СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Штриховые особенности исполнения на флейте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Штриховые особенности исполнения на флейте.

Качество музыкального звука во многом определяется мастерством исполнителя, т.е. его умением придавать звуку в зависимости от характера музыки необходимые свойства (яркость, блеск, теплоту). Музыкант с помощью инструмента создаёт, рождает звук, а затем лепит из него образ. Разнообразие образов требует и разнообразия звуковых приёмов. Приёмы придания музыкальному звуку определённого характера и окраски, а также соединения звуков между собой получили название «штрихи». Штрихи в переводе с немецкого «der strich» - черта, линия; штрихи – определённые технические приёмы звукоизвлечения, и в то же время – средства музыкальной выразительности. Многие штрихи духовики взяли из скрипичных ( ДТШ, fortato, staccato, т.д.) От вокалистов перешли легато, портаменто. В процессе исполнения сложились и новые штрихи, отражающие специфику духовых инструментов ( фрулато, двойное, тройное стаккато ). Сравнительно недавно появились и новые штрихи – «мортеле» от скрипачей, «глиссандо» от вокалистов и пианистов. Обозначение Morcato в силу своей конкретности также возвели в ранг штриха. Штрих, применительно к одному звуку – понятие ёмкое, вбирающее такие компоненты, как начало, развитие и окончание. Штрих – это не только начало, но и характер протянутости звука, способ окончания и взаимосвязей звуков.

Музыкальные штрихи имеют важнейшее значение, т.к. являются одним из выразительных средств. К сожалению, очень часто многие исполнители не уделяют особого внимания развитию качества штрихов при исполнении музыкальных произведений во время уроков игры на флейте. Однако, игра на флейте включает в себя большое разнообразие исполнительских оттенков. Профессиональный флейтист может вполне достойно поспорить с тем же скрипачём в плане блестящего разнообразия исполнительских штрихов.

Освоение штрихов при музыкальном исполнении необходимо начинать с первых же уроков игры на флейте. Очень важно, чтобы учащийся мог как можно скорее проникнуться сознанием того, что владение способностью применять различные штрихи при исполнении музыкальных произведений является неотъемлимым показателем уровня профессионализма музыканта.

Штрихи делятся на пять групп, в соответствии со способом их получения :

1.При помощи твёрдой атаки :

- ДТШ( Деташе – от франц. «отделять»), выполнение требует энергичной определённой атаки и полноценного выдерживания длительности.

- – ит. «выделять, подчёркивать». Исполняется посредством активного, концентрированного начала звука с дальнейшим ослаблением.

- – ит. «отрывисто». Приём короткого исполнения звука. Длительность звуков сокращается посредством движения языка, перекрывающего в необходимом темпе подачу воздуха в инструмент. Штрих стаккато должен напоминать при исполнении короткие уколы.

2. Посредством мягкой атаки :

- NON LEGATO – не связно. Звучит 3/4 записанного звука.

- PORTATO – длительность звука предельная.

- PORTAMENTO – его исполнение осуществляется мягкими движениями языка, которые

отделяют звуки один от другого, но без пауз, как бы мягко обозначая начало каждого звука при общем слитном звучании.

  1. С помощью фрикативной атаки :

- – ит. «свистящий». Специфический штрих духовиков, труден в верхнем регистре. Исполняется двумя способами : а) кончиком языка ; б) с помощью маленького языка, как бы произнося «фр», «кр». При исполнении сначала немного придержать звук, затем применить штрих.

4. Комбинированная атака :

-Двойное стаккато – штрих том перешёл к трубачам и другим. Исполняется на слоги : та-ка, да-га,ту-ку.

- Тройное стаккато – та-ка-та, ка-та-ка. Обозначения не имеет.

5. Штрихи, не связанные с атакой :

-LEGATO- ит. «связано», исполняется путём изменения силы напряжённости губных мышц и интенсивности струи воздуха. Штрих Легато на флейте менее продолжителен, чем на других деревянных духовых инструментах, из-за большого расхода воздуха.

-LEGATISSIMO – требует ещё большей связанности.

-GLISSANDO – ит. «скользя». Способ последовательного заполнения интервала путём лёгкого скольжения по промежуточным звукам.

В первоначальный период обучения игре на флейте осуществляется важнейшая работа по формированию амбюшюра, постановке дыхания, рук, корпуса, воспитываются первоначальные навыки звукоизвлечения. В этот период целесообразно осваивать с учащимися и использовать основные, наиболее распространённые виды штрихов : деташе, легато, стаккато. Легато, как правило, начинающим ученикам даётся сложнее, чем другие штрихи, в силу неразвитого на начальном этапе обучения дыхания. Поэтому в своей работе с обучающимися первого года обучения я использую сначала пьесы и упражнения с двумя, тремя залигованными нотами, затем мы переходим к более сложному нотному материалу. Между исполнительским дыханием и качеством владения штрихами существует прямая связь. Так, чем лучше развито исполнительское дыхание, тем больше залигованных нот сможет исполнить ученик. Вообще, есть оправданное мнение, что штрих Легато для исполнения на флейте требует более высокого профессионализма, нежели стаккато. Конечно, при выборе пьес необходимо учитывать индивидуальные психосоматические, интеллектуальные и физические возможности каждого ученика.

