СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Сказка о рыбаке и рыбке" - что же произошо на самом деле?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осталось ещё одно сказочное произведение А.С.Пушкина, которое следует рассмотреть. И это "Сказка о рыбаке и рыбке".

Но прежде, давайте посмотрим, какие жизненные события и обстоятельства были связаны с периодом сказочного творчества Пушкина. Каким было его мировоззрение в те годы и мог ли он "заключить" в свои Сказки тот самый "намёк" или некий глубинный смысл, о котором он говорит в конце своих произведений. Сочетается ли этот смысл с Верой наших предков и Законом о Семиступенчатом Триединстве.

Поэму "Руслан и Людмила" Пушкин начал писать в 19 лет и закончил её в 21 год. Он был ещё очень молод и поэтому говорить о каких-то глубоких его измышлениях не имеет смысла. Это произведение (ошибочно называемое Сказкой), состоит из посвящения, шести песен и эпилога. Поэма содержит в себе сюжет, напоминающий русские Сказки, героев, напоминающих героев русских Сказок, но в отличие от русских Сказок, это произведение не имеет никакого сакрального смысла. А вот строки, с которых начинается поэма - "У лукоморья дуб зелёный.", включают в себя множество выразительных сказочных образов и пронизаны духом русского народа. Это вступление может стать преддверием и началом любой из Сказок Пушкина.

В 23 года он написал ещё одно произведение, которое относят к Сказкам, но таковым не является. Это шутливое эротическое произведение "Царь Никита и сорок его дочерей". Пушкин написал его находясь в ссылке в Бессарабии. В это время он путешествует по Молдавии, Украине, посещает Одессу и в Кишинёве вступает в масонскую ложу "Овидий". Чёрное море, весна (время возникновения этой "шалости" март 1822 г.), Овидий,. о чём ещё будет думать и писать двадцатитрёхлетний парень? А почему он выбрал для "Царя" имя своего постоянного спутника, опекуна и настоящего друга крепостного Никиты, хотя мог взять любое из великого множества русских имён? Видимо, озорной был дядька. "Поклонялся одновременно и Музе, и Вакху", как о нём поговаривали.

После двух лет жизни на юге, в 1824 г. Московская полиция вскрыла письмо, в котором Пушкин писал о своих увлечениях "атеистическими учениями". Это послужило причиной его отставки и переезда в село Михайловское Псковской губернии.

Находясь в Михайловском, Пушкин часто навещал свою соседку по имению П. А. Осипову и пользовался её библиотекой, оставшейся ей от отца масона и соратника Н. И. Новикова. (Н.И.Новиков - розенкрейцер, организатор издания многотомной Древней российской вивлиофики, включающей редкие памятники из истории Древней Руси, а также стал известен как инициатор составления крупнейшего русского рукописного собрания алхимической литературы, известного как Герметическая библиотека).

Арина Родионовна, няня Пушкина, фактически разделила с ним ссылку в Михайловском. В это время Пушкин особенно сблизился с ней, слушал её Сказки, записывал с её слов народные песни.

Можно предположить, что именно эти годы, проведённые в Михайловском (1824-1826), были определяющими в становлении мировоззрения А.С.Пушкина и оказали большое влияние на его "сказочное" творчество.

Кроме этого, в Михайловском в 1827 г. Пушкин начал писать роман «Арап Петра Великого» и это потребовало углублённых знаний того времени. Пушкин активно пополнял свою библиотеку отечественными и иностранными книгами, связанными с историей петровских времён, а в 1831 году был назначен титулярным советником и допущен к государственным архивам и историческим документам.

Именно эти факты говорят в пользу того, что те знания, которые Пушкин приобрёл в 20-е годы могли явиться толчком для написания настоящих Сказок с "начинкой".

"Сказка о попе и о работнике его Балде" была написана в первую Болдинскую осень, а именно 13 сентября 1830 г. В это время, из-за вынужденного карантина, он написал целую библиотеку произведений и, думаю, причиной этому было согласие Натальи Гончаровой на их брак. Вот какой творческий подъём даёт состояние счастья, любви и томительное ожидание встречи.

Весной 1831 года Пушкин венчается с Н.Гончаровой и в августе пишет (заканчивает) "Сказку о царе Салтане". По некоторым данным он начал делать наброски этого произведения ещё в Михайловском в 1824-1826 г.г. Что повлияло на завершение это прекрасной Сказки? Любовь и счастье, которое всегда присутствует, по крайней мере, в первые годы супружества!

Осенью 1833 года Пушкин вновь посещает Болдино и вновь пишет здесь большое количество произведений и две Сказки - "Сказку о рыбаке и рыбке" и "Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях".

И наконец в третий раз Пушкин приезжает в Болдино осенью 1834 года и прожив там месяц, пишет лишь одну "Сказку о золотом петушке".

Интересная картина вырисовывается. Это случайное совпадение или хитроумное пушкинское намерение? А может это некое провидение и Высшие силы так остроумно пошутили?

