СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Системно-деятельностный подход в управлении развитием педагогического коллектива
Человека нельзя “сделать”, “ произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность. Г.С.Батищев
Сегодня школа переживает время больших перемен. Инициированные процессом модернизации образования на нас сыплются, как из рога изобилия, все новые и новые инновации: компетентностный подход, профилизация, изменения содержания образования, ЕГЭ и т.п. Как бы мы не относились к подобным изменениям, нам следует признать две вещи.
Даже если нововведение инициировано “сверху”, все равно педагоги воспринимают школьную администрацию в качестве тех, что “заставляет” их меняться.
Жизнь так изменилась в последнее время, что настоятельно требует от нас перемен в школьной организации.
Любое изменение в школьной практике влечет за собой сопротивление членов педколлектива, поскольку оно, сопротивление, заложено в самой природе человека. Получается, что преодоление сопротивление своих подчиненных и есть истинное содержание управленческой деятельности.
Какие же стратегии работы руководителя с педагогами рекомендует нам педагогическая наука?
Разъяснительная работа и жесткая линия проведения нововведений, если это касается преобразований, связанных с формами организации учебного процесса. Если изменения касаются содержания образования, то нам рекомендуется включать как экономические рычаги воздействия, так и психологическое мотивирование.
С целью реализации основных направлений модернизации образования, педагогический коллектив школы № 5 работает над внедрением инновационных технологий школьного обучения в течение трех последних лет. Нами изучены научные разработки, методические рекомендации, мировой и российский опыт по вопросам:
Среди прочих задач, поставленных перед педагогическим коллективом следует выделить такие, как:
В целях решения поставленных задач, на этапах проектирования и конструирования конкретного содержания деятельности, нами была разработана комплексно-целевая программа “Управление качеством образовательного процесса в ходе реализации деятельностного подхода”, которая явилась подпрограммой общей концепции развития школы, и включает в себя четыре модуля: научно-методическая работа учителя в школе и городе, ВШК (контроль-смотр теоретической и практической подготовки, творческой лаборатории и конечных результатов), программа работы с аттестуемыми учителями и общественно-личная, государственная экспертиза деятельности педагога.
Цель: Стимулирование деятельности педагогического коллектива по освоению современных технологий обучения и защите права каждого учителя на внедрение инноваций. На этапе педагогических коммуникаций отрабатывались ключевые понятия:
В трактовке понятия дидактической системы по В.П.Беспалько-В.М.Монахову системообразующим фактором является учебный процесс и эту функцию может выполнить любой компонент педагогической системы, в т.ч. деятельностный подход к организации учебного процесса и такой компонент как управление системой. Психологическую основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.
Мы позволили себе смелость распространить этот подход и к работе с педагогическим коллективом.
Планируя конкретное содержание управленческой деятельности на год по выполнению КЦП, мы осуществили попытку внедрения модели единой системы ВШК, аттестации педагогов и методической работы по повышению уровня квалификации.
Интеграция в управленческой деятельности предусматривает укрупнение единиц управленческой деятельности на основе усиления взаимосвязи между составляющими её различными компонентами. Интеграция контроля, аттестации и дополнительного профессионального образования педагогических кадров в системе ВШК – это пример укрупнения информационно-аналитической базы, функций, форм, методов, организационной структуры управленческой деятельности.
Создание единой системы работы с педагогическими кадрами мы начали с моделирования интерактивной информационной аналитической базы, основой которой является определение единых критериев (подходов) оценки профессиональной квалификации. Дальнейшее развитие интеграции было обеспечено модульным построением работы с кадрами, давшим нам возможность объединить не только информационно-аналитическую базу управленческой деятельности но и интегрировать её формы и методы.
Модуль в данном контексте представляет систему (комплекс) форм управленческой деятельности одновременно и в небольшом временном промежутке реализующих функции контроля, аттестации и повышения квалификации.
Основу информационно-аналитической базы составляет технологическая карта учителя и карты мониторинга по различным аспектам и направлениям профессиональной деятельности (таких карт – 16), которые мы предлагаем заполнить каждому из аттестуемых учителей, что и составляет основу методического портфолио учителя.
“Интегральная технология” управления позволяет перейти от надзора к системно-деятельностному управлению качеством образования, и:
Дифференцированный подход к работе с педагогическими кадрами определяется на основе:
Вид, формы и методы ВШК направлены на удовлетворение потребностей педагогов в самовыражении и самоутверждении – для сотрудников сервисной и частичной групп контроля через:
Функции методической работы по темам: “Деятельностный подход к методике продуктивного обучения как фактор развития каждого ученика” и “Современный урок” мы определили как:
Анкетирование педагогического коллектива, данные мониторинга, диагностика идеологической деятельности учителя по организации учебного процесса на входе в инновационный процесс показали, что технологии продуктивного обучения на основе деятельностного подхода имели место быть в практике работы учителей на различных уровнях освоения. “Инвентаризация” методологий, новых технологий форм, приемов организаций поисковой деятельности учащихся в процессе обучения показали, что банк методических идей продуктивного обучения неисчерпаем, - российский и зарубежный опыт предлагают:
Примечательно, что “носители” этих идей оказались среди членов педагогического коллектива и готовы поделиться первым опытом. Ряд семинаров, заседания педагогических советов, недели педагогического мастерства были отведены обмену теоретическими и практическими наработками по данным технологиям.
© 2015, Красникова Анна Вячеславовна 803