СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Силезия, Познань, Поморье (в составе Германии)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Силезия, Познань, Поморье (в составе Германии)

Среди сильно ассимилированного и ориентированного на немецкую культуру еврейского населения западных и юго-западных районов Польши идеи сионизма распространялись медленно. Возникшие здесь в начале 20 в. небольшие сионистские кружки были до конца Первой мировой войны организационно связаны с Сионистской организацией Германии.

Независимое Польское государство (с 1918 г.). С возникновением независимого Польского государства условия деятельности сионистов во всех регионах страны значительно улучшились. Сионистские организации получили легальный статус; ограничения, сковывавшие их активность в Царстве Польском, были де-факто (хотя и не во всех случаях де-юре) отменены. Польские власти в целом терпимо относились к сионистскому движению, а в конце 1920-х – первой половине 1930-х годов даже поддерживали его, несмотря на то, что сионисты были одной из движущих сил борьбы против проводившейся ими политики государственного антисемитизма: как и до Первой мировой войны, руководители страны рассчитывали на то, что сионизм, в особенности в сочетании с систематическим «вытеснением» евреев из экономики страны, поможет ускорить их исход из Польши. По этой же причине антисемитские настроения, господствовавшие среди поляков в межвоенный период, не были направлены против сионизма как такового.

Особенностью развития сионизма в независимой Польше было то, что, в отличие от большинства других государств, единая сионистская федерация здесь не сложилась, хотя объединение страны создало условия для этого. Сионистское движение Польши представляло собой в 1920–30-х гг. конгломерат партий и движений, охватывавших в совокупности весь политический спектр; часть из них была дополнительно расколота по территориальному признаку. Члены сионистских организаций, не входившие ни в одну из партий, оказались в меньшинстве и фактически образовали самостоятельное течение общих сионистов (см. выше), также расколотое на несколько фракций: в бывшем Царстве Польском и в восточных районах страны действовали объединения "Эт ливнот и Ал hа-мишмар", выступавшие, соответственно, за и против создания «расширенного» Еврейского агентства; в Галиции — Западногалицийская и Восточногалицийская федерации, расходившиеся между собой по вопросу о роли коллективного труда и частной инициативы в экономическом развитии Эрец-Исраэль. Левый фланг движения занимали партии социалистической ориентации — «правая» и «левая» Поалей Цион (организационно размежевавшиеся в 1920 г.), Цеирей Цион, также распадавшаяся на два крыла — левое и правое. Последнее в 1920 году слилось с hа-Поэл hа-цаир, образовав партию Хит’ахадут; «левые» Цеирей Цион в 1925 г. объединились с «правой» Поалей Цион. В 1932 году на конференции в Данциге (ныне Гданьск) это объединение слилось с Хит’ахадут, в результате чего возник Всемирный союз сионистов-социалистов, однако их местные организации в центральных районах Польши и в Западной Галиции действовали раздельно до начала Второй мировой войны. С созданием в 1925 году Всемирного союза сионистов-ревизионистов в Польше возникли его отделения; в 1933 году из них вышли сторонники Партии еврейского государства, отколовшейся от ревизионистского движения и оставшейся во всемирной Сионистской организации. Наиболее стабильной и единой была в Польше партия Мизрахи, однако и из нее постепенно выделилось молодежное крыло (Цеирей Мизрахи), члены которого стремились сочетать халуцианство с религиозным возрождением.

Значительной популярностью пользовались в Польше молодежные движения: Хе-Халуц (в Польше находился один из главных его центров), Хе-Халуц hа-цаир, Дрор, hа-Шомер hа-цаир, Гордония (возникло в Галиции в 1923 г.; официально учреждено на конфренции в Данциге в 1928 г.), Бетар, hа-Ноар hа-циони, Босалия и другие. Все сионистские партии и движения Польши, за исключением «левой» Поалей Цион (прокоммунистически настроенные сторонники которой отказывались сотрудничать с «буржуазными» сионистами) и — с 1935 года — союза сионистов-ревизионистов, входили во всемирную Сионистскую организацию и участвовали в работе ее выборных органов.