Если посмотреть в каком порядке находятся эти Сказки, какое у них название и смысл, то можно увидеть, что они расположены в соответствии с Законом о Семиступенчатом Триединстве! Ещё раз вкратце напомню его:

Семь ступеней развития человека:

1. Тело (инстинкт самосохранения) 2. Душа (чувства, половой инстинкт) 3. Дух (ум, социальный инстинкт) 4. Любовь к себе. 5. Служение и Любовь к людям. 6. Смерть и Любовь к Жизни. 7. Единение с Богом, просветление, спасение, обожение (христ.), сатори (дзен), нирвана (буддизм, индуизм, брахманизм) и т.д.

А теперь посмотрим на Сказки Пушкина.

  1. Руслан и Людмила (1818—1820). Это начало. Сказка без глубокого смысла, но имеющая некое сходство со Сказкой, сказочную оболочку или Тело.
  2. Царь Никита и сорок его дочерей (1822). Эротическая "сказка" отражающая половой инстинкт.
  3. Сказка о попе и о работнике его Балде (1830). Главный герой - Работник. Именно с работой "на себя" связан третий уровень Семиступенчатой системы.
  4. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди (1831). Как уже упоминалось, эта Сказка была написана в первые пол года супружеской жизни поэта и конечно же она олицетворяет Любовь.
  5. Сказка о рыбаке и рыбке (1833). Сказка о том, как старик Служил своей старухе и беспрекословно выполнял все её просьбы.
  6. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях (1833). Сказка о Мёртвой царевне - и этим всё сказано.
  7. Сказка о золотом петушке (1834). Золотой Петушок - это и есть главный символ и сказочное олицетворение Высшей ступени развития человека!

Удивительно, не правда ли?

Существуют ещё две так называемые "сказки" Пушкина. Одна была написана лишь в черновом варианте, является неоконченной и никогда не была издана ("Сказка о медведихе" 1830 г.) и вторая ("Жених" 1827 г.), является балладой-"страшилкой" на тему сказки братьев Гримм "Жених-разбойник" и также не имеет никакого отношения к настоящим Сказкам.

Слово "сказка" в современном понимании сродни словам выдумка, небылица, фантазия,. но ещё совсем недавно (XVIII-1-я половина XIX в.в.) это слово применяли к документам. отражающим результаты переписи населения и назывались они Ревизские сказки. Но появление различных махинаций с "мёртвыми душами" (имена умерших отдавались беглым крестьянам, не имевшим документов) возможно и наложило негативный отпечаток на это слово.

А сейчас приступим к разбору "Сказки о рыбаке и рыбке".

Это самая простая для интерпретации Сказка. Всё просто, всё очевидно, всё понятно. Даже первоклассник вам скажет, что эта Сказка о человеческой жадности и ненасытности.

Вы ведь тоже так считаете?

Но, согласитесь, что не всегда человеческая жадность приводит к такому плачевному результату. Если посмотреть на богатых людей, то и не скажешь, что они щедрые бессребреники. Скорее, именно желание иметь больше и ещё больше привело их к большому богатству. И не все они остаются у "разбитого корыта". Многим из них в этой Жизни везёт.

Может быть в Сказке тогда говорится о чём-то другом?

Давайте внимательнее рассмотрим героев Сказки и, возможно, мы увидим её истинный смысл.

1. Старик со Старухой.

Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года.

Каждая Сказка начинается с описания главного героя. Главный герой - это Сознание или Сущность человека. Это его внутреннее Я, это тот решающий Голос, за которым всегда стоит "последнее слово" в тех случаях, когда человек находится перед важным выбором. Старуха - это олицетворение души и чувственной стороны человека. Это стремления и желания, страсти и привязанности, это основа для формирования Эго. "Ветхая землянка" в которой живёт Старик со своею Старухой уже тридцать три года, олицетворяет физическое тело.

Самому Пушкину на момент написания этой Сказки было 34 года. Фактически он писал о том, о чём сам размышлял в этот период своей жизни.

Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу.

Ловить неводом рыбу и прясть пряжу означает жить обычной жизнью обычного человека. Пряжа, нить в древних Сказках и мифах олицетворяется с любовью, судьбой, жизнью, а Рыба с учением, знанием, религией. А рыбачил Старик, как мы видим, тоже 33 года.

Удивился старик, испугался: Он рыбачил тридцать лет и три года И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

И вот как-то раз, с третьей попытки, попалась в его невод говорящая Золотая Рыбка, исполняющая желания и попросилась обратно в Море за любой откуп.

Отпустил её Старик, не попросив ничего взамен.

Отпустил он рыбку золотую И сказал ей ласковое слово: «Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе».

