СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системно-деятельностный подход в обучении истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Системно-деятельностный подход в обучении истории отводит ученику роль не объекта, а субъекта учебного процесса и способствует формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций. Нет неспособных учеников, есть непродуманные средства воздействия на ученика.

Учебная деятельность школьников на уроках неодинакова по эффективности; она зависит от образованности и личностных качеств самого учащегося. Процесс выработки умений и навыков у учащихся, скорость усвоения материала протекает с различной скоростью, что выражается через познавательную активность ученика, его отношения к процессу познания и результату. Чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Очень важно знать о том, как информацию добывать, интерпретировать, создавать новую, как и где её применять.

Вот некоторые формы деятельности учащихся на уроке:

  1. Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.
  2. Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы,которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.
  3. Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. На основе оценок деятельности личности, историками и современниками, дети учатся давать собственную аргументированную оценку. Одно из заданий ЕГЭ как раз и требует подобных знаний и умений.
  4. Работа с исторической картой. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.
  5. Анализ исторических источников (документов). Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.
  6. Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.
  7. Рецензия на ответ товарища. Эта работа способствует формированию умений объективной само- и взаимооценки учебной деятельности.
  8. Задания на образную реконструкцию исторических фактов:
  • Изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;
  • Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки.

Задача учителя – создать условия для саморазвития х возможностей и творчества учащихся, вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс.

  1. Метод «незаконченная тема». При изучении новой темы учитель не излагает тему полностью, а предлагает учащимся смоделировать историческую ситуацию (предложить свои варианты развития событий), а затем изучить вопрос по учебнику, сравнив изложение событий в учебнике и собственную версию, объяснить, почему события развивались именно таким образом.
  2. Раскрытие содержание темы через различные виды творческой деятельности. На уроке создаются условия для формирования структурных элементов творческих способностей, позволяющих максимально благополучно социализироваться в обществе.

Таким образом, применение разнообразных технологий, форм и методов обучения дает каждому ученику возможность самореализации, создает условия для полноценного развития личности и способности ориентироваться в потоке социальной информации. Наряду с этим позволяет видеть и творчески решать возникающие проблемы, активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения, продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле этого понятия. Результатом обучения с использование форм и методов деятельностного подхода является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

31.01.2019 20:52


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!