Несмотря на раздробленность, сионистское движение Польши в 1920-х — начале 1930-х годов переживало период быстрого роста: к середине 1930-х гг. только в молодежных халуцианских организациях насчитывалось свыше 100 тыс. членов. До середины 1930-х годов сионизм был ведущей политической силой в еврейской общине Польши (в этот период — крупнейшей в мире). Сионистские партии и движения вкупе значительно опережали по популярности своих основных оппонентов — Бунд, Агуддат Исраэль и Фолкспартей. По приблизительным оценкам, значительное большинство еврейского населения Польши сочувствовало тем или иным сионистским партиям. Польша стала (в особенности после насильственной ликвидации сионистских организаций в Советском Союзе в 1920-х гг.) главной массовой базой мирового сионистского движения; польские сионисты играли заметную роль в руководящих органах всемирной Сионистской организации. Выходцы из Польши составили свыше половины участников четвертой алии 1924–28 гг. (62 тыс. человек); весьма значительно было и их участие в третьей (около 30%) и пятой алие (в ходе последней в Эрец-Исраэль прибыло из Польши 12 тыс. человек, в их числе Шимон Перес и Ицхак Шамир), а также в «нелегальной» иммиграции 1930-х годов. Многие из польских олим прошли перед переселением в Эрец-Исраэль профессиональную переподготовку на созданных сионистами (главным образом членами молодежных халуцианских движений) многочисленных курсах обучения основам сельскохозяйственного и ремесленного труда; только в 1930-х гг. такие курсы окончили около 20 тыс. человек. Участники сионистского движения Польши энергично проводили кампании по сбору средств в Еврейский национальный фонд и Керен hа-иесод (их представительства открылись в стране в начале 1920-х гг.), организовывали массовые демонстрации протеста против политики британского правительства в Палестине (например, после арабских беспорядков в 1929 г. и 1936 г.), в которых участвовали сотни тысяч человек.

Исключительно сильным и глубоким было воздействие сионизма на культурную жизнь польского еврейства в межвоенный период, ставший временем его наивысшего расцвета. Большая часть независимых еврейских учебных заведений, созданных в стране в 1920–30-е гг. (в особенности школы Тарбут, где было до 40 тыс. учащихся и обучение велось на иврите), находилась под непосредственным или косвенным влиянием сионистов. Почти все еврейские периодические издания, кроме официальных органов Бунда, Агуддат Исраэль и Фолкспартей, так или иначе пропагандировали идеи сионизма; среди этих изданий были популярные ежедневные газеты «Хайнт» и «Момент» (на идиш), «Наш пшеглёнд», «Новы дзенник» и «Хвыля» (на польском языке), многочисленные еженедельники и литературно-художественные журналы. Большинство еврейских клубов (литературных, музыкальных, спортивных и т. п.), работавших почти в каждом польском городе, также контролировалось сионистами.

После создания независимого Польского государства одной из главных задач сионистского движения страны стала защита гражданских и национальных прав евреев. С этой целью уже в сентябре 1918 года Ицхак Гринбаум организовал в Варшаве Еврейский национальный совет; его представители вошли в состав Комитета еврейских делегаций на Парижской мирной конференции, выработавшей договор о правах национальных меньшинств, который подписала и делегация Польши. На протяжении всего межвоенного периода сионисты активно вели борьбу за представительство в законодательных и муниципальных органах страны. В польский сейм 1-го созыва они провели шесть своих кандидатов (всего в нем было 13 еврейских депутатов). В 1922 г. общие сионисты под руководством И. Гринбаума, несмотря на возражения ряда сионистских организаций страны, приняли активное участие в формировании предвыборного блока национальных меньшинств, в рамках которого в сейм 2-го созыва было избрано 47 евреев, в том числе 32 сиониста. В парламенте Польши возник еврейский клуб — Коло. В июле 1925 г. его лидеры, представители общих сионистов Галиции И. Тон и Леон Райх подписали с премьер-министром В. Грабским (убежденным антисемитом) соглашение («Угоду»), предусматривавшее значительное расширение прав еврейства в обмен на поддержку правительства еврейской фракцией в парламенте (см. Польша. Первая мировая война. Независимая Польша). Эта договоренность вызвала резкий отпор со стороны И. Гринбаума и других лидеров сионистских организаций бывшего Царства Польского; вспыхнувший конфликт серьезно ослабил политическое влияние движения в целом. После военного переворота Ю. Пилсудского (май 1926 г.) число еврейских депутатов сейма стало быстро сокращаться; хотя не менее половины их общего числа по-прежнему составляли сионисты, они лишились возможности руководить работой еврейской фракции, так как их оппоненты избирались, как правило, по правительственному списку. В местных органах власти городов и районов со значительным еврейским населением сионисты занимали в 1920-х гг. прочные позиции, однако в следующем десятилетии их начал теснить Бунд: на муниципальных выборах 1938 г. его кандидаты получили 38% всех еврейских голосов, что свидетельствовало об известном снижении популярности сионизма в среде польского еврейства.