Как уже не раз отмечалось в моих статьях, символы "Море" и "Рыба" относятся к шестому уровню (ступени) и обозначают большие возможности, которые даются человеку, достигшему его. Поймать Золотую рыбку - означает открыть в себе нечто, дающее превосходство над другими людьми. Это предвидение будущего и формирование событий настоящего, управление сознанием людей и воздействие на окружающий мир своей внутренней силой и намерением, магия, контакты с миром предков и многое другое, что не подвластно обычному человеку. В индуизме, буддизме, джайнизме, учениях нью-эйдж это называется сиддхи.

Эти возможности и способности обычно являются результатом постепенного совершенствования человека, но существуют и специальные техники для развития тех или иных способностей, а также возможны случаи, когда они проявляются спонтанно.

Многие духовные Учителя предостерегают об опасности злоупотребления сиддхи и вот об этом говорит Сказка Пушкина.

Старик (Сущность) вначале отказался от всех "привилегий", но поведав об этом своей Старухе (Душе) совершил большую ошибку.

Желание получить что-то легко, даром, "на халяву" подтачивает разум и Старик соглашается удовлетворить чувственные желания Старухи, тем самым подпадая под власть своего Эго.

Если Старик это Сущность человека и олицетворяет первый уровень, тогда Корыто - второй, а Изба - третий. Русский народ всегда олицетворял избу с человеком. Изба имела лик и очи (окна и наличники), чело и причелины, очелье и пяту со стопой. А также, изба определяла достаток и статус её хозяина. И получается, что три первых символа - Старик, Корыто, Изба это три ипостаси человека - тело, душа, дух.

С четвёртым символом Старуха превращается из чёрной крестьянки в столбовую дворянку.

«Дурачина ты, прямой простофиля! Выпросил, простофиля, избу! Воротись, поклонися рыбке: Не хочу быть черной крестьянкой, Хочу быть столбовою дворянкой».

Кстати, как и в русских Сказках, где главный герой (Сущность) часто называется Дураком, так и здесь Старуха зовёт Старика не иначе как Дурачиной и простофилей.

Столбовые дворяне - это представители древнего дворянского рода, чьи имена заносили в списки-столбцы.

Но если посмотреть на это название как на символ, то столбы - это колонны. А колонны являются одним из главных элементов античной архитектуры, а также одним из основных масонских символов. Глядя на эти символы, не трудно догадаться, что они олицетворяют четвёртый уровень или Любовь к себе.

А то, что четвёртый уровень это не только Любовь, но и ещё противоположная ей Прелесть или Эго (об этом много написано в других статьях на моём канале), говорят эти строки:

Осердилася пуще старуха, По щеке ударила мужа. «Как ты смеешь, мужик, спорить со мною, Со мною, дворянкой столбовою? — Ступай к морю, говорят тебе честью, Не пойдешь, поведут поневоле».

Пятый уровень - это вольная царица.

Еще пуще старуха вздурилась: Опять к рыбке старика посылает. «Воротись, поклонися рыбке: Не хочу быть столбовою дворянкой, А хочу быть вольною царицей».

Опять же если обратиться к символизму пятого уровня, то, согласно моим логическим выводам, пятому уровню должен соответствовать символ, который можно назвать "топорики".

Это слово дважды встречается в сюжете про вольную царицу.

За столом сидит она царицей, Служат ей бояре да дворяне, Наливают ей заморские вины; Заедает она пряником печатным; Вкруг ее стоит грозная стража, На плечах топорики держат.

и

Подбежали бояре и дворяне, Старика взашеи затолкали. А в дверях-то стража подбежала, Топорами чуть не изрубила.

Пятый уровень развития человека связан с Любовью к людям и Служением, а Сказка повествует о совершенно обратных действиях Старухи.

Шестой уровень в Сказке уже показан Золотой рыбкой, которая исполняет все пожелания Старика/Старухи.

Дальше -больше:

Говорит старику старуха: «Воротись, поклонися рыбке. Не хочу быть вольною царицей, Хочу быть владычицей морскою, Чтобы жить мне в Окияне-море, Чтоб служила мне рыбка золотая И была б у меня на посылках».

Этот сюжет говорит о том, что Старуха захотела достичь последней ступени и стать Богом - Владычицей, живущей в ином мире и повелевающей всеми.

Согласно Закону, который так хорошо описан в этой Сказке А.С.Пушкиным, такой человек всегда возвращается к своему "разбитому корыту", теряет все свои магические способности и всё то, что он "наработал" за это время. Но если у человека есть Цель в жизни и она важна для него, то он "поднимается", вновь начинает трудиться над собой и добивается всего сам. Плюс к этому, он уже знает истинное лицо своей "Старухи" и в следующий раз, возможно, он уже не пойдёт на поводу своего Эго.

Подобный сюжет можно наблюдать и в других сказках, но Пушкин более правильно описал его и наполнил его более подходящими и понятными символами.

А по смыслу, это Сказка больше похожа на русскую народную Сказку "Волк и Лиса", где Лиса - это Старуха, а Волк - Старик. Почитайте и сравните эти Сказки.

21.02.2022 21:12


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!