СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказки о Русском Языке. Наталья Детюк

Нажмите, чтобы узнать подробности

СКАЗКА ПРО СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАСНЫЕ И СЛОЖНЫЕ СЛОВА

Жил-был один Мастер, который любил создавать разные невиданные и диковинные машины. Однажды он создал машину, которая сама летает, сама варит, везде ходит, вертикально летает. А как назвать свои изобретения Мастер не знал. Пошёл Мастер к волшебнику Русскому Языку — помощи просить. Посмотрел Русский Язык на эти чудо - машины и сказал: «Хорошо, я тебе помогу». И призвал Русский Язык Корни -САМ-, -ЛЁТ-, -ВАР-, -ХОД- да гласные О и Е. Повелел Русский Язык частям слова образовать новые слова, которые бы стали названиями для машин Мастера. Гласные О и Е сразу принялись за работу. Соединила гласная О корень -САМ- с корнем -ЛЁТ- и получилось слово — САМоЛЁТ, этим словом назвали машину, которая сама летает. А словом САМоВАР назвали предмет, который сам варит. А гласная Е соединила слово ВЕЗДЕ и корень -ХОД- и получилось слово ВЕЗДеХОД. Обрадовался Мастер, поблагодарил Русский Язык и отправился к себе в мастерскую другие машины изобретать. А гласным О и Е так понравилось новые слова придумывать, что они продолжили соединять Корни. Много слов они придумали, так появились в русском языке слова, такие как: земледелие, снегопад, птицеферма, путешествие, вертолёт, скалолаз и многие другие. Однажды заспорили гласные О и Е — между каких Корней какой гласной вставать. Пришла царевна Орфография и рассудила их спор. Она сказала: «Ты, гласная О, будешь стоять после твёрдых согласных. А ты, гласная Е, будешь стоять после буквы Ц и мягких согласных». А ещё присвоила Орфография гласным О и Е почётное звание — соединительные гласные, а слова, которые вместе с Корнями создавали соединительные гласные, назвала сложными, потому как из двух корней состоят.

КАК РОМКА ТЕТРАДКИН УЧИЛ ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ

Однажды Ромка Тетрадкин решил грамотным стать. Надоело ему, что его все называют незнайкой. Всем решил доказать, что не так уж и сложно грамотно писать. Подумаешь! Он к тому же был ещё и большим зазнайкой! Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Начал Ромка Тетрадкин писать слова с корнями ГОР-ГАР, КОС-КАС, ЗОР-ЗАР, ЛОЖ- ЛАГ, КЛОН- КЛАН. Ой, кругом голова пошла! Никак не может разобраться Ромка, когда в этих корнях писать букву А, а когда О?! В поиске ответа на этот вопрос решил Рома отправиться к царевне Орфографии, которая правописанием слов управляла. Долго ли шёл, коротко ли, да пришёл Роман к царевне Орфографии и просит её: «Уважаемая Орфография, научи, как правильно писать корни с чередованием гласных!». «Ах, эти корни-близнецы, озорники ужасные! Всё время людей путают! Но беде твоей помогу», — отвечает ему Орфография. И поведала царевна Ромке тайну, как различать написание корней ГОР-ГАР, КОС-КАС, ЗОР-ЗАР, ЛАГ-ЛОЖ, КЛАН-КЛОН. Она сказала ему: «Корень -КАС- дружит с суффиксом -А-, увидишь после корня -КАС- суффикс -А-, то всегда и в корне пиши букву А, а если этого суффикса нет, то тогда в корне пиши букву О. Например, прикасаться, но прикоснуться! А в корне -ГАР- гласная А пишется всегда под ударением, а гласная О — всегда без ударения. Запомни: загар, но загореть! В корне ЗАР-ЗОР под ударением пиши букву О — без ударения — А: зорька — зори, но заря! В корне КЛАН/КЛОН под ударением пиши букву А, без ударения — О: кланяться — преклоняться. В корне ЛАГ/ЛОЖ перед буквой Г пиши А, перед Ж пиши — О. Например: излагать — изложение. В корне СКАК/СКОЧ перед буквой К пиши — А, перед Ч — О: Скакать — вскочить. В корнях ПЛАВ/ПЛОВ буква О пишется только в словах: пловец и пловчиха. МАК/МОК — Корень -МАК- пишется в словах со значением „опускать что-нибудь в жидкость“ — макать, а корень -МОК- пишется в словах со значением „пропускать жидкость“ — промокает. Секрет написания остальных корней-близнецов узнаешь из древнего писания». И дала Орфография Ромке писание древнее и сказала: «Это писание волшебной силой обладает! Береги его как зеницу ока. Выучи всё, что там написано, и станешь самым грамотным человеком на Земле!». Развернул Ромка свиток и прочитал, что там было написано: «В корнях ЧЕТ/ЧИТ, БЕР/БИР, ПЕР/ПИР, ДЕР/ДИР, МЕР/МИР, БЛЕСТ/БЛИСТ, СТЕЛ/СТИЛ, ЖЕГ/ЖИГ написание гласных Е-И тебе поможет определить формула: КОРЕНЬ + А = И и один стишок: Ночью ярко звёздочка блестит, Ведь после корня «А» не стоит. Вечно будет блистАть звезда, Если после корня встанет «А»! Обрадовался Ромка, наконец-то он разгадал тайну чередующихся гласных. Теперь ему сам чёрт не страшен, не то, что корни с чередованием гласных!

СКАЗКА О ТОМ, КАК В СЛОВЕ КОРЕНЬ ПРОПАЛ

Это чрезвычайное происшествие произошло в царстве Грамматическом, в городе Состав Слова. В слове вынимать пропал корень. Все части слова остались на месте: приставка вы-, суффикс -а, даже окончание -ть. А корень исчез. Это был древний корень -им-, который веками жил в самых разных словах русского языка: иметь, снимать, поднимать и многих других. Сохранился он также в несовершенном виде глагола вынимать. Но куда-то исчез при образовании совершенного вида. Расстроились Части слова: — Без Корня мы не можем жить! Нам теперь придётся расстаться! Ведь весь смысл слова и его значение содержится в Корне! — Что же нам теперь делать? — Друзья, давайте попробуем сохранить слово без Корня, — предложил Суффикс. — Приставка, ты что забыла, что мы можем образовывать новые слова? — Да, но при условии наличия Корня! — в сердцах крикнула Приставка. — Ты какое значение раньше имело? — спросил её Суффикс. — Я всегда обозначала только движение изнутри! — Вот и хорошо. А я уступлю своё место суффиксу -НУ-, — сказал Суффикс -А-. — Он обозначает мгновенность действия. А ты, Окончание? Неужели ты останешься в стороне? — Конечно, я останусь с вами, — поддержало их Окончание, — ведь без меня у вас не получится сохранить слово. Приставка, Суффикс и Окончание дружно взялись за дело и спасли слово от смерти неминуемой. Так в русском языке единственное слово — вынуть — без Корня живёт.

17.07.2019 11:08


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!