Материалами для тренировки в исполнении штрихов обыкновенно служат написанные для этой цели этюды. На своих уроках мы активно пользуемся этюдами Ю. Должикова, Н. Платонова, что на сегодняшний день уже является классикой. Кроме того, необходимо систематическое изучение в разных штрихах гамм ( по 4 легато, 3 легато, 2 легато-2 деташе, 2 деташе-2 легато, т.д.) и арпеджио. В процессе развития техники исполнения штриховых звуков необходимо очень внимательно наблюдать за точным совпадением движений языка и пальцев.

Недостаточное внимание и требовательность в отношении абсолютной точности координации движений языка и пальцев исполнителя приводит к укоренению навыков «грязного исполнения», изобилующего посторонними призвуками, напоминающими форшлаги.

На первом этапе обучающемуся необходимо усвоить самый важный исполнительский приём: начало звука должно быть определённым и ясным. Для этого надо, чтобы язык занял исходное положение, аналогичное для произнесения буквы «Т». В это время в лёгких должно создаться необходимое напряжение так, чтобы воздух попадал в инструмент после того, как язык, как бы приготовленный к произнесению буквы «Т», резко отдёргивался назад. Это и есть правильная атака звука.

Очень важно менять виды деятельности в течение урока : это может быть и объяснение, и беседа, и показ. Очень наглядно специфику каждого изучаемого штриха удобно демонстрировать и изучать на примере разнохарактерных пьес. Например, татарская народная песня «Ак каен» («Белая берёза») звучит певуче в умеренном темпе, характер пьесы лирический, здесь очень хорошо прослушиваются залигованные ноты. А вот «Гавот» Госсека, напротив, звучит ярко, весело, тут необходим штрих стаккато. Чем выше темп, тем сложнее задача. Необходимо акцентировать внимание учащегося на том, что язык не должен быть большим, тяжёлым, как лопата, а напротив, мелким, лёгким, подвижным.

Яркость и блеск исполнения на флейте находится в прямой зависимости от качества штриха. Овладение всем разнообразием штрихов и развитие способности уместного их применения достигается на определённой ступени музыкальной культуры. Учащийся изначально должен понять, что овладеть технологиями штрихового исполнения возможно путём ежедневной, настойчивой и продолжительной работы. Штриховые особенности исполнения на флейте.

Качество музыкального звука во многом определяется мастерством исполнителя, т.е. его умением придавать звуку в зависимости от характера музыки необходимые свойства (яркость, блеск, теплоту). Музыкант с помощью инструмента создаёт, рождает звук, а затем лепит из него образ. Разнообразие образов требует и разнообразия звуковых приёмов. Приёмы придания музыкальному звуку определённого характера и окраски, а также соединения звуков между собой получили название «штрихи». Штрихи в переводе с немецкого «der strich» - черта, линия; штрихи – определённые технические приёмы звукоизвлечения, и в то же время – средства музыкальной выразительности. Многие штрихи духовики взяли из скрипичных ( ДТШ, fortato, staccato, т.д.) От вокалистов перешли легато, портаменто. В процессе исполнения сложились и новые штрихи, отражающие специфику духовых инструментов ( фрулато, двойное, тройное стаккато ). Сравнительно недавно появились и новые штрихи – «мортеле» от скрипачей, «глиссандо» от вокалистов и пианистов. Обозначение Morcato в силу своей конкретности также возвели в ранг штриха. Штрих, применительно к одному звуку – понятие ёмкое, вбирающее такие компоненты, как начало, развитие и окончание. Штрих – это не только начало, но и характер протянутости звука, способ окончания и взаимосвязей звуков.

Музыкальные штрихи имеют важнейшее значение, т.к. являются одним из выразительных средств. К сожалению, очень часто многие исполнители не уделяют особого внимания развитию качества штрихов при исполнении музыкальных произведений во время уроков игры на флейте. Однако, игра на флейте включает в себя большое разнообразие исполнительских оттенков. Профессиональный флейтист может вполне достойно поспорить с тем же скрипачём в плане блестящего разнообразия исполнительских штрихов.

Освоение штрихов при музыкальном исполнении необходимо начинать с первых же уроков игры на флейте. Очень важно, чтобы учащийся мог как можно скорее проникнуться сознанием того, что владение способностью применять различные штрихи при исполнении музыкальных произведений является неотъемлимым показателем уровня профессионализма музыканта.

Штрихи делятся на пять групп, в соответствии со способом их получения :

1.При помощи твёрдой атаки :

- ДТШ( Деташе – от франц. «отделять»), выполнение требует энергичной определённой атаки и полноценного выдерживания длительности.

- – ит. «выделять, подчёркивать». Исполняется посредством активного, концентрированного начала звука с дальнейшим ослаблением.

