СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Система работы с одарёнными детьми» Из опыта работы учителя изобразительного искусства Григорьевой Е.М. МАОУ «Гимназия №1»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального обучения, подхода и развития? Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства учителей и многих родителей.

Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. Как показали исследования в области психологии творчества, достижения результатов связано с проявлением определенных свойств мышления, которые воспринимаются как характерные черты творческой личности.

Созидательные возможности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период его развития – 2-5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности и она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей выражается в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности.

Если у ребенка преобладают художественные способности, он с ранних лет проявляет склонность к рисованию, эти дети отличаются высокой ранимостью и требуют индивидуального психологического подхода со стороны педагогов, задача которых - сформировать и углубить их способности. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (авторские программы, индивидуальные внеурочные занятия, консультации и т.п.).

Для работы с одарёнными детьми педагог сам должен обладать определёнными качествами. Проявляя чуткость и доброжелательность, разбираться в особенностях психологии одарённых детей, чувствовать их потребности и интересы. Учитель должен иметь высокий интеллектуальный уровень, широкий круг интересов и умений, живой и активный характер, личное творческое мировоззрение, обладать чувством юмора.

В своей работе я использую такие воспитательные установки:

1.Все дети талантливы. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделён огромным потенциалом.

2. Дети должны удивляться и восхищаться, так как эти способности человека содержат активное, творческое, познавательное отношение к миру.

3. Детям нужна благоприятная психологическая обстановка для творчества.

4. Работа строится так, чтобы у ребенка возникала потребность в творчестве, желание преобразовать окружающее

5.Соблюдение границ личности ребёнка. Чрезмерная опека и навязанная помощь может заглушить творчество. 6.Научить ребёнка смотреть, чтобы видеть красоту окружающего мира, слушать, чтобы услышать других, говорить, чтобы услышали, быть самим собой, уважать каждого человека и его труд.

7. Учить ребёнка думать. Думающий человек стремиться познавать мир, учиться выбирать для себя знания нужные и полезные.

На протяжении многих лет своей педагогической деятельности я стараюсь заниматься выявлением и развитием одаренных детей.

Моя система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одаренных детей;
  • развитие творческих способностей на уроках;
  • развитие способностей во внеурочной деятельности (конкурсы, выставки, индивидуальная работа);
  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Определив таких ребят в начальном звене, стараюсь отслеживать их дальнейшее развитие, предпринимать всё возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. Для этого, а так же с целью развития природных задатков учащихся на уроках использую творческие задания. Так, например, индивидуальные карточки-задания помогают актуализировать знания учащихся, настроить их на творческий поиск.

На уроках и внеурочной деятельности использую вариативные возможности в обучении школьников: провожу беседы по истории искусства, знакомлю с различными художественными техниками, побуждаю учащихся принимать участие в творческих конкурсах, применяю технологии проектного обучения.

Данное направление работы расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес, развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки. Учащиеся создают презентации на защиту творческих проектов по различной тематике.

На своих уроках я не требую от всех обучающихся одинаково высокого уровня освоения способов деятельности. Обосновано это многими причинами: неодинаковыми условиями воспитания детей, разным уровнем развития их способностей, различным темпом усвоения знаний и умений, поэтому одни ученики сразу схватывают сущность каждого способа и легко превращают её в средства художественной деятельности, другие - достигают этого позже.

Склонности и интересы у детей еще не определены и еще не раз будут меняться. Способности же к какому-либо виду художественной деятельности есть у каждого, но они еще, возможно, не проявились. Именно поэтому я знакомлю детей с различными видами, жанрами и технологиями художественной деятельности.

В центре занятий по развитию творческих способностей стоят специальные задания и упражнения, направленные на развитие этих качеств.

Уроки изобразительного искусства стремлюсь сделать для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству.

Это можно создать при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций, использования компьютерных технологий.

В работе с детьми уделяю большое внимание применению таких методов, приемов обучения и форм работы, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся.

Это методы:

- художественного уподобления (эмоциональное слияние зрителя с чувствами и позицией автора);

- единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);

- сравнений (для активизации мышления);

- «открытий» (творческая деятельность порождает новую идею);

- привлечения жизненного опыта детей;

- визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);

- исследовательский метод;

- словесно-иллюстративный метод.

Формы работы:

- коллективно - творческая деятельность;

- индивидуально практическая деятельность;

- игровые формы работы.

Но ведущей формой работы является игровая драматургия по изучаемой теме. В игре учащиеся приобретают художественные знания, повторяют уже изученный искусствоведческий материал, причём форма игры вносит в это повторение активное, творческое начало. Игра тесно связана с воображением, с формированием творческих способностей. Условия игры заставляют ребят активно мыслить, воспитывают настойчивость, волю, чувство коллективизма.

Например «Преобразование». Умение перевоплощаться в кого-то или во что-то.

3 класс «Художник в цирке» (образ клоуна);

2 класс « О чем говорят украшения» (образ пирата и царя)

1 класс «Изображение и реальность» (образ животного)

Разнообразие современных художественных материалов и инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ.

Например:

- аппликация и коллаж; - лепка (пластилин, соленое тесто); - бумагопластика; - роспись самостоятельно выполненных изделий; - рисование на ткани (батик); - витраж; - роспись по дереву и многое другое.

На уроках изобразительного искусства стараюсь показать учащимся, что знание основ изобразительной деятельности им пригодятся в дальнейшем. Стала традицией проводить персональные выставки гимназистов. Конкретные примеры, демонстрирую работы талантливых ребят. Ведь каждому ребенку важно видеть плоды своего труда, оценку окружающих, поощрение за интересную работу. Выставочная деятельность, конкурсы как раз и нацелены на повышение самооценки учащихся.

Такая работа даёт свои положительные результаты. Мои ученики из года в год становятся победителями конкурсов разного уровня (муниципального, краевого, Всероссийского, Международного).

Закончить своё выступление мне хочется словами Дмитрия Дмитриевича Шостаковича : «Без впечатлений, восторгов, вдохновения, без жизненного

опыта нет искусства и нет творчества».

Желаю нам всем творческих успехов и побед!

Категория: ИЗО
09.07.2023 14:16


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!