СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Силезия, Познань, Поморье (в составе Германии)
Среди сильно ассимилированного и ориентированного на немецкую культуру еврейского населения западных и юго-западных районов Польши идеи сионизма распространялись медленно. Возникшие здесь в начале 20 в. небольшие сионистские кружки были до конца Первой мировой войны организационно связаны с Сионистской организацией Германии.
Независимое Польское государство (с 1918 г.). С возникновением независимого Польского государства условия деятельности сионистов во всех регионах страны значительно улучшились. Сионистские организации получили легальный статус; ограничения, сковывавшие их активность в Царстве Польском, были де-факто (хотя и не во всех случаях де-юре) отменены. Польские власти в целом терпимо относились к сионистскому движению, а в конце 1920-х – первой половине 1930-х годов даже поддерживали его, несмотря на то, что сионисты были одной из движущих сил борьбы против проводившейся ими политики государственного антисемитизма: как и до Первой мировой войны, руководители страны рассчитывали на то, что сионизм, в особенности в сочетании с систематическим «вытеснением» евреев из экономики страны, поможет ускорить их исход из Польши. По этой же причине антисемитские настроения, господствовавшие среди поляков в межвоенный период, не были направлены против сионизма как такового.
Особенностью развития сионизма в независимой Польше было то, что, в отличие от большинства других государств, единая сионистская федерация здесь не сложилась, хотя объединение страны создало условия для этого. Сионистское движение Польши представляло собой в 1920–30-х гг. конгломерат партий и движений, охватывавших в совокупности весь политический спектр; часть из них была дополнительно расколота по территориальному признаку. Члены сионистских организаций, не входившие ни в одну из партий, оказались в меньшинстве и фактически образовали самостоятельное течение общих сионистов (см. выше), также расколотое на несколько фракций: в бывшем Царстве Польском и в восточных районах страны действовали объединения "Эт ливнот и Ал hа-мишмар", выступавшие, соответственно, за и против создания «расширенного» Еврейского агентства; в Галиции — Западногалицийская и Восточногалицийская федерации, расходившиеся между собой по вопросу о роли коллективного труда и частной инициативы в экономическом развитии Эрец-Исраэль. Левый фланг движения занимали партии социалистической ориентации — «правая» и «левая» Поалей Цион (организационно размежевавшиеся в 1920 г.), Цеирей Цион, также распадавшаяся на два крыла — левое и правое. Последнее в 1920 году слилось с hа-Поэл hа-цаир, образовав партию Хит’ахадут; «левые» Цеирей Цион в 1925 г. объединились с «правой» Поалей Цион. В 1932 году на конференции в Данциге (ныне
Значительной популярностью пользовались в Польше молодежные движения: Хе-Халуц (в Польше находился один из главных его центров), Хе-Халуц hа-цаир, Дрор, hа-Шомер hа-цаир, Гордония (возникло в Галиции в 1923 г.; официально учреждено на конфренции в Данциге в 1928 г.), Бетар, hа-Ноар hа-циони, Босалия и другие. Все сионистские партии и движения Польши, за исключением «левой» Поалей Цион (прокоммунистически настроенные сторонники которой отказывались сотрудничать с «буржуазными» сионистами) и — с 1935 года — союза сионистов-ревизионистов, входили во всемирную Сионистскую организацию и участвовали в работе ее выборных органов.
Несмотря на раздробленность, сионистское движение Польши в 1920-х — начале 1930-х годов переживало период быстрого роста: к середине 1930-х гг. только в молодежных халуцианских организациях насчитывалось свыше 100 тыс. членов. До середины 1930-х годов сионизм был ведущей политической силой в еврейской общине Польши (в этот период — крупнейшей в мире). Сионистские партии и движения вкупе значительно опережали по популярности своих основных оппонентов — Бунд, Агуддат Исраэль и Фолкспартей. По приблизительным оценкам, значительное большинство еврейского населения Польши сочувствовало тем или иным сионистским партиям. Польша стала (в особенности после насильственной ликвидации сионистских организаций в Советском Союзе в 1920-х гг.) главной массовой базой мирового сионистского движения; польские сионисты играли заметную роль в руководящих органах всемирной Сионистской организации. Выходцы из Польши составили свыше половины участников четвертой алии 1924–28 гг. (62 тыс. человек); весьма значительно было и их участие в третьей (около 30%) и пятой алие (в ходе последней в Эрец-Исраэль прибыло из Польши 12 тыс. человек, в их числе
Исключительно сильным и глубоким было воздействие сионизма на культурную жизнь польского еврейства в межвоенный период, ставший временем его наивысшего расцвета. Большая часть независимых еврейских учебных заведений, созданных в стране в 1920–30-е гг. (в особенности школы
После создания независимого Польского государства одной из главных задач сионистского движения страны стала защита гражданских и национальных прав евреев. С этой целью уже в сентябре 1918 года Ицхак Гринбаум организовал в Варшаве Еврейский национальный совет; его представители вошли в состав
Крупная и влиятельная Сионистская федерация (включавшая большинство сионистских партий и организаций) действовала в межвоенный период в вольном городе Данциге, вошедшем после Второй мировой войны в состав Польши. Здесь работали представительства ВИЦО, Еврейского национального фонда и Керен hа-иесод; с конца 1920-х гг. выходил сионистский ежемесячник «Дос идише фолк». Сионисты занимали около трети мест в совете еврейской общины Данцига. В 1920–30-х гг. город был узловым транзитным пунктом на пути переселенцев из Польши и Литвы в Эрец-Исраэль; тем из них, кто задерживался здесь на длительное время, Сионистская федерация Данцига оказывала материальную поддержку.
После оккупации Польши германскими и советскими войсками (сентябрь 1939 г.) все сионистские организации страны были распущены, их имущество конфисковано. В советской зоне оккупации многие участники движения (в том числе все его лидеры, например, руководитель польского Бетара
После освобождения Польши от нацизма уцелевшие в годы Катастрофы члены сионистских партий и движений приступили к их восстановлению. Сионист
© 2017, Рахман Шмуэль Романович 382