Крупная и влиятельная Сионистская федерация (включавшая большинство сионистских партий и организаций) действовала в межвоенный период в вольном городе Данциге, вошедшем после Второй мировой войны в состав Польши. Здесь работали представительства ВИЦО, Еврейского национального фонда и Керен hа-иесод; с конца 1920-х гг. выходил сионистский ежемесячник «Дос идише фолк». Сионисты занимали около трети мест в совете еврейской общины Данцига. В 1920–30-х гг. город был узловым транзитным пунктом на пути переселенцев из Польши и Литвы в Эрец-Исраэль; тем из них, кто задерживался здесь на длительное время, Сионистская федерация Данцига оказывала материальную поддержку.

После оккупации Польши германскими и советскими войсками (сентябрь 1939 г.) все сионистские организации страны были распущены, их имущество конфисковано. В советской зоне оккупации многие участники движения (в том числе все его лидеры, например, руководитель польского Бетара М. Бегин) были арестованы органами НКВД и заключены в исправительно-трудовые лагеря или высланы в отдаленные районы Советского Союза; лишь некоторым сионистам (среди них М. Сне) удалось покинуть страну и добраться до Эрец-Исраэль. В областях, оказавшихся под контролем нацистов (в 1941 г., с начала советско-германской войны, они захватили и восточные районы Польши), часть сионистских групп (главным образом молодежных) продолжала действовать в подполье. На базе нелегальных ячеек Поалей Цион, hа-Шомер hа-цаир, Бетара, Гордонии были впоследствии созданы отряды антинацистского Сопротивления. В Варшавском гетто (см. Варшава) сионисты-социалисты создали совместно с коммунистами Антифашистский блок (апрель 1942 г.; позднее — Еврейский национальный комитет, Еврейский координационный комитет) и Еврейскую боевую организацию (июль 1942 г.), поднявшую в январе-апреле 1943 г. восстание в гетто. Самостоятельно действовала вооруженная организация Свит, созданная сионистами-ревизионистами в декабре 1939 г. Одновременно польские сионисты как в самой стране, так и за ее пределами продолжали искать пути спасения евреев от гитлеровского геноцида; благодаря этим усилиям сотни человек избежали гибели и были тайно переправлены в Эрец-Исраэль. Один из лидеров общих сионистов Галиции, И. Шварцбарт, бывший депутатом сейма последнего предвоенного созыва, представлял интересы евреев при польском правительстве в изгнании, находившемся в Лондоне.

После освобождения Польши от нацизма уцелевшие в годы Катастрофы члены сионистских партий и движений приступили к их восстановлению. Сионист Эмиль Зоммерштейн, возглавивший летом 1944 г. Комитет польских евреев в Советском Союзе, а в ноябре того же года — Центральный комитет евреев Польши, вошел в состав Польского комитета национального освобождения (фактически временного правительства страны, созданного под эгидой Советского Союза и контролировавшегося им). Одной из главных задач сионистов стало оказание помощи детям, пережившим Катастрофу; для этой цели было создано специальное общество «Координация». С помощью органов алии молодежной оно переправило тысячи детей и подростков в Эрец-Исраэль. После погрома в Кельце в июле 1946 г. сионистские организации всех направлений учредили Координационный комитет по алие, организовавший массовый выезд польских евреев по маршрутам Брихи. В ноябре 1948 года коммунистическое правительство Польши распустило все сионистские партии и движения; большинство их членов, еще остававшихся в стране, репатриировалось в Израиль. В ходе антисемитских кампаний конца 1940-х — начала 1950-х и 1967–68 гг. власти нередко обвиняли неугодных им лиц (иногда и неевреев) в тайном сочувствии сионизму.

Категория: Всем учителям
28.02.2017 23:19


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!