СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказки о Русском Языке. Наталья Детюк

Нажмите, чтобы узнать подробности

СКАЗКА ПРО ТО, КАК РОМКА ТЕТРАДКИН К ДИКТАНТУ ГОТОВИЛСЯ

И чего только на свете белом не приключится! Однажды Ромка Тетрадкин, ученик 5 класса, готовился к контрольной работе по русскому языку. Но никак у него не получалось запомнить падежи, склонения, правописание окончаний и корней имён существительных. Поэтому он очень переживал, что получит двойку за диктант. Рома стал упорно готовиться к контрольному диктанту, но устал и заснул. И вот видит Ромка сон. Очутился он в царстве самого царя Русского Языка, Великого, Могучего да Прекрасного, и говорит ему: — Русский Язык, помоги мне изучить имя существительное. А то никак не справлюсь я с Ошибками ненавистными. — Не печалься, отправляйся, к моей средней дочери царевне Морфологии, она и поможет твоему горю. Шёл он, шёл, далеко ли, близко ли шёл Ромка, да пришёл он к царевне Морфологии. Поведал Ромка царевне о своей печали, а царевна ему и отвечает: «Чтобы изучить имя существительное, тебе надо отправиться в долгое и трудное путешествие и посетить древний и многочисленный город, в котором живут Имена Существительные. Но чтобы попасть в этот город, нужно знать слова заветные, скажешь их, ворота в город и откроются. Когда подойдёшь к воротам города, то громко произнеси два вопроса: „Кто это?“ и „Что это?“, потому что только на эти вопросы отзываются имена Существительные. А чтобы ты не потерялся в этом самом большом городе в моём царстве, дам я тебе Карту, да не простую, а волшебную. Ты ходи в этом городе да все запоминай и записывай, а Карта тебе во всём помогать станет». — А почему, слова, которые отвечают на вопрос Кто? и Что? называют именами Существительными? — спросил Ромка. — А назвали их так, потому что они дают название всему, что существует на земле: людям и животным, насекомым и птицам, растениям разным, явлениям природы, временам года, а также предметам и событиям, — ответила ему царевна Морфология. И чтобы Ромка запомнил, что обозначают имена существительные, царевна подарила ему картину, которая называется «Значение Имён Существительных». Как вы думаете, ребята, что на этой картине изображено? Поблагодарил Ромка царевну за подарок и отправился в город, в котором живут Существительные. Подошёл к вратам города, выкрикнул слова заветные, отворились ворота. И увидел Ромка много улиц и переулков, площадей и проспектов красоты невиданной. Шёл он, шёл и попал на улицу, под названием Имена Нарицательные. Достал Ромка Карту волшебную, а она и говорит ему человеческим голосом: «Не пугайся, а запоминай. Здесь живут Имена существительные Нарицательные, они дают названия предметам, которых на земле очень много. Например, книга, дерево, река, город, море, океан, телевизор. А вот на соседней улице живут Имена существительные Собственные. Их так называют потому, что они дают название каждому из этих предметов, своё, особенное, собственное. У каждого человека есть своё имя, у реки, моря, города — название. Например, тебя зовут Рома, а