СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказки о Русском Языке. Наталья Детюк

Нажмите, чтобы узнать подробности

СКАЗКА О ТОМ, КАК РОМКА ТЕТРАДКИН У СЛОВ-БОГАЧЕЙ ГОСТИЛ

Однажды Ромка Тетрадкин, ученик 5 класса, пришёл домой особенно грустный, он даже обедать отказался. — Что случилось, сынок? — спросила его мама. Ромка молча достал из портфеля дневник и протянул маме. В дневнике краснела двойка по русскому языку. Ромка, опережая вопросы мамы, сказал в своё оправдание: — Это меня глагол подвёл. — Не отчаивайся, просто надо прилежно учиться. Терпение и труд — всё перетрут, — подбодрила Ромку мама. — Когда я училась в школе, глагол тоже много мне хлопот доставил. А помог мне с ним подружиться добрый волшебник, которого зовут… Нет, пожалуй, отправляйся-ка ты сам к нему в гости… Ромка с удивлением посмотрел на маму, а она достала с полки книгу, открыла её, и вся комната вмиг озарилась ярким светом да наполнилась звуками сказочными! Огляделся Ромка, а перед ним — врата высокие, а за ними город стоит красоты необычайной и размера небывалого. Только попасть в тот город непросто — стража не пускает. Подошёл Ромка поближе и спрашивает: — Как называется этот город? — Это город Разных действий, — ответила стража. — Кто живёт в этом городе? Разрешите мне пройти. А стража: — Пароль?! — Какой пароль? — Пароль — отгадка на загадку! Отгадаешь загадку — узнаешь, кто в городе живёт, тогда врата и распахнутся: Бежать он может и идти, Летать, порхать, даже ползти. Вчера молчал, сейчас поёт, Зимой он воет и ревёт. Весной в садах он зацветёт. Лето жаркое придёт — ягоды краснеют. В поле весело, смотри, лютики пестреют. Осень ранняя пришла — пожелтела вся листва. Жить не может без движенья, Трудиться любит, без сомненья. Он строит дом, одежду шьёт, Ватрушки вкусные печёт. Смеётся он и плачет иногда. Скучать не советует вам он, друзья. Как многие, любит, конечно, мечтать! Готов ли ты, школьник, часть речи назвать? — Это глагол! — радостно закричал Ромка. — Глагол обозначает действия и движение предметов! А также обозначает речевые и трудовые процессы, звуки, чувства и краски окружающего мира! Именно об этих значениях глагола говорится в загадке! Как только отгадал Ромка загадку, сразу врата города и открылись. А навстречу ему вышел мудрец. — Здравия желаем, о мудрейший из мудрейших, о великий Справочник! — поприветствовала стража мудреца. — Ну, что ж, Роман, добро пожаловать! — приветливо пригласил Ромку сам Справочник русского языка. — Тебя ждёт увлекательная и познавательная экскурсия по городу Разных действий, в котором живут Глаголы. — Ты готов? Пора в дорогу… Быстро сказка сказывается — да долго дело делается… Идут они, идут, слышит Ромка — поёт кто-то песню, которую написал поэт Иван Никитин, торжественно так поёт, душевно: Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, назвать матерью, Стать за честь твою против недруга, За тебя в нужде сложить голову! — Кто это поёт? — спросил Ромка. — Это глагол — Инфинитив совершенного вида распевается. Его ещё Глаголом неопределённой формы называют. — Неопределённой? Почему его так называют? — спросил ученик. — В переводе с латинского языка инфинитив — значит неопределённый. Он знает что сделать, а вот кто всё сделает и когда действие произойдёт — не называет. Для него важно само законченное действие, то есть уже совершённое действие, достигшее определённого результата, но вне времени. У него нет лица, числа, и он не спрягается, — пояснил Справочник. — Разрешите представиться, - сказал Инфинитив, - я неопределённая форма глагола. — Что вам показать, что вам рассказать? — спросил Инфинитив. — Ведь с умным разговориться — что воды напиться! С чем изволили к нам пожаловать? — Я хочу всё про Глаголы узнать, чтобы двойку