СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синдром компьютерного стресса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Синдром компьютерного стресса

Медики также обеспокоены тем, что среди пользователей выявлен новый тип заболевания: синдром компьютерного стресса (СКС) пользователя.

Рассмотрим симптомы этого заболевания, сгруппировав их по принципу воздействия на ту или иную часть организма, учитывая, что наличие единственного симптома маловероятно, поскольку все функциональные органы человека взаимосвязаны.

  1. Физические недомогания: сонливость, утомляемость, непроходящая усталость (даже после отдыха); головные боли после работы; головные боли в области глаз (глазные боли); головные боли в области надбровий и лба; головные боли в затылочной, боковых и теменной части головы; боли в нижней части спины, в области бедер, в ногах; чувство покалывания, онемения, боли в руках, запястьях и кистях; напряженность мышц верхней части туловища (шея, спина, плечи, руки).

Из-за длительного сидения в неподвижной позе у некоторых операторов ПК развивается мышечная слабость, происходит изменение формы позвоночника (синдром длительной статической нагрузки – СДСН), что в самых крайних случаях может привести к нетрудоспособности. Подобные заболевания являются спутниками любой «сидячей» работы.

  1. Заболевания глаз: быстрая утомляемость, чувство острой боли, жжение, зуд, слезливость; частое моргание, ощущение натертости.
  2. Нарушение визуального восприятия: неясность зрения на дальнем расстоянии сразу после работы за компьютером ("пелена перед глазами"); неясность зрения на близком расстоянии (изображение на экране плохо фокусируется зрительной системой); неясность зрения усиливается в течение дня; возникновение двойного зрения (изображение на экране двоится); очки становятся "слабыми" (необходимость смены очков); головные боли; медленная рефокусировка; косоглазие.

У работающих с отображенной на экране монитора информацией по 7 и более часов в день вероятность возникновения астенопии* и воспаления глаз значительно выше, чем у людей, работа которых не связана с компьютером. Кроме того, выявлено, что у профессиональных операторов отмечается повышенная частота заболеваний глаукомой и катарактой. по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) такие операторы вынуждены каждые 6-9 месяцев менять очки в сторону их усиления.

  1. Ухудшение сосредоточенности и работоспособности (очень часто является следствием визуальных нарушений): сосредоточенность достигается с трудом (невозможно сохранить внимательность в течение длительного времени); раздражительность во время и после работы; потеря рабочей точки на экране, пропуски строк, слов, ввод повторных строк; ошибки при заполнении колонок ("непопадание"), переставление слов или цифр местами.

Постоянные пользователи ПК чаще и в большей степени подвергаются психологическим стрессам, функциональным нарушениям центральной нервной системы, болезням сердечно-сосудистой системы и верхних дыхательных путей. Низкочастотные электромагнитные поля при взаимодействии с другими отрицательными факторами могут инициировать раковые заболевания и лейкемию. Пыль, притягиваемая электростатическим полем монитора, как и любая пыль, иногда становится причиной дерматитов лица, обострения астматических симптомов, раздражения слизистых оболочек.

Российский Научно-исследовательский институт охраны труда также провел медико-биологические исследования воздействия ПК на операторов. Таблица 1 иллюстрирует результаты этих исследований.

Справедливости ради, следует отметить, что существует мнение и об отсутствии влияния компьютеров на здоровье. Но все выше сказанное убедительно подтверждает существование СКС.

Таблица 1. Результаты воздействия ПК на пользователей

Симптомы воздействия компьютера

Процент операторов, сообщивших о симптомах

Неполная смена. Работа за дисплеями до 12 месяцев

Полная смена. Работа за дисплеями до 12 месяцев

Работа за дисплеями более 12 месяцев

Работа за дисплеями более 2 лет

Головная боль и боль в глазах

8%

35%

51%

76%

Утомление, головокружение

5%

32%

41%

69%

Нарушение ночного сна

-

8%

15%

50%

Сонливость в течение дня

11%

22%

48%

76%

Изменение настроения

8%

24%

27%

50%271,00%

Повышенная раздражительность

3%

11%

22%

51%

Депрессия

3%

16%

22%

50%

Снижение интеллектуальных способностей, ухудшение памяти

-

3%

12%

40%

Натяжение кожи лба и головы

3%

5%

13%

19%

Выпадение волос

.

