СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Система подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
I.Специфические особенности предмета обществознание.
Самый популярный предмет, который выбирают старшеклассники для сдачи единого государственного экзамена – обществознание. Ежегодно число сдающих экзамен превышает 400 тысяч. Среди экзаменов по выбору он наиболее массовый. Объясняется это просто – результаты ЕГЭ по обществознанию требуются по 30 специальностям в вузах и ссузах.Такая востребованность имеет свои причины. Общественные науки – это большая семья дисциплин. Каждая из них является базой для подготовки широкого круга специалистов- социальных работников, юристов, экономистов, управленцев, финансовых работников социологов и многих других. Изучать каждую из общественных дисциплин как самостоятельный учебный предмет в школе невозможно, учебный план нашей школы (Восстановительный Центр Детской Ортопедии и Травматологии) имеет свои особенности. Школьное обществознание интегрирует знания из различных общественных наук. Базовыми являются: экономика, социология, политология, культурология, юридические науки, а также философия. Наряду с научными знаниями в курсе представлены социальные нормы, система гуманистических и демократических ценностей, способы познавательной практической деятельности и другие элементы нравственной, экономической, политической, правовой культуры, культуры социального поведения граждан. Этот курс призван способствовать социализации личности в условиях динамично развивающегося общества.
Поэтому понятно, почему этот предмет сдают, к примеру, и будущие специалисты в таможенном деле, и те кто собирается стать профессионалами в области рекламы, издательского дела, правоохранительной деятельности.
Знания, приобретаемые в школе, должны обладать определенными качествами. Будучи адекватным отражением действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий, знания должны быть не формально заученными, а осмысленными, насыщенными конкретным содержанием, систематичными, взаимосвязанными. Педагогическая наука давно пришла к выводу, что отличия содержательных знаний от формализованных проявляются в умении не только назвать и описать, но и объяснить изученные процессы и явления, указать их взаимосвязи и отношения, обосновать усваиваемые положения, сделать выводы из них.
О сложности ЕГЭ по обществознанию высказываются противоположные точки зрения. Одни считают этот экзамен легким, другие уверенны, что его следует отнести к наиболее сложным. Вот как отвечает на
этот вопрос А.Лазебникова- научный сотрудник ФИПИ, руководитель комиссии разработчиков КИМ по обществознанию : «Вообще понятие «трудность» достаточно субъективно. Для кого-то практически все задания экзаменационной работы вполне посильны, а для кто-то затрудняется уже при выполнении базовых заданий части А. Но в целом я считаю, что наш экзамен в наиболее «простой»его части можно назвать щадящим.Есть определенный круг заданий, которые выполняются подавляющим большинством выпускников. Об этом говорят и цифры. К примеру, число тех, кто не набрал минимального бала по предмету, составляет всего 4%.В тоже время в части С есть задания, выполнение которых требует мобилизации всего накопленного потенциала знаний и умений. К таким заданиям можно отнести написание эссе, задания-задачи, требующие конкретизации положений и выводов фактами общественной жизни, типичными ситуациями и тому подобное. С такими заданиями справляются немногие. Поэтому и число «стобалльников» по нашему предмету невелико. В 2011г высший балл получил 31 человек, в 2012г-84.»
ЕГЭ начал оказывать влияние на методику преподавания. Учителя меньше стали заниматься простой трансляцией знаний и больше внимания уделяют формированию комплекса предметных умений.
Залогом успешной сдачи единого экзамена по предмету является полноценное усвоение обществоведческого курса в единстве его знаниевой и компетентностной составляющих. Недопустима подмена изучения курса в его полноте непосредственной подготовкой к экзамену, которая нередко сводится к непрерывному тренингу на основе заданий с выбором ответа, в изобилии представленных в многочисленных специальных изданиях.
Результаты экзамена выявляют отсутствие у большинства выпускников умения связывать полученные при изучении курса теоретические знания с явлениями социальной действительности. Этот недостаток имеет к сожалению массовый и устойчивый характер, проявляясь при выполнении ряда заданий единого экзамена. Формирование умения, скорее компетенции, органически связывать теорию и факты, высказывания и примеры – задача долговременная, решаемая с использованием различных методических средств
II. Рекомендации по совершенствованию подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
1. Форсированная подготовка к ЕГЭ по обществознанию не может привести к успешному результату, так как он достижим лишь при условии организации эффективного учебного процесса в течении всех лет обучения. Учителю важно проанализировать подходы в преподавания предмета и при
необходимости сформировать систему предметной подготовки учащихся с 6 по 11 классы. Эта система должна иметь многоплановый, долговременный и последовательный характер, включать несколько взаимосвязанных этапов (6-7, 8-9, 10-11 кл.) с определенными целями и задачами по формированию и закреплению необходимых знаний, умений и навыков и с обязательным сотрудничеством педагогов различных специальностей.