исправить и только пятёрки по русскому языку получать, — сказал Ромка. — Для этого тебе нужно с нами дружить, правила учить! — сказал какой-то незнакомец. — А это ещё кто? — спросил Ромка. — У Глагола совершенного вида есть брат-близнец. А вот он предпочитает действия незаконченные, и его называют Глаголом несовершенного вида, — пояснил Справочник. Для него важно читать, писать, строить… В общем один делает: строить, а другой завершает действие: достроить, построить — и так далее. — Про меня вот всякие легенды ходят, мол, «лентяй» и всякое такое. Да, я не могу спрягаться, то есть изменяться по временам, лицам и числам, как другие глаголы. Я — форма неспрягаемая, — сказал Инфинитив. — Но зато в предложении я могу быть любым членом предложения. Например, подлежащим: «Врага уничтожить — большая заслуга, но друга спасти — это высшая честь». И дополнением: Все просили её спеть. И определением: Стремление учиться всегда похвально. И обстоятельством: Вы пришли в школу учиться. — А-а-а, я, кажется, понял. Инфинитив имеет категорию вида и бывает совершенного и несовершенного вида. Глагол несовершенного вида отвечает на вопрос — что делать? А глагол совершенного вида — что сделать? — размышлял Ромка. — И в предложении Инфинитив может быть любым членом предложения. — Всё правильно! Но нам стоит поторопиться! Мне тебе ещё нужно многое про Глаголы рассказать, а тебе — узнать и запомнить! — поторопил Ромку Справочник. — Удачи тебе, мальчик! Грамоте учиться — всегда пригодится, — на прощанье посоветовали ему братья-глаголы. Ромка и Справочник пошли дальше. — А почему Глагол называют богачом? — спросил Ромка у Справочника. — Глагол по праву считают богачом. Такого разнообразия форм как у него, нет ни у одной части речи. Он как фокусник может принимать разный вид и форму, постоянно меняет свой облик. Он может быть совершенного и несовершенного вида, как ты уже успел понять, переходным и непереходным, возвратным и невозвратным. Глагол умеет спрягаться и даже перемещаться во времени! Об этом я тебе чуть позже расскажу, а повезёт — так своими глазами всё увидишь. Всё время Глагол в движении, — увлечённо продолжал свой рассказ Справочник, — не может он без дела сидеть: всё что-то придумывает, изобретает. Глаголы движения всё время бегут, прыгают, летят, порхают или ползут, другие … — продолжал свой рассказ Справочник. Тут внимание Ромки привлекла группа Глаголов, которые о чём-то оживлённо беседовали. — А, впрочем, послушай, о чём говорят эти Глаголы, и ты поймёшь, на какие группы по значению делятся глаголы. Ромка прислушался и услышал, как Глаголы Речи о смысле жизни думают, размышляют, сомневаются и утверждают, доказывают и убеждают, шепчут и говорят. — И всё-таки жизнь — это движение! — сказали Глаголы Речи. — Сколько ни говори, ни мечтай и ни рассуждай, да только без труда жизнь лучше не станет! Смысл жизни — работать, творить, создавать! — спорят с ними Глаголы Труда. — Не зря в народе говорят: «Без труда — не выловишь и рыбку из пруда». Глаголы Труда — большие труженики. Они всё время что-то строят, красят, варят, рисуют, шьют, моют, пашут и сеют. А красавцы Глаголы Цвета тоже не отстают от своих братьев. Под их руководством земляника краснеет, цветы в поле пестреют, листья осенью желтеют, земля зимой белеет, а лес вдали чернеет. — А где же ваши братья — Глаголы Звучания? — спросил у Глаголов Мудрец-Справочник. — Их трудно на месте застать! Они то соловьём на утренней зорьке заливаются, то дождём барабанят по крыше, то ветром свистят, то воют, как волки, то ухают, как филин, то квакают, как лягушки! — А мы считаем, предназначение каждого на земле — любить добро и ненавидеть зло, чувствовать и ценить красоту жизни, не грустить и не скучать, никогда не унывать! — поделились своими