СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Доводы, до которых человек додумывается сам,
обычно убеждают его больше, нежели те,
которые пришли в голову другим»
С этим высказыванием Б. Паскаля (французским математиком, физиком, литератором и философом) нельзя не согласиться.
Важнейшей задачей стандартов второго поколения, является формирование универсальных (метапредметных) учебных действий (УУД),обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
В настоящее время необходимыми становятся не только сами знания, а знание о том, где и как их применять. Но еще важнее – знание о том, как эту информацию добывать.
Метапредметными результатами обучения должны быть:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, постановки целей, планирования;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и передавать информацию, анализировать, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
• развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли и способность слышать собеседника;
• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Исходя из опыта моей работы, наилучшие результаты на уроках биологии удается получить при использовании следующих методик:
1. Технология развития критического мышления.
2. Проектная деятельность.
3. Использование ИКТ
4. Игровые технологии
1. Технология развития критического мышления, которая позволяет развивать у учащихся познавательную мотивацию, информационную грамотность, развивают культуру речи, умение общаться в группах, отстаивать свое мнение, уметь выслушать мнение других. Сюда относятся:
1. Смысловое чтение и работа с текстом на уроках.
В связи со все большей компьютеризацией у учащихся уменьшается желание пользоваться печатной информацией (учебник). Как же «заставить» учащихся внимательно прочитать текст учебника. Вот несколько вариантов заданий.
Например.
1. Прочтите внимательно текст и выполните задания. Текст дает учитель.
«В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца- пластиды. Они видны при большом увеличении. У растений пластиды могут быть разных цветов: зеленые, жёлтые или оранжевые, бесцветные. В клетках кожицы чешуи лука, например, пластиды бесцветные.»
1.Озаглавьте текст.
2.С помощью какого увеличительного прибора можно рассмотреть пластиды?
3.Какого цвета пластиды у растений?
4.Какого цвета пластиды находятся в клетках клубня картофеля?
2. Прочитать текст и вставить пропущенные слова.
Например. Общая характеристика водорослей.
Водоросли – растения, живущие в _______. У них отсутствуют органы, а тело называется - ___________ или _______________, поэтому водоросли относятся к ______- растениям.
3. Вопросы классу.
Учащиеся по тексту параграфа составляют вопросы для своих одноклассников.
4. Прием «Верные и неверные утверждения». Это задание можно выполнять, работая в паре.
Тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить ("да" - "нет"). с его последующим обоснованием.
5. Информационные модели. Такие модели использую как опору для изложения соответствующего учебного материала. Например: «Собрать» цветок. Учащимся выдаются конверты, где находятся вырезанные из бумаги части цветка. Необходимо собрать цветок, а затем написать основные функции всех частей цветка.
7. Игровое моделирование. Например: составить из данных рисунков цепь питания. Таким образом, обучающиеся запоминают, что «цепи питания» начинаются с растений – это первое звено. Второе звено цепи – растительноядные животные. Третье звено – насекомоядные или хищные животные и заканчиваются цепи организмами-разрушителями органического вещества. Учащиеся анализирует, что произойдет с цепочкой, если из нее исключить отдельное звено.
2. Проектная деятельность.
Достигать метапредметных результатов обучающихся при изучении биологии можно различными методами, однако наиболее перспективным видится проектная деятельность.
Основная цель проектного обучения — создать условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся. В своей работе использую краткосрочные проекты (через 2-6 уроков) и долгосрочные (четверть, полугодие, год).
Хорошую эффективность дают такие краткосрочные проекты, когда в качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом. Данная работа проводилась при изучении тем: «Бактерии», «Характерные признаки растений класса однодольные и двудольные» 6 класс, «Вирусы» 10 класс, «Биологическая роль витаминов» 8 класс.
В этом году у меня по биологии было сделано 2 проекта долгосрочных. На выполнение проектов ушло 2 полугодие.
5 класс. Здоровье на крыльях пчелы. Информационный проект.
6 класс. Выращивание растительного организма из семени на примере томата. Исследовательский проект.
Ребята выполняли проекты с большим желанием. Работа им очень понравилась. Продуктами проекта были буклеты. К защите готовили презентации.
Типов проектов много.
В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследования и творчества.
Проект позволяет ученику: • проявлять инициативу; • ориентироваться на достижение успеха; • проявить ИКТ-компетентность; • сотрудничество с другими учениками и учителями; • развивать уверенность в себе, умение адекватно оценивать себя и других и оказывать влияние на других; • получить в результате то, что может принести пользу; • приобрести опыт; • внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике;
3. Использование ИКТ.
Формирование метапредметных знаний, умений и навыков на современном этапе невозможно без применения компьютерных технологий. Компьютерные технологии широко применяются не только с целью получения информации, ее анализа, обобщения и систематизации. Учащиеся охотно создают собственные программные продукты, проекты, презентации.
4. Игровые технологии
Уроки-путешествия, уроки-семинары, уроки-конференции – по сути то, что когда-то получило определение «нестандартные уроки».
Невозможно каждый урок проводить в виде игры, а использовать игровые приемы можно. О некоторых игровых приемах я и хочу рассказать.
Найди лишнее
Предлагается ряд названий биологических объектов. Нужно определить лишний в этом ряду элемент.
Продолжи ряд
Играющим предлагается ряд из названий биологических объектов. Они должны найти еще один биологический объект, который продолжит этот ряд.
Учебный процесс не должен начитаться и заканчиваться со звонком. Он не является чем-то отграниченным от остальной жизни. На уроке учащиеся и учитель должны проживать саму жизнь. Именно в создании такого урока и состоит основная задача современного учителя.
© 2020, Коськова Тамара Алексеевна 203