СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Сюжетно-ролевая игра в ДОУ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра как средство формирования представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста

Знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Кроме того, ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс. Социализация ребенка-дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности.

Дошкольников необходимо подвести к осознанию сущности профессиональной деятельности взрослых, мотивов и цели их труда, способов достижения результата, сформировать у них представления о разнообразии и назначении профессий. На наш взгляд, лучше всего это можно сделать с использованием игры.

Самое главное правило для взрослых: ребёнку недостаточно знать о профессии, в неё нужно поиграть!

Игра в детском возрасте – норма, ребенок должен играть, даже если он делает самое серьезное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.

В отечественной педагогике фундамент теории игры как важнейшего средства всестороннего воспитания детей заложили исследования таких ученых, как Е.А. Флерина, Е.И. Тихеева, Е.А. Аркин (20-30-е годы); позднее игре были посвящены работы Р.Я. Лехтман-Абрамович, Ф.И. Фрадкиной, Н.М. Аксариной, А.П. Усовой, Д.В. Менджерицкой, Р.И. Жуковской, В.П. Залогиной, Т.А. Маревой и др. Одно из основных положений советской педагогической теории детской игры заключается в том, что игра имеет историческую, а не биологическую природу. Такое понимание природы игры и закономерностей ее развития нашло отражение в исследованиях крупнейших психологов – Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца и их последователей.

«Игра, – писал выдающийся психолог А.В. Запорожец, – дает возможность воссоздать в активной наглядно-действенной форме неизмеримо более широкие сферы действительности, далеко выходящие за пределы личной практики ребенка. В игре дошкольник с помощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздает труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т.д. Тем самым складываются необходимые условия для осознания ребенком этих новых областей действительности, а вместе с тем и для развития соответствующих способностей».

Я.А. Коменский считал, что дети отражают в игре серьезные стороны жизни. В игре отражаются те стороны окружающей ребенка действительности, которые он наблюдает. Чем богаче эти наблюдения, тем богаче игры детей по своему содержанию. Далее рассмотрим, почему именно игра.

Игра – это самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка во все времена и у всех народов. Детей не нужно учить или заставлять играть. Они играют спонтанно, с удовольствием, не преследуя никаких определенных целей. В игре каждый ребенок подобен писателю – он создает свой собственный мир таким, как ему нравится. Было бы неверно сказать, что он не принимает этот свой мир всерьез: напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции. Игра для детей – это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, среди вещей, животных, структур и людей. Согласно Ж. Пиаже, «игра является «мостиком» между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры особенно важна».

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенными признаками: четко поставленной целью обучения; соответствующим цели педагогическим результатом познавательной направленности.

К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребенка.

Осознать общественную значимость труда взрослого ребенку помогают дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда. В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:

– игры с предметами;

– настольно-печатные игры;

– словесные игры.

Игры с предметами подразумевают использование игрушек и реальных предметов с целью ознакомления с профессиями взрослых. Например, в игре «Собери набор повара» дети должны из множества разнообразных предметов выбрать игрушечную посуду и столовые приборы, а также куклу в соответствующей одежде. Аналогичные игры – «Кто здесь был и что забыл», «Оденем куклу на работу», «Соберем ящик с инструментами».

Настольно-печатные игры бывают нескольких видов:

1) подбор картинок по парам, например, «Найди два одинаковых инструмента»;

2) подбор картинок по общему признаку, например, «Что нужно доктору», «Что есть в магазине». Дети подбирают картинки с соответствующими предметами, тем самым учатся классифицировать предметы как результат определенной трудовой деятельности;

3) составление разрезных картинок на профессиональную тему.

Словесные игры, например «Четвертый лишний», «Отгадай профессию по описанию», «Варим компот» помогают пополнить словарный запас ребенка понятиями из профессиональной сферы.

Грамотное проведение дидактических игр позволяет расширить представления детей о людях разных профессий.

Для систематизации детских представлений о мире профессий и формирования ценностного отношения к результатам труда человека используются образовательно-игровые ситуации, например, «Научим Почемучку мыть чашку (сервировать стол, вытирать пыль)», «Веселые поварята», «Поиграем в магазин».

Полученные в процессе вышеперечисленных форм работы с детьми представления о людях разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх.

Сюжетно-ролевая игра – эффективное средство ранней профессионализации дошкольников

Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. По мнению М.А. Антоновой и И.В. Гришняевой, сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации. Сюжетно-ролевая игра позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.

Игра – отражение жизни. В играх есть возможность воспитывать уважение к трудовому усилию, показать полезность результата труда для окружающих людей, вовлечь детей в трудовой процесс, так как игра и труд часто естественно объединяются. В правильно организованной игре есть возможность для формирования качеств личности, необходимых для осуществления успешной трудовой деятельности в будущей взрослой жизни: ответственность за порученное дело, планировать и согласовывать свои действия с партнерами, умение справедливо разрешать спорные вопросы.

В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, не дает новых знаний. В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт, посредством которого эти знания ребенком присваиваются.

Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности. Этот процесс условно можно представить как комплекс, состоящий из следующих составных компонентов:

– получение сведений о профессиях от родителей;

– от воспитателей детского сада и от сверстников;

– из своих наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми;

– приобретение дополнительных навыков, не относящихся непосредственно к теме игры, но которые в ней могут быть использованы (изготовление игрушек, лепка, рисование, умение делать аппликацию и т.д.)

Педагогу необходимо научить ребенка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие. Только тогда ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.).

Рекомендации:

1. Необходимо создавать условия для игровой деятельности в группе с учётом места, времени в режиме дня, создавать материально-игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы-заместители, бросовый материал, который используется детьми во время игр.

2. Обогащать содержание детской игры с использованием таких методов и приёмов как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре, предложения, советы, разъяснения, вопросы направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования и др.

3. Педагогу следует стимулировать детей в ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр:

– воспроизводить наиболее характерные трудовые действия и результаты труда (водитель управляет автомобилем, следит за исправностью машины; продавец взвешивает, отпускает товар);

– принимать на себя игровую профессиональную роль, участвовать в несложном ролевом диалоге;

– правильно называть себя в игровой роли («Я – водитель), называть игровые действия («Я завожу мотор, еду на бензоколонку, заправляю машину бензином»);

– передавать сюжет из нескольких профессиональных действий (парикмахер моет голову, стрижет), давать оценку качества труда (работает быстро, аккуратно);

– самостоятельно пользоваться деталями костюмов для исполнения той или иной роли (белый халат и шапочка для врача, бескозырка и бинокль для матроса);

– договариваться в совместных действиях («Давай играть с куклами»), о ролях («Я буду врачом, приводите мне своих детей»).

В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагогу следует стимулировать детей:

– вводить в игру новые атрибуты: технику, инструменты;

– вводить в игру новые роли-специальности (пилот, стюардесса; капитан, штурман, матрос);

– расширять набор сюжетов для игр («Пекарня», «Банк», «Туристическое агентство», «Зоопарк», «Театр», «Аптека»). Именно в сюжетно-ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно образовательной и совместной деятельности. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

01.05.2023 12:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!