рассуждениями Глаголы Чувств и Состояния. Именно благодаря Глаголам Чувств, кто-то о ком-то беспокоится и печалится, кто-то за кого-то радуется и кем-то гордится. — Какие умные рассуждения, и каждый из них прав! — подумал Ромка. — Друзья мои! — обратился Справочник к Глаголам, — а что вы посоветуете нашему маленькому гостю? — Верь в свои силы, смело иди навстречу мечте и не останавливайся на полпути! Всегда завершай начатое! — Какое замечательное пожелание! — восхитился Справочник. — Так сказать может только Глагол Повелительного наклонения. Умеет он мудро повелевать, посоветовать, вдохновить на свершение добрых дел, поддержать в трудную минуту, вежливо попросить! А когда необходимо, то и приказать! — А ещё, — добавил Глагол Повелительного наклонения, — умей сохранить своё лицо и умей отвечать за свои поступки! — Да-да, а то будешь, как наши братья, Безличные глаголы, — добавил Глагол Будущего времени. — А могли бы Вы мне подробнее рассказать об этих Безличных глаголах? — попросил Ромка. — Понимаешь, Безличные глаголы обозначают действие, которые происходят без действующего лица, как бы сами по себе: Светает. Смеркалось. Меня знобит. Они не изменяются по лицам и числам, в Настоящем и Будущем времени они всегда действуют от 3 лица единственного числа среднего рода, — разъяснил Глагол Настоящего времени. — Любят поэты, описывая природу, использовать безличные глаголы, например А. А. Фет. Вот послушай: Прозвучало над сонной рекой, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей густой, Засветилось на том берегу. — Хорошо бы было, братцы, если б люди никогда не ссорились, не болели бы и всегда были бы счастливы! — мечтательно продолжил разговор Глагол Условного наклонения. — Пусть будет так! — промолвил Глагол Повелительного наклонения. — Но для этого нужны определённые условия, — вздохнул Глагол Условного наклонения. Ромка огляделся и увидел табличку с названием проспекта: Проспект Наклонений — и сразу понял, что глаголы изменяются по наклонениям, и сейчас он разговаривал с глаголами Повелительного и Условного наклонения. Глаголы Условного наклонения Ромка сразу узнал, потому что сам любил помечтать: …Если б мыло приходило По утрам ко мне в кровать И само меня бы мыло — Хорошо бы это было! Если б, скажем, мне Волшебник подарил такой учебник, Чтобы он бы сам бы мог Отвечать любой урок… Если б ручку мне в придачу, Чтоб могла решить задачу, Написать диктант любой — Все сама, само собой! (Б. Заходер) — Эх, братья, хватит вам попусту мечтать да другим желать! — вступил в разговор Глагол Изъявительного наклонения. Надо дела делать! У меня счастье было, есть и будет. Я для этого много сил приложил, каждый новый день стараюсь — дела добрые делаю — и в будущем ещё немало сделаю. У меня всегда хорошее настроение! Потому что я вчера учился, трудился, радовался, сейчас вот с вами важную тему обсуждаю, а завтра книгу напишу, игру новую придумаю или машину какую-нибудь изобрету! Ну, разве не счастье?! В каждодневном труде и даже малом созидании я вижу смысл своей жизни! А тебе, Ромка, я так скажу, — обратился Глагол Изъявительного наклонения к Ромке. — Если ты обидел кого-то и извинился, оступился и исправился, — произнёс Глагол Прошедшего времени. — Если ты ценишь каждый день своей жизни и не тратишь время зря, достигаешь, пусть малого, но результата, если любое дело делаешь с любовью и желанием, — продолжал Глагол Настоящего времени. — Если ты будешь всегда помнить, что «делу — время, а потехе — час», то хорошим человеком ты вырастишь и тоже счастливым станешь! — закончил Глагол Будущего времени. — А как называют эти Глаголы, какого они наклонения? — спросил Ромка. — Изъявительного. Глаголы Изъявительного наклонения умеют перемещаться во времени и действовать в