СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системно-деятельностный подход в предметной деятельности учителей гуманитарного цикла в условиях школы-интерната для детей с ТНР-

Нажмите, чтобы узнать подробности

Системно-деятельностный подход.

Система- это и есть те самые условия, которые создаёт учитель для развития УУД с помощью набора педтехнологий, методов, форм и приёмов обучения. Причём этот набор каждый учитель выбирает для себя сам, методом проб и ошибок с учётом возможностей той категории детей с которой он работает. Сегодня мы с моей коллегой учителем русского языка и литературы Мелёшиной Н.А. поделимся своим набором педагогических средств, который на наш взгляд дают наилучший результат развития детей с речевыми нарушениями в процессе обучения их предметам гуманитарного цикла (история, литература, русский язык). Опыт, которым мы решили поделиться, используется, именно, сейчас, на данном этапе нашей педагогической деятельности, и мы не исключаем тот факт, что что-то возможно мы будем менять, от чего- то отказываться, а что-то внедрять новое. В перспективе мы планируем создать единую систему т.е подбор технологий применяемых и в старшем, и в среднем, и в младшем звене, и во внеурочное время, и во время логопедических занятий. Для этой цели мы планируем активное сотрудничество всех методических объединений школы-интерната. На наш взгляд это необходимо для повышения качества обучения, уровня развития, дальнейшей социализации детей с ОВЗ, обеспечения чёткой преемственности с идентичным набором навыков и умений детей при переходе на новую ступень обучения с целью дальнейшего, беспрепятственного их совершенствования, для осуществления метапредметных связей, особенно это важно при организации процесса воспитания, развития и обучения в условиях школы-интерната.

Педтехнологии:

- ИКТ (презентации, видеофильмы)

поурочно повторение-обобщение- контрольное тестирование

- Технология применения схем и таблиц (кодировка текста, символическое конспектирование, интеллекткарты)

- Технология тестирования (поурочное, рубежное, итоговое)

- Технология правильной читательской деятельности (обязательное совместное чтение с учителем, анализ текста: -выделение ключевых слов, беседа, составление плана, комментированное и выборочное чтение, составление вопросов)

- Технология критериального оценивания (применение критериального оценивания дает ясность относительно целей и задач обучения, а детям помогает понять, как учиться, чему учиться, а главное, зачем учиться, так как критерии определяются задачами обучения и представляют собой перечень различных видов деятельности учащихся, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить)

- Технология проблемно-диалогического обучения (организация диалога учителем при создании проблемной ситуации, постановка проблемы, противоречивость фактов.)

- Творческая и исследовательская проектная деятельность (отдельные, общешкольные, совместные между классами уроки и занятия просвещения, рефлексии, игры)

Общешкольные занятия приурочены к определённым историческим событиям, датам, проходят обычно в 2 этапа: урок просветительского характера и урок рефлексия с использованием игр, творческих и интеллектуальных заданий (кроссворды, кодированные слова и шифрованные сплошные тексты, отрывки произведений, перепутанные стихи.). Эти занятия имеют очень хороший пропедевтический результат и метапредметную направленность.

Н.А. Мелёшина уделяет внимание на своих уроках- исследования и уроках-играх развитию читательских умений на основе лингвистической информации. Учащиеся включаются в совместную практическую проектную деятельность исследовательского характера, изучая устаревшие слова и обороты. Ученики 5, 9 классов развивают понимание лексического значения устаревших слов в произведениях, что особенно важно для детей с ОВЗ речевой направленности, т.к. способствует развитию метапредметных связей, ведь понимание текста необходимо для всех предметов любого цикла школьной программы.

На уроках русского языка учителя используют для закрепления знаний различных орфограмм и проверки знаний учащихся старые добрые перфокарты, но уже с применением ИКТ. Используется на наших уроках самостоятельная работа в парах, группах по карточкам с последующей оцениванием, иногда с помощью сигнальной системы.

Одна из проблем, с которой сталкиваются преподаватели истории на уроках – это неумение учащихся последовательно, логически обоснованно освещать вопрос, раскрывать тему – базовое общеучебное умение. Поэтому важную роль играет построение ответа, сообщения, доклада, реферата. Для этого совместно с учащимися составляется простой план-таблица по памятке:

  1. Прочитайте текст, представьте мысленно весь материал.
  2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
  3. Озаглавьте части, подберите заголовки, замените главы именами существительными.
  4. Прочитайте текст второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
  5. Составьте план в виде таблицы.
  6. Заполните требования к плану-таблице:

а) план должен полностью охватить содержание текста (темы);

б) в заголовках, пунктах плана не должны повторяться сходные формулировки.

