СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система ценностей автора как важнейшее звено в его творческом наследии. Опубл. в журнале "Литература в школе" № 10 за 2018 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Меня чрезвычайно занимают последнее время вопросы, что именно воздействует на нас при чтении того или иного произведения, почему тексты сохраняют свою свежесть и первозданность.

Так как именно автор – посредник между миром и читателем, посмотрим, что автор считает ценным, значимым в мире, о чем он постоянно думает, какие мысли сопровождают его на протяжении творческом пути.

«Брожу ли я вдоль улиц шумных».

В предпоследней строфе Пушкин пишет:

«И хоть бесчувственному телу

Равно повсюду истлевать,

Но ближе к милому пределу

Мне все б хотелось почивать».

Поэт прекрасно осознает, что тело будет «бесчувственным». Почему же тогда автору не все равно где лежать?

Этот вопрос потребует от нас обращения еще к нескольким текстам.

«Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что домой, что в могилу!. что в могилу! В могиле лучше. Под деревцом могилушка. как хорошо!. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит. весной на ней травка вырастет, мягкая такая. птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие. всякие (задумывается), всякие. Так тихо! так хорошо! Мне как будто легче!»

Катерина «проговорила», почему телу не все равно где лежать.

«Мне как будто легче». Оказывается мысль о благодатном месте, где будет похоронен человек, дает подобие утешения при жизни.

Это народная мысль. Она объединяет великого поэта и безграмотную купеческую жену. Это ценностная мысль.

Именно этого и не понял Писарев в статье «Мотивы русской драмы».

«…слово "могила" наводит ее на новый ряд мыслей, и она начинает рассматривать могилу с чисто эстетической точки зрения, с которой, впрочем, людям до сих пор удавалось смотреть только на чужие могилы. "В могиле, говорит, лучше. Под деревцом могилушка. как хорошо!. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит. весной на ней травка вырастает, мягкая такая. птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие. всякие, всякие".

Я не оцениваю статью Писарева, а говорю только о том, что критику чужда та ценность, которая понятна Пушкину и ощущается Катериной.

А вот еще одно произведение, в котором простая женщина размышляет на ту же тему, и ее размышления полностью совпадают со взглядом Пушкина и Катерины.

В краю, куда их вывезли гуртом,

Где ни села́ вблизи, не то что го́рода,

На севере, тайгою заперто́м,

Всего там было — хо́лода и го́лода.

Но непременно вспоминала мать,

Чуть речь зайдёт про всё про то, что ми́нуло,

Как не хотелось там ей помирать —

Уж очень было кладбище немилое.

Кругом леса́ без края и конца —

Что видит глаз — глухие, нелюдимые,

А на погосте том — ни деревца,

Ни даже прутика тебе единого.

Так-сяк, не в ряд нарытая земля

Меж вековыми пнями да корягами,

И хоть бы где подальше от жилья,

А то — могилы сразу за бараками.

И ей, бывало, виделись во сне

Не столько дом и двор со всеми справами,

А взгорок тот в родимой стороне

С крестами под берёзами кудрявыми.

Такая-то краса и благодать,

Вдали большак, дымит пыльца дорожная.

— Проснусь, проснусь, — рассказывает мать, —

А за стеною — кладбище таёжное…

Это Твардовский.

К этому можно прибавить сцену в конце второго тома «Тихого Дона», где описана могила расстрелянного Валета.

«Валета через двое суток прибрали: двое яблоновских казаков, посланных

хуторским атаманом, вырыли неглубокую могилу, долго сидели, свесив в нее

ноги, покуривая.

- Твердая тут на отводе земля, - сказал один.

- Железо прямо-таки! Сроду ить не пахалась, захрясла от давних времен.

- Да. в хорошей земле придется парню лежать, на вышине. Ветры тут,

сушь, солнце.»

А дальше – словно цитата из монолога Катерины.

«И еще - в мае бились возле часовни стрепета, выбили в голубом полынке

точок, примяли возле зеленый разлив зреющего пырея: бились за самку, за

право на жизнь, на любовь, на размножение. А спустя немного тут же возле

часовни, под кочкой, под лохматым покровом старюки-полыни, положила самка стрепета девять дымчато-синих крапленых яиц и села на них, грея их теплом своего тела, защищая глянцево оперенным крылом».

Теперь мы может ответить на вопрос, почему великий поэт, зная, что «бесчувственному телу равно повсюду истлевать», написал, « но ближе к милому пределу мне все б хотелось почивать». Он впитал в себя систему народных ценностей, в которых представление о мире целостно эстетическое. Именно этого и не мог понять рационалист и позитивист и наблюдательный критик Писарев.