Настоящем, Прошедшем и Будущем времени. Да, многое подвластно Глаголу! В Настоящем и Будущем времени он может действовать от 1, 2 и 3 лица и число своё меняет — бывает то единственного, то множественного числа, а в Прошедшем времени он изменяется по родам и числам. Ну, чистый чародей, маг и волшебник! —ответил Справочник. Поблагодарил Ромка Глаголы за наставления мудрые, попрощался с ними. Справочник и Ромка продолжили своё путешествие. Шли они, шли… Долго ли шли, коротко ли, да вдруг слышат они крик, и видят Глагол бежит, руками машет: «Братцы, помогите! Там Глаголы Возвратные дерутся!» «Куда же мы попали? Улица Возвратная, — прочитал Ромка. — Значит, здесь живут Возвратные Глаголы». — Ох, уж эти Возвратные Глаголы! — воскликнул Справочник. — То обнимаются и целуются, а то ссорятся и дерутся! Ну, что вы не поделили? — Я собрался мыться, а он обзывается: «Ой, чистюля!». Я одеваюсь, причёсываюсь, а он смеётся: «И долго ты ещё будешь перед зеркалом, как девчонка, красоваться?». Я пошёл учиться, а он опять цепляется: «Ха! Умник нашёлся!», вот и поссорились, — объяснил Возвратный Глагол. — Ну, можно было мирно разобраться. И думаю, что вам стоит, во-первых, помириться и улыбнуться друг другу. А, во-вторых, заняться полезными и мирными делами: учиться, трудиться, на качелях качаться, да мало ли найдётся добрых и интересных дел! Не зря ведь мудрые говорили: «Нужно не драться, а в мирном труде состязаться!». Ну, могу я надеяться на ваше благоразумие? — спросил их Справочник. — Конечно, мы больше не будем браниться! — воскликнули Возвратные Глаголы. — Хорошо. Пора и нам в путь отправляться. — Я заметил, что у всех возвратных глаголов есть суффикс -ся-/-сь-, — сказал Ромка, внимательно слушавший диалог Справочника и Возвратных Глаголов. — А почему их называют возвратными? — Потому что действия, которые обозначают эти глаголы, направлены на себя: мальчик одевается, причёсывается, то есть сам себя одевает и причёсывает. А также Возвратные Глаголы имеют взаимное значение: мы часто встречаемся (вот сейчас мы помирили, как раз, возвратные глаголы взаимного действия); Возвратные Глаголы могут обозначать состояния живых существ: Брат волнуется. Мама печалится — и качества и свойства живых существ и предметов: собака кусается, кошка царапается, крапива жжётся. Возвратные Глаголы никогда не бывают переходными. — А Глаголы бывают ещё переходными? Судя по названию, так называют глаголы, которые обозначают действия, направленные на других? — спросил Ромка у Справочника. — Верно, верно. Вот сейчас мы идём по Переходной площади. Смотри, как работают Переходные глаголы: Строитель строит дом. Мальчик читает книгу. Мать укачивает ребёнка. — А-а, переходные глаголы сочетаются с существительными в винительном падеже, так? — догадался Ромка. — Правильно! Так за разговором не заметили Ромка и Справочник, как вышли на широкую дорогу. Но путь им преградил огромный камень, на котором написано: «Направо пойдёшь — во дворец 1 спряжения попадёшь, налево пойдёшь — во дворец 2 спряжения попадёшь, прямо пойдёшь — в дом Разноспрягаемых глаголов попадёшь». — Там живут глаголы 1, 2 спряжения и Разноспрягаемые глаголы, — пояснил Справочник. — А что такое спряжение? — спросил Ромка. — Это изменение глаголов по лицам и числам. Тут из-за камня выглянула очаровательная мордашка. — Ром, а, Ром, ну пойдём домой. Хватит тебе по этому городу бродить, — сказала Ошибка. — Я уже ноги все сбила, следуя за тобой. Всё это время Ошибка, оказывается, тайком следовала за Ромкой, в надежде, что он не выдержит долгого и напряжённого путешествия, и она сможет вернуть его домой, а значит, и остаться надолго в его тетрадках. Коварная Ошибка знала, что завтра Ромка должен будет писать диктант. Ошибка очень не хотела, чтобы он