- – ит. «отрывисто». Приём короткого исполнения звука. Длительность звуков сокращается посредством движения языка, перекрывающего в необходимом темпе подачу воздуха в инструмент. Штрих стаккато должен напоминать при исполнении короткие уколы.

2. Посредством мягкой атаки :

- NON LEGATO – не связно. Звучит 3/4 записанного звука.

- PORTATO – длительность звука предельная.

- PORTAMENTO – его исполнение осуществляется мягкими движениями языка, которые

отделяют звуки один от другого, но без пауз, как бы мягко обозначая начало каждого звука при общем слитном звучании.

  1. С помощью фрикативной атаки :

- – ит. «свистящий». Специфический штрих духовиков, труден в верхнем регистре. Исполняется двумя способами : а) кончиком языка ; б) с помощью маленького языка, как бы произнося «фр», «кр». При исполнении сначала немного придержать звук, затем применить штрих.

4. Комбинированная атака :

-Двойное стаккато – штрих том перешёл к трубачам и другим. Исполняется на слоги : та-ка, да-га,ту-ку.

- Тройное стаккато – та-ка-та, ка-та-ка. Обозначения не имеет.

5. Штрихи, не связанные с атакой :

-LEGATO- ит. «связано», исполняется путём изменения силы напряжённости губных мышц и интенсивности струи воздуха. Штрих Легато на флейте менее продолжителен, чем на других деревянных духовых инструментах, из-за большого расхода воздуха.

-LEGATISSIMO – требует ещё большей связанности.

-GLISSANDO – ит. «скользя». Способ последовательного заполнения интервала путём лёгкого скольжения по промежуточным звукам.

В первоначальный период обучения игре на флейте осуществляется важнейшая работа по формированию амбюшюра, постановке дыхания, рук, корпуса, воспитываются первоначальные навыки звукоизвлечения. В этот период целесообразно осваивать с учащимися и использовать основные, наиболее распространённые виды штрихов : деташе, легато, стаккато. Легато, как правило, начинающим ученикам даётся сложнее, чем другие штрихи, в силу неразвитого на начальном этапе обучения дыхания. Поэтому в своей работе с обучающимися первого года обучения я использую сначала пьесы и упражнения с двумя, тремя залигованными нотами, затем мы переходим к более сложному нотному материалу. Между исполнительским дыханием и качеством владения штрихами существует прямая связь. Так, чем лучше развито исполнительское дыхание, тем больше залигованных нот сможет исполнить ученик. Вообще, есть оправданное мнение, что штрих Легато для исполнения на флейте требует более высокого профессионализма, нежели стаккато. Конечно, при выборе пьес необходимо учитывать индивидуальные психосоматические, интеллектуальные и физические возможности каждого ученика.

Материалами для тренировки в исполнении штрихов обыкновенно служат написанные для этой цели этюды. На своих уроках мы активно пользуемся этюдами Ю. Должикова, Н. Платонова, что на сегодняшний день уже является классикой. Кроме того, необходимо систематическое изучение в разных штрихах гамм ( по 4 легато, 3 легато, 2 легато-2 деташе, 2 деташе-2 легато, т.д.) и арпеджио. В процессе развития техники исполнения штриховых звуков необходимо очень внимательно наблюдать за точным совпадением движений языка и пальцев.

Недостаточное внимание и требовательность в отношении абсолютной точности координации движений языка и пальцев исполнителя приводит к укоренению навыков «грязного исполнения», изобилующего посторонними призвуками, напоминающими форшлаги.

На первом этапе обучающемуся необходимо усвоить самый важный исполнительский приём: начало звука должно быть определённым и ясным. Для этого надо, чтобы язык занял исходное положение, аналогичное для произнесения буквы «Т». В это время в лёгких должно создаться необходимое напряжение так, чтобы воздух попадал в инструмент после того, как язык, как бы приготовленный к произнесению буквы «Т», резко отдёргивался назад. Это и есть правильная атака звука.

Очень важно менять виды деятельности в течение урока : это может быть и объяснение, и беседа, и показ. Очень наглядно специфику каждого изучаемого штриха удобно демонстрировать и изучать на примере разнохарактерных пьес. Например, татарская народная песня «Ак каен» («Белая берёза») звучит певуче в умеренном темпе, характер пьесы лирический, здесь очень хорошо прослушиваются залигованные ноты. А вот «Гавот» Госсека, напротив, звучит ярко, весело, тут необходим штрих стаккато. Чем выше темп, тем сложнее задача. Необходимо акцентировать внимание учащегося на том, что язык не должен быть большим, тяжёлым, как лопата, а напротив, мелким, лёгким, подвижным.

Яркость и блеск исполнения на флейте находится в прямой зависимости от качества штриха. Овладение всем разнообразием штрихов и развитие способности уместного их применения достигается на определённой ступени музыкальной культуры. Учащийся изначально должен понять, что овладеть технологиями штрихового исполнения возможно путём ежедневной, настойчивой и продолжительной работы.

07.10.2016 10:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!