СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания).
Школьный урок (П.В. Степанов, И.В. Степанова, И.С. Парфенова)
Включаем в урок активные формы работы
Учебные проекты.
Это еще одна набирающая популярность форма работы, ставящая ученика в активную позицию. И сочетает она, как правило, и работу на уроке, и (в большей мере) работу дома. Что она дает школьнику? Какие важные социальные навыки ребенок может здесь приобрести?
Во-первых, проектная деятельность воспитывает самостоятельность школьника, развивает его навык самостоятельного решения стоящей перед ним проблемы. Причем, речь идет не о пресловутой самостоятельной работе школьника на уроке, которая иногда напоминает несение им учебной повинности в одиночку. Нет, речь здесь идет о действительно самостоятельной деятельности, когда ребенок самостоятельно выбирает ту проблему, над которой ему хотелось бы «поломать голову»; самостоятельно составляет индивидуальный график работы над ней; самостоятельно контролирует свое продвижение в ее решении. Везде ребенок может получить от педагога необходимую помощь, но. но лишь тогда, когда самостоятельно решит, что она ему нужна.
Во-вторых, проектная деятельность развивает навык генерирования и оформления собственных идей, то есть навык действительно творческого поиска. Придумать что-то полезное, да еще и облечь свою идею в удобную для распространения форму, - это умение необходимо современному человеку многих и многих творческих профессий.
В-третьих, проектная деятельность воспитывает уважительное отношение к чужим идеям, оформленным в работах других людей. Ведь идеи - это чья-то собственность, и к этому нужно научиться соответственно относиться. Привычка ссылаться в своей работе на работы других авторов, привычка оформлять в кавычки те фрагменты текста, которые не принадлежат тебе самому, - полезная привычка.
В-четвертых, проектная деятельность развивает коммуникативные навыки ребенка: публичного выступления перед большой аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения, ответов на вопросы сверстников и взрослых, убеждения других в своей правоте.
Это далеко не полный перечень тех социальных навыков, которые может приобрести школьник в процессе проектирования. Можно на этом остановиться и перейти к вопросу о сути самого проектирования. Приступая к работе над проектом, школьник предпринимает попытку найти решение какой-то научной или практической проблемы, с которой сталкиваются люди. Он пытается получить такое знание или создать такой продукт, который помог бы эту проблему решить. Причем предложенное решение должно быть хотя бы в чем-то новым. То есть то, что ребенок будет создавать, должно содержать нечто, что никто до него не создавал. Проект, таким образом, - это самостоятельная разработка решения актуальной проблемы, результатом которой становится либо получение нового знания, либо получение нового (или улучшение существующего) практического продукта. В зависимости от этого все проекты можно разделить на два типа: проекты, направленные на получение нового знания (исследовательские проекты) и проекты, направленные на создание нового практического продукта (практические проекты).
Предваряя работу школьника над проектом, учителю важно убедить его в том, что выбирать нужно только то направление, которое ему действительно интересно.
Ребенок должен научиться получать удовольствие от интеллектуального труда, научиться испытывать радость от собственных (пусть и весьма скромных) открытий. Конечно, когда он станет взрослым, ему далеко не всегда придется выбирать над каким проектом работать, и его далеко не всегда об этом будут спрашивать. Однако понимание того, что от любого творчества можно получать удовольствие, поможет ему эффективно справляться со своей работой в будущем.
Необходимо также объяснить школьнику, что отнюдь не все, чем ему хочется заниматься, может быть предметом проектирования. Но лишь то, что является актуальной проблемой, требующей поиска нового решения и подразумевающей сложную поэтапную работу. Объяснив это, можно предупредить появление многих и многих псевдопроектов, которые, увы, часто рождаются в стенах нынешних образовательных организаций.
Работая над проектом, школьнику важно как практически решить стоящую перед ним проблему, так и описать процесс ее решения - от замысла до воплощения. Ему предстоит: на основе обнаруженной им проблемы выбрать тему проекта, описать его актуальность, сформулировать его цель и задачи, описать процесс решения поставленных задач, сделать выводы о полученных результатах, привести список использованной литературы, а также (при желании) защитить проект перед школьниками и учителями. Это описание имеет немалое значение, так как: во-первых, позволяет оценить проектную работу школьника, а во-вторых (и это гораздо важнее), позволяет школьнику рефлексировать каждый этап своей проектной деятельности, тем самым обучаясь проектированию.
На каждом этапе своей работы школьник вправе рассчитывать на помощь педагога. А педагог, в свою очередь, должен быть готов такую помощь оказать. Но делать это нужно крайне деликатно: не подменяя своим трудом труд ребенка, не лишая его самостоятельности, не (и это, наверное, самое сложное) гонясь за результатом проекта. Результат проекта - это забота школьника. А вот развитие школьника - это забота педагога, это педагогический результат. И эти результаты не следует путать.
Примерная схема действий педагога может быть такой:
Таким образом шаг за шагом школьник при поддержке взрослого осуществляет свой индивидуальный проект - где-то ошибаясь, где-то преуспевая, и, самое главное, обучаясь на своих ошибках и своих успехах.
© 2021, Жернакова Ирина Михайловна 174