СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы учителя по достижению метапредметных результатов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Доводы, до которых человек додумывается сам,

обычно убеждают его больше, нежели те,

которые пришли в голову другим»

С этим высказыванием Б. Паскаля (французским математиком, физиком, литератором и философом) нельзя не согласиться.

Важнейшей задачей стандартов второго поколения, является формирование универсальных (метапредметных) учебных действий (УУД),обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

В настоящее время необходимыми становятся не только сами знания, а знание о том, где и как их применять. Но еще важнее – знание о том, как эту информацию добывать.

Метапредметными результатами обучения должны быть:

• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, постановки целей, планирования;

• формирование умений воспринимать, перерабатывать и передавать информацию, анализировать, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

• развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли и способность слышать собеседника;

• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях;

• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Исходя из опыта моей работы, наилучшие результаты на уроках биологии удается получить при использовании следующих методик:

1. Технология развития критического мышления.

2. Проектная деятельность.

3. Использование ИКТ

4. Игровые технологии

1. Технология развития критического мышления, которая позволяет развивать у учащихся познавательную мотивацию, информационную грамотность, развивают культуру речи, умение общаться в группах, отстаивать свое мнение, уметь выслушать мнение других. Сюда относятся:

1. Смысловое чтение и работа с текстом на уроках.

В связи со все большей компьютеризацией у учащихся уменьшается желание пользоваться печатной информацией (учебник). Как же «заставить» учащихся внимательно прочитать текст учебника. Вот несколько вариантов заданий.

Например.

1. Прочтите внимательно текст и выполните задания. Текст дает учитель.

«В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца- пластиды. Они видны при большом увеличении. У растений пластиды могут быть разных цветов: зеленые, жёлтые или оранжевые, бесцветные. В клетках кожицы чешуи лука, например, пластиды бесцветные.»

1.Озаглавьте текст.

2.С помощью какого увеличительного прибора можно рассмотреть пластиды?

3.Какого цвета пластиды у растений?

4.Какого цвета пластиды находятся в клетках клубня картофеля?

2. Прочитать текст и вставить пропущенные слова.

Например. Общая характеристика водорослей.

Водоросли – растения, живущие в _______. У них отсутствуют органы, а тело называется - ___________ или _______________, поэтому водоросли относятся к ______- растениям.

3. Вопросы классу.

Учащиеся по тексту параграфа составляют вопросы для своих одноклассников.

4. Прием «Верные и неверные утверждения». Это задание можно выполнять, работая в паре.

Тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить ("да" - "нет"). с его последующим обоснованием.

  1. Все растения, существующие на Земле, имеют цветки.
  2. Если у растения цветки крупные, ярко окрашенные, имеют запах, то они опыляются ветром.
  3. Сухие семена дышат.
  4. Мхи относятся к споровым растениям.
  5. Плоды лопуха распространяются ветром.
  6. В клетках и растений, и животных есть хлоропласты.
  7. Зоология – наука о животных.

5. Информационные модели. Такие модели использую как опору для изложения соответствующего учебного материала. Например: «Собрать» цветок. Учащимся выдаются конверты, где находятся вырезанные из бумаги части цветка. Необходимо собрать цветок, а затем написать основные функции всех частей цветка.

7. Игровое моделирование. Например: составить из данных рисунков цепь питания. Таким образом, обучающиеся запоминают, что «цепи питания» начинаются с растений – это первое звено. Второе звено цепи – растительноядные животные. Третье звено – насекомоядные или хищные животные и заканчиваются цепи организмами-разрушителями органического вещества. Учащиеся анализирует, что произойдет с цепочкой, если из нее исключить отдельное звено.

2. Проектная деятельность.

Достигать метапредметных результатов обучающихся при изуче­нии биологии можно различными методами, однако наиболее перспективным видится проектная деятельность.

Основ­ная цель проектного обучения — создать условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся. В своей работе использую краткосрочные проекты (через 2-6 уроков) и долгосрочные (четверть, полугодие, год).

Хорошую эффективность дают такие краткосрочные проекты, когда в качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом. Данная работа проводилась при изучении тем: «Бактерии», «Характерные признаки растений класса однодольные и двудольные» 6 класс, «Вирусы» 10 класс, «Биологическая роль витаминов» 8 класс.

В этом году у меня по биологии было сделано 2 проекта долгосрочных. На выполнение проектов ушло 2 полугодие.

5 класс. Здоровье на крыльях пчелы. Информационный проект.

6 класс. Выращивание растительного организма из семени на примере томата. Исследовательский проект.

Ребята выполняли проекты с большим желанием. Работа им очень понравилась. Продуктами проекта были буклеты. К защите готовили презентации.

Типов проектов много.

В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследования и творчества.

Проект позволяет ученику: • проявлять инициативу; • ориентироваться на достижение успеха; • проявить ИКТ-компетентность; • сотрудничество с другими учениками и учителями; • развивать уверенность в себе, умение адекватно оценивать себя и других и оказывать влияние на других; • получить в результате то, что может принести пользу; • приобрести опыт; • внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике;

3. Использование ИКТ.

Формирование метапредметных знаний, умений и навыков на современном этапе невозможно без применения компьютерных технологий. Компьютерные технологии широко применяются не только с целью получения информации, ее анализа, обобщения и систематизации. Учащиеся охотно создают собственные программные продукты, проекты, презентации.

4. Игровые технологии

Уроки-путешествия, уроки-семинары, уроки-конференции – по сути то, что когда-то получило определение «нестандартные уроки».

Невозможно каждый урок проводить в виде игры, а использовать игровые приемы можно. О некоторых игровых приемах я и хочу рассказать.

Найди лишнее

Предлагается ряд названий биологических объектов. Нужно определить лишний в этом ряду элемент.

  • Редька дикая, Пастушья сумка, Ярутка полевая, Паслен черный. (Семейство пасленовые)
  • Шиповник, дуб, береза, яблоня ( шиповник – кустарник)

Продолжи ряд

Играющим предлагается ряд из названий биологических объектов. Они должны найти еще один биологический объект, который продолжит этот ряд.

  • Шиповник, клевер, конский каштан (сложные листья, например: рябина)
  • Пырей ползучий, лук репчатый, ландыш (видоизмененные побеги, например: картофель)

Учебный процесс не должен начитаться и заканчиваться со звонком. Он не является чем-то отграниченным от остальной жизни. На уроке учащиеся и учитель должны проживать саму жизнь. Именно в создании такого урока и состоит основная задача современного учителя.

31.05.2020 10:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!