научился правильно писать окончания глаголов, ведь тогда ей придётся менять место жительства и перебираться в тетрадь другого ученика, а ей этого так не хотелось! — Я не могу сейчас вернуться домой, мне ещё нужно научиться определять спряжение глаголов, — ответил Ромка Ошибке. — Хочешь, возвращайся домой одна. А я не намерен больше терпеть тебя в своих тетрадках! — Ну, пойдём домой. Твоя бабушка испекла твои любимые пирожки. А мальчишки во дворе в футбол играют, а ты у них незаменимый нападающий. И зачем тебе знать какого спряжения глаголы? — изнемогая от усталости, умоляла Ромку Ошибка. — А, правда, Справочник, зачем ученикам нужно уметь правильно определять спряжение глаголов? И как его определять? — Правильно определять спряжения глаголов нужно для того, чтобы без ошибок писать безударную гласную в окончаниях глаголов. Глаголы 2 спряжения в неопределённой форме оканчиваются на — ить: красить, белить, строить. Подойдя поближе к дворцу глаголов 2 спряжения, Ромка услышал, как они пели песенку: Будем мы белить и красить, Хотим дом мы наш украсить, Чтоб приятно в гости к нам, Приходить было друзьям. — Но во 2 дворце живут не только глаголы на –ить, но и 11 глаголов-исключений, — добавил Справочник. — А почему их называют исключениями? — Потому что все глаголы, оканчивающиеся на -ать и -еть, относятся к 1 спряжению, а эти 11 глаголов захотели жить во дворце глаголов 2-го спряжения, — ответил Справочник. А глаголы — брить, стелить, зиждиться — и все остальные глаголы относятся к 1 спряжению. Тут из дворца вышли Глаголы 2 спряжения, 11 глаголов-исключений и посоветовали Ромке: Чтоб «пятёрку» получить, Нужно правила учить. На уроке учителя слышать. А ещё хотим сказать, Чтоб ошибку в тетрадке увидеть, — головою не вертеть и в окошко не смотреть! Не хотим никого мы обидеть, Но «двойки» надо ненавидеть. Лень без пощады надо гнать, А себя в руках держать. И от лени не зависеть, и её нельзя терпеть. А когда получишь — «пять», Можно и в футбол сыграть, Воздухом свежим подышать. — Я заметил, — сказал Ромка, — в каждом дворце 6 окон, на каждом окне буквы какие-то написаны. Что это значит? — Это личные окончания глаголов. Написания безударного окончания глаголов 1 и 2 спряжения отличаются одной гласной. У глаголов 1 спряжения в окончаниях пишется гласная Е и У (Ю), а у глаголов 2 спряжения — И и А (Я). Чтобы без ошибки написать безударное окончание глагола, вспомни детскую игру «Классики» и правила этой игры: Как написать — люб (е, и?) т? 1 шаг — Поставь глагол в неопределённую форму — любить. 2 шаг — Определи спряжение — 2 спряжение. 3 шаг — Если глагол 2 спряжения, то пиши в окончании букву -И в единственном числе, и — -а (-я) — во множественном числе. 4 шаг — Значит, в глаголе любить, мы напишем — любит и любят. А если глагол 1 спряжения (плакать), то пиши -е и -у (-ю) в единственном числе, а -ут (-ют) — во множественном: плачет и плачут. — Я всё понял, спасибо большое, — поблагодарил Ромка за объяснения Справочник. — Вот только, какие глаголы Разноспрягаемыми называются? — Это глаголы — хотеть и бежать, — ответил Справочник. — Эти глаголы частично спрягаются по 1-ому, частично по 2-ому спряжению, запомни: 1 лицо — Я хочу, бегу / МЫ хотим, бежим. 2 лицо — ТЫ хочешь, бежишь / ВЫ хотите, бежите. 3 лицо — ОН хочет, бежит / ОНИ хотят, бегут. Ну, что же, Роман, вот наше путешествие по городу Глаголов подошло к концу. Пора тебе возвращаться домой, — сказал Справочник. Тут Справочник махнул волшебной палочкой, не успел Ромка и глазом моргнуть, как оказался он в своём классе, за своей партой. Прозвенел звонок. Учительница начала диктант. Как вы думаете, ребята, какую оценку получил Ромка за контрольный диктант?

17.07.2019 11:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!