2. Необходимо глубоко и всесторонне усвоить документы, разработанные ФИПИ для проведения экзаменационных испытаний (Кодификатор, Спецификацию, Демонстрационную версию), четко донести до потенциальных участников ЕГЭ необходимый объем знаний (элементы содержания) и перечень учебных умений и навыков, которыми они должны владеть;
3. Развивать познавательную деятельность учащихся за счет расширения практики решения познавательных задач, реализации проблемного подхода в изучении общественных явлений, включения их в работу со всеми видами информации;
4. Выстраивать систему работы по развитию умений систематизировать, классифицировать материалы, определять и сравнивать характерные черты отдельных социальных, экономических и политических явлений, подтверждать обобщенные суждения и аргументировать выбранную точку зрения, соотносить факты и формы, признаки и типы, функции и институты…
5. Широко использовать различные виды самостоятельных работ (на уроке, вне урока), повторение изучаемого материала с выполнением заданий в различных формах: составление таблиц, схем, развернутых планов,эссе, кратких сообщений и пр.
6. Научить учащихся внимательно читать учебное задание, понимать его смысл и точно, лаконично отвечать по существу, руководствуясь определенными учебными алгоритмами. Так, если формулируется задание: «Назовите…», то достаточно только перечислить характерные черты явления, причины или функции без каких-либо дополнительных уточнений. Если дается задание: «Приведите три обоснования своего мнения»,то общее суждение должно сопровождаться и подтверждаться фактами и положениями и т.д. Другими словами, каждое тестовое задание, в зависимости от его формулировки, требует разного характера деятельности от участника ЕГЭ.
7. Особо уделить внимание формированию тех умений и навыков, которые необходимы при написании заданий части С: умению анализировать документ, обобщать и систематизировать материал, анализировать различные версии, оценки, ситуации, ясно и аргументировано выражать собственное понимание проблемы и личное отношение к ней.
8.При составлении поурочного планирования предусмотреть специальные уроки предэкзаменационного повторения: для актуализации знаний по проверяемым элементам содержания в рамках ЕГЭ, для ознакомления со всеми видами заданий экзаменационной работы по обществознанию, для привлечения внимания к ключевым, базовым вопросам курса, для закрепления умений выполнять задания различных видов;
9. Необходимо проводить текущие и промежуточные контрольные мероприятий в формате, близком к ЕГЭ, репетиционные экзамены или пробные тестирования в полном соответствии с правилами проведения ЕГЭ с целью психологической и технологической подготовки учащихся к новой форме аттестации.
10.Обратить внимание на то, что учебно-тематическое планирование учителя по курсу обществознание в старших классах правомерно соотносить с Кодификатором элементов содержания по обществознанию;
III.Основные формы работы с учащимися.
- Проведение обучающих лекториев для учащихся по структуре заданий КИМов и процедуре заполнения бланков ответов, об учебной и дополнительной литературе.
-Использование раздаточных материалов, где содержатся: КИМ ы по обществознанию прошлых лет( для успешного выполнения заданий ЕГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих заданий.),тех авторов, которые участвуют в их составлении.
- Составление памяток для учащихся по процедуре проведения ЕГЭ, психологических рекомендаций.
-У каждого учащегося, сдающего ЕГЭ должен быть кодификатор – это фактически его план подготовки к экзамену в котором он будет отмечать те темы, которые он уже изучил, и те которые еще нужно освоить.
-Составление памяток по выполнению сложных заданий: «Как составить сложный план», «Как написать эссе»,различных клише, алгоритмов.
- Развитие навыков чтения и анализа схематической информации.
-Регулярное проведение текущих и итоговых контрольных работ по основным модулям кодификатора.
-Составление дидактического материала учениками для систематизации учебной информации (схемы, таблицы, планы).
-Осуществление коллективного разбора сложных заданий, анализа ошибок.
-Обучение учащихся правилам оформления задания, технологиям выбора правильного ответа.
-Систематическая работа с текстами, содержащими научную информацию, с материалами СМИ, их анализ и интерпретация.
-Проведение родительских собраний с включением вопросов подготовки к ЕГЭ, информацией о результатах текущих контрольных работ, репетиционного ЕГЭ.прогнозируемом результате. Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ - это тяжёлый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену.
© 2015, Дмитриева Ольга Григорьевна 1675