3%

5%

Боль в мышцах

11%

14%

21%

32%

Боль в области сердца, неровное сердцебиение, одышка

5%

7%

32%

Снижение половой активности

12%

18%

34%

64%

Причинами разнообразных симптомов СКС, по мнению медиков, является пять основных факторов:

  1. неправильная работа глаз и неверное положение тела;
  2. ношение несоответствующих очков или контактных линз;
  3. неправильная организация рабочего места;
  4. суммирование физических, умственных и визуальных нагрузок;
  5. низкий уровень визуальной подготовленности для работы с компьютером.

Существует небезосновательное мнение, что путем исключения отрицательных факторов воздействия можно снизить вероятность возникновения СКС до минимума.

При выполнении работ на компьютерах большое значение в целях профилактики переутомления и сохранения здоровья имеет правильная организация рабочего места.

Понятие "рабочее место" следует рассматривать комплексно. Необходимо рассматривать не только организацию рабочего стола и стула (кресла), но целый ряд факторов, обусловленных окружающей средой, которая определяется как работой самих компьютеров, так и пребыванием учащихся и отделкой внутреннего интерьера класса полимерными материалами, используемыми в учебных заведениях.

В помещении, в котором осуществляется работа на компьютерах должно быть хорошее освещение (естественное или искусственное). Освещенность рабочего сто­ла должна быть в пределах 300—500 лк. При меньшей освещённости быстро наступает утомление зрительного анализатора. Поэтому работать в затенённой комнате нельзя.

Помещение, где осуществляется работа на ВДТ и ПЭВМ должно быть хорошо проветрено, т.к. для выполнения умственной работы мозг потребляет в 9—10 раз больше кислорода.

Длительная работа компьютеров приводит к снижению концентрации кислорода в воздухе. За один час работы на компьютерах снижение концентрации кислорода достигало 1,7—1,8 об. %. Концентрация озона, наоборот, увеличивается. Озон является сильным окислителем, и концентрация его выше предельно допустимых величин может привести к неблагоприятным обменным реакциям организма, изменяя активность ряда ферментов, способствовать нарушению зрения, появлению головной боли, сухости верхних дыхательных путей и др. Как показали исследования, концентрация озона на занятиях иногда превышала предельно допустимую среднесуточную концентрацию для атмосферного воздуха в 3—17 раз, приближаясь к предельно допустимой концентрации для промышленных помещений.

Помимо неблагоприятных факторов, обусловленных непосредственно работой компьютеров, необходимо учитывать и другие.

Воздух рабочей зоны может загрязняться органическими веществами антропогенного происхождения, а также вредными химическими веществами, такими, как аммиак, диоксид углерода, фенол, формальдегид, хлористый винил и другими, а зависимости от применяемых полимерных материалов для отделки внутреннего интерьера помещений. Вредные химические вещества поступают в воздух в результате деструкции полимерных материалов тем в большем количестве, чем выше температура воздуха. Это может неблагоприятно сказаться на организме и работоспособности, особенно если превышаются предельно допустимые концентрации (ПДК).

В плохо проветренном помещении, по­мимо загрязнения воздуха органическими и вредными химическими веществами, создаются и неблагоприятные микроклиматические условия для работы на ВДТ и ПЭВМ. Частично это происходит вследствие работы компьютеров, частично за счет находящихся в классе учащихся, а также на микроклимат влияют погодные условия и ориентации помещения. В целях исключения непосредственного влияний солнечной радиации оптимальной ориентацией учебных помещений с компьютерами являются север и северо-восток.

Как показали наши наблюдения, температура воздуха в компьютерном классе достигает 26—27° С и выше, а относительная влажность снижается до 12—18%, особенно в отопительный период. Скорость движения воздуха при работе ВДТ и ПЭВМ в основном укладывается в допустимые параметры (до 0,1 м/с).

Повышение температуры воздуха, снижение относительной влажности вызывают большую нагрузку на кардиореспираторную систему, в результате чего ухудшается работа почек, затрудняется мышление, появляется головная боль, снижается работоспособность.

Применение бытовых кондиционеров не спасает положения, т.к. они в основном работают на рециркуляции и свежий воздух поступает в объеме не более 15— 25%. Кроме того, при работе кондиционера образуется шум, уровень которого достигает 65 дБА, т.е. превышает допустимый на 15 дБА, что отрицательно сказывается на состоянии центральной нервной и сердечно-сосудистой систем.

Категория: Всем учителям
02.08.2020 21:14


© 2020 202

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!