Учащимся на уроках истории часто предлагается готовить сообщения по предложенным темам. Для того, чтобы научить школьников самостоятельно справляться с такими заданиями, эффективно использовать на уроках прием:

Ответь на шесть вопросов:

п/п

Вопрос

Ответ

1

Что?

2

Где?

3

Когда?

4

Кто?

5

Как?

6

Почему?

Структурно-логические схемы как технология формирования культуры научного мышления

Схемы и таблицы на уроках истории помогают выделить главное, они «запирают» информацию в замкнутое пространство. При составлении схем, таблиц ученик совершает логические операции: анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщать исторический материал, приводить его в систему и графически изображать. Однако, при всем сходстве схем и таблиц, они имеют четко выраженные различия. В таблицах, в отличие от схем, нет условных обозначений исторических явлений. Под схемами же понимается графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки, явления изображаются условными знаками – геометрическими фигурами, символами, подписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением и связываются между собой. Традиционно в методике преподавания истории выделяют следующие виды схем: логические, сущностные, последовательные, диаграммы, графики, технические, локальные. Очень удобно применять логические схемы при изучении причин и последствий событий и явлений. Они помогают выявить причинно-следственные связи. Эти схемы достаточно просты в исполнении ученикам, т.к. основаны на последовательном соединении квадратов, в которых фиксируются причинны и следствия, вытекающие одно из другого. Применение логических схем на уроках истории помогает решать ряд задач: активизирует внимание учащихся, повышает интерес к предмету, экономит время на уроке, развивает логические суждения, т.к. ответы сопровождаются пояснениями и собственными умозаключениями учащихся. Все это приводит к тому, что ученики, сами о том не подозревая, самостоятельно и без труда совершают мыслительные операции. Наконец, одним из следствий работы со схемами является то, что у учащихся появляется привычка, определенные навыки любой изучаемый материал представлять в подобном систематизированном виде, что упрощает задачу понимания, запоминания и применения. Следовательно, на уроках истории для развития логического мышления и способности логически рассуждать, роль использования логических схем велика Логические схемы удобны тем, что их может применять педагог на любом этапе урока: на этапе изучения нового материала, закрепления и проверки знаний учащихся. Приведу пример: логическая схема, которую можно применять на протяжении всего курса истории. Возьмем любые военные события (войны). Предлагаю рассмотреть составленную схему:

ПРИЧИНЫ, ПРИВЕДШИЕ К ВОЕННОМУ (слайд схемы в презентации) СОБЫТИЮ

СОБЫТИЕ (ДАТА)

ПОБЕДИВШАЯ СТОРОНА (+ и –)

ПРОИГРАВШАЯ СТОРОНА (+ и –)

При систематическом применении таблиц, схем разного вида на уроке, особенно логических, можно поднять на более высокий уровень мотивацию учащихся, развить творческие способности, как педагога, так ряда учащихся. Применение схем и таблиц повышает плотность урока, коэффициент усвоения материала, качество успеваемости по предмету. А эффективно разработанные приемы, применяемые в системе на уроках, формируют устойчивые знания, умения и навыки обучающихся.

Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овла­дения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности Использование компьютерных и интернет-технологий во внеклассной и внеурочной работе со школьниками Сегодня в результате процесса информатизации российского образования, реализации федеральных программ компьютеризации сельских, поселковых, городских школ и детских центров дополнительного образования, многие учебные заведения получили возможность использовать компьютерную коммуникацию и новые информационные технологии, как в учебном процессе, так и во внеурочной и внеклассной работе с учащимися. Всё это способствует поиску нового содержания образования, изменению организационных форм и методов обучения и воспитания. Уже стал очевидным тот факт, что использование компьютеров и телекоммуникации в учебно-воспитательной работе позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся,
  • совершенствовать их навыки работы с информацией, представленной в различных видах,
  • повышать уровень работы с информационными ресурсами,
  • развивать кругозор, культуру, самосознание учащихся,
  • развивать творческие и коммуникативные способности школьников.
  • оказывает помощь в подготовке к государственной итоговой аттестации.
30.08.2016 15:42


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!