СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Я работаю в сельской школе учителем русского языка и литературы 27 лет, где с каждым годом учеников становится все меньше и меньше.
Ошибается тот, кто считает, что в сельской школе легко работать. Какой это тяжелый труд и учителя и учеников. Сколько души, ума, терпения, таланта нужно работающему здесь педагогу.
Я очень внимательно отношусь к опыту коллег, изучаю психолого-педагогическую и методическую литературу и использую идеи в своей практической деятельности.
Я хочу обратиться к отрывку из книги В. А. Сухомлинского »Сердце отдаю детям»: «Передо мной открылась поразительная картина. Семилетний ребенок из обычной семьи колхозника( отец и мать- люди со средним образованием, в семье библиотека 300-400 книг) к моменту поступления в школу понимает, чувствует эмоциональную окраску 3-3,5 тысячи слов родной речи, из них свыше 1,5 тысяч- в его активном словарном запасе».Мои ученики в большинстве тоже дети из обычных семей колхозников, но в их семьях книга зачастую не представляет большой ценности, и речь ребят много беднее и менее выразительна. Вот и встает передо мной задача: как в условиях средней школы привить детям любовь к слову, как научить точно и образно выражать свои мысли. Вопросы эти очень волнуют меня все годы работы в школе, их решаю каждый день на каждом уроке.
Особое внимание уделяю созданию речевой среды, способствующей развитию и воспитанию учащихся. Я приучаю учащихся к тому, что, анализируя ответы товарища, нужно обязательно ответить, насколько точной, правильной и выразительной была его речь.
Большую роль в обогащении словарного запаса играет работа с различными словарями: толковым, орфографическим, синонимов, антонимов и другими. А так как словарей в школе недостаточно, самый необходимый материал, который потом будет использоваться на уроках, учащиеся записывают в свои » записные книжки юного писателя». Например, в «записной книжке» пятиклассника шесть разделов: «Мудрые мысли», «Времена года», «Родной край», «Словарь писателя», «Описание помещения», «В мире животных». «Записная книжка» пополняется не только в процессе работы со словарями, в нее ребята записывают цитаты из произведений, стихи, свои собственные зарисовки.
Повышать интерес к изучению предмета, вырабатывать навыки использования знаний на практике, активизировать различные виды общения, развивать речь, помогают на занятиях игры ( учебно-ролевые, лингвистические, игры- соревнования). Игра дает возможность избежать дублирования заданий, по-новому преподнести уже знакомый материал, воспитывать чувство ответственности за личный вклад в общее дело.
В своей педагогической практике я использую игры, отвечающие следующим требованиям: 1) Способствует сплочению коллектива. 2) Имеют познавательное значение. 3) Обеспечивают речемыслительную активность участников. 4) Соответствуют принципу: как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц. 4) Создают условия для детского творчества.
Для обогащения словаря школьников часто использую игры-соревнования «Кто дольше продержит мелок», «Семафор», «Мотогонки» и т.д.
Есть игры, специально направленные на отработку умения пользоваться различными интонациями речи. Учащимся предлагаются, например, такие задания:
1. Прочитай (Ну и стихи!)
А) с восхищением.
Б) с порицанием.
2. Прочитай (Что это такое!)
А) с восторгом.
Б) с разочарованием.
3. Прочитай ( Что за сочинение!)
А) с восторгом.
Б) с пренебрежением.
Однако, обогащая речь учащихся новыми словами и интонациями, нельзя забывать и о других ее качествах: учить правильно располагать и сочетать слова в предложении, отбирать слова, наиболее точно и ясно передающие мысль, составлять связный и последовательный рассказ. Помогают в этом такие задания, как «словесная гимнастика», сказки на грамматические темы, сочинения-миниатюры по собственным впечатлениям.
Для нормального речевого общения ученику необходимо овладеть всеми видами речевой деятельности в одинаковой степени. Решению этой задачи способствует работа над текстами из художественных произведений, в этом случае грамматический материал воспринимается учащимися с большим интересом и легче усваивается.
Несколько лет активно работает в школе организованное мной на базе ЦТД кружок «Юный корреспондент», основной целью которого является развитие и совершенствование словесного творчества учащихся. Занятия в кружке помогают ребятам в процессе литературного творчества разрешить такую проблему взаимодействия двух начал: осознания литературы как факта речепроизводства и языка как первоэлемента литературы.
Работа кружка является самостоятельной, не связана непосредственно с конкретными темами школьного курса, хотя такая координация возможна. Я работаю одновременно с двумя возрастными группами: подростками и юношеством.
В заключении хочется сказать, что совершенствование воспитания в сельс- кой школе –не просто педагогическая, а социальная проблема нашего времени. Ученик сельской школы должен быть уверен, что его обучают не хуже, чем в большом городе. Это станет одним из стимулов закрепления молодежи на селе. И я стараюсь внести свой вклад в большое и важное дело укрепления села.
© 2015, Мрясова Альфия Валиевна 284