В «Каменном госте» Дон Гуан, убив Дона Карлоса, собирается заняться любовными утехами с Лаурой.

Лаура

Друг ты мой!.

Постой. при мертвом!. что нам делать с ним?

Но Гуан готов к любви и «при мертвом». Это кощунство, и оно должно быть осуждено в системе ценностей поэта.

Затем Гуан пригласит на свидание с Донной Анной статую с могилы Командора, и наказание станет неизбежно.

Сравним.

«Как пред солнцем птица ночи,

Царь умолк, ей глядя в очи,

И забыл он перед ней

Смерть обоих сыновей».

Дадон идет в шатер Шамаханской царицы, но что стало с телами сыновей, поэт не говорит, а законы художественного творчества таковы, что мы не можем предполагать, как именно были погребены погибшие из-за этой самой девицы сыновья, если об этом не сказано. Значит, Дадон их по-человечески не похоронил. Снова кощунство. Не совершив погребения, Дадон предался радостям.

В мире поэта неуважительно отношение к погребению наказывается. Об этом баллада «Утопленник».

«Мужику какое дело?

Озираясь, он спешит;

Он потопленное тело

В воду за ноги тащит,

И от берега крутого

Оттолкнул его веслом,

И мертвец вниз поплыл снова

За могилой и крестом».

Наказание в виде утопленника приходит к мужику той же ночью и будет приходить в каждую годовщину этого события.

Источником творческого произведения может стать любое событие, сценка, предмет.

«Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя…»

Но, как стрелка компаса всегда поворачивает на Север, так в творчестве того или иного автора система ценностей введет создаваемый текст в его, автора мир.

Именно система ценностей дает возможность оценить значимость автора в мировой литературе.

Ценности в мире Пушкина свои: любовь, дружба, уважение к прошлому, к достоинству человеческой личности, к понятию честь, верность, благодарность, благоволение - доброжелательное отношение к миру. Можно найти и другие, но эти пронизывают все творчество поэта. Свою систему ценностей можно увидеть в творчестве Есенина: молодость, цветение, удаль, полнота бытия, трепетное отношение ко всему живому в мире природы и человека, к родной стране.

В мире Чехова абстрактный, не обращенный к конкретному человеку гуманизм, – не ценность, антиценность. Поэтому Лидия в «Доме с мезонином» при первой встрече с рассказчиком ведет себя именно так.

«Одна из них, постарше, тонкая, бледная, очень красивая, с целой копной каштановых волос на голове, с маленьким упрямым ртом, имела строгое выражение и на меня едва обратила внимание;…» - равнодушие к человеку – главная черта героини, антиценность.

А другая «… совсем еще молоденькая — ей было 17—18 лет, не больше — тоже тонкая и бледная, с большим ртом и с большими глазами, с удивлением посмотрела на меня».

Мисюсь интересен новый человек, и рассказчик – художник и тонкий наблюдатель, - обратит внимание именно на нее.

Вот Лидия приехала совершать доброе дело.

«Она приехала с подписным листом просить на погорельцев. Не глядя на нас, она очень серьезно и обстоятельно рассказала нам, сколько сгорело домов в селе Сиянове, сколько мужчин, женщин и детей осталось без крова и что намерен предпринять на первых норах погорельческий комитет, членом которого она теперь была». Очень важно, что она не глядит на тех, с кого приехала деньги брать на свои «добрые дела». Ей эти люди не интересны.

А вот Женя. «Всё время она смотрела на меня с любопытством и, когда я осматривал в альбоме фотографии, объясняла мне: «Это дядя. Это крёстный папа», и водила пальчиком по портретам.»

Дядя, крестный папа, работник поймал большую рыбу, сажа загорелась в людской в печке, вера в то, что исцелилась чудесно хромая Пелагея – вот о чем говорит Женя. Ее интересы и разговоры домашние, поэтические, полные прелести, - и все это намного ближе к искусству, чем разумные доводы Лидии о том, как надо менять мир. Поэтому художник и полюбил младшую, Женю.

Дом, домашнее тепло, уют – все это важнейшие ценности в мире Чехова. Гуров в конце «Дамы с собачкой» пьет чай в «Славянском базаре» в присутствии Анны Сергеевны. Они создали свой малый домашний мир, непрочный, вероятно, недолговечный, но подлинный, настоящий.

Система ценностей автора проступает сквозь любое его произведение, задает вектор развития сюжетам, выбору героев, самому изображению той или иной сцены. В русской классической литературе система ценностей писателя создавала его неповторимый мир и продолжает воздействовать на нас своей красотой, глубиной и значимостью.

А. Г. Гутов засл. учитель РФ

Категория: Литература
10.10.2020 00:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!