающая популярность форма работы, ставящая ученика в активную позицию. И сочетает она, как правило, и работу на уроке, и (в большей мере) работу дома. Что она дает школьнику? Какие важные социальные навыки ребенок может здесь приобрести?

Во-первых, проектная деятельность воспитывает самостоятельность школьника, развивает его навык самостоятельного решения стоящей перед ним проблемы. Причем, речь идет не о пресловутой самостоятельной работе школьника на уроке, которая иногда напоминает несение им учебной повинности в одиночку. Нет, речь здесь идет о действительно самостоятельной деятельности, когда ребенок самостоятельно выбирает ту проблему, над которой ему хотелось бы «поломать голову»; самостоятельно составляет индивидуальный график работы над ней; самостоятельно контролирует свое продвижение в ее решении. Везде ребенок может получить от педагога необходимую помощь, но. но лишь тогда, когда самостоятельно решит, что она ему нужна.

Во-вторых, проектная деятельность развивает навык генерирования и оформления собственных идей, то есть навык действительно творческого поиска. Придумать что-то полезное, да еще и облечь свою идею в удобную для распространения форму, - это умение необходимо современному человеку многих и многих творческих профессий.

В-третьих, проектная деятельность воспитывает уважительное отношение к чужим идеям, оформленным в работах других людей. Ведь идеи - это чья-то собственность, и к этому нужно научиться соответственно относиться. Привычка ссылаться в своей работе на работы других авторов, привычка оформлять в кавычки те фрагменты текста, которые не принадлежат тебе самому, - полезная привычка.

В-четвертых, проектная деятельность развивает коммуникативные навыки ребенка: публичного выступления перед большой аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения, ответов на вопросы сверстников и взрослых, убеждения других в своей правоте.

Это далеко не полный перечень тех социальных навыков, которые может приобрести школьник в процессе проектирования. Можно на этом остановиться и перейти к вопросу о сути самого проектирования. Приступая к работе над проектом, школьник предпринимает попытку найти решение какой-то научной или практической проблемы, с которой сталкиваются люди. Он пытается получить такое знание или создать такой продукт, который помог бы эту проблему решить. Причем предложенное решение должно быть хотя бы в чем-то новым. То есть то, что ребенок будет создавать, должно содержать нечто, что никто до него не создавал. Проект, таким образом, - это самостоятельная разработка решения актуальной проблемы, результатом которой становится либо получение нового знания, либо получение нового (или улучшение существующего) практического продукта. В зависимости от этого все проекты можно разделить на два типа: проекты, направленные на получение нового знания (исследовательские проекты) и проекты, направленные на создание нового практического продукта (практические проекты).

Предваряя работу школьника над проектом, учителю важно убедить его в том, что выбирать нужно только то направление, которое ему действительно интересно.

Ребенок должен научиться получать удовольствие от интеллектуального труда, научиться испытывать радость от собственных (пусть и весьма скромных) открытий. Конечно, когда он станет взрослым, ему далеко не всегда придется выбирать над каким проектом работать, и его далеко не всегда об этом будут спрашивать. Однако понимание того, что от любого творчества можно получать удовольствие, поможет ему эффективно справляться со своей работой в будущем.

Необходимо также объяснить школьнику, что отнюдь не все, чем ему хочется заниматься, может быть предметом проектирования. Но лишь то, что является актуальной проблемой, требующей поиска нового решения и подразумевающей сложную поэтапную работу. Объяснив это, можно предупредить появление многих и многих псевдопроектов, которые, увы, часто рождаются в стенах нынешних образовательных организаций.

Работая над проектом, школьнику важно как практически решить стоящую перед ним проблему, так и описать процесс ее решения - от замысла до воплощения. Ему предстоит: на основе обнаруженной им проблемы выбрать тему проекта, описать его актуальность, сформулировать его цель и задачи, описать процесс решения поставленных задач, сделать выводы о полученных результатах, привести список использованной литературы, а также (при желании) защитить проект перед школьниками и учителями. Это описание имеет немалое значение, так как: во-первых, позволяет оценить проектную работу школьника, а во-вторых (и это гораздо важнее), позволяет школьнику рефлексировать каждый этап своей проектной деятельности, тем самым обучаясь проектированию.

На каждом этапе своей работы школьник вправе рассчитывать на помощь педагога. А педагог, в свою очередь, должен быть готов такую помощь оказать. Но делать это нужно крайне деликатно: не подменяя своим трудом труд ребенка, не лишая его самостоятельности, не (и это, наверное, самое сложное) гонясь за результатом проекта. Результат проекта - это забота школьника. А вот развитие школьника - это забота педагога, это педагогический результат. И эти результаты не следует путать.

Примерная схема действий педагога может быть такой:

  1. Объяснение школьникам особенностей их работы на предстоящем этапе. Предупреждение возможных сложностей. Обращение к примерам из других, уже реализованных, детских проектов.
  2. Индивидуальные консультации для тех школьников, которые нуждаются в них.
  3. Совместный анализ с ребенком той части работы, которая была выполнена им на данном этапе. Подчеркивание успехов школьника и сильных сторон его работы. Обращение внимания на слабые ее стороны. Предложение исправить, скорректировать, усилить их. Будет лучше, если сначала попытку такого анализа предпримет сам ребенок, затем другие дети (если этот анализ проводится не индивидуально, а в группе, и при условии, что автор проекта будет не против), а затем уже взрослый.
  4. Повторный анализ результатов работы на данном этапе и подготовка к работе на следующем.

Таким образом шаг за шагом школьник при поддержке взрослого осуществляет свой индивидуальный проект - где-то ошибаясь, где-то преуспевая, и, самое главное, обучаясь на своих ошибках и своих успехах.

Категория: Всем учителям
06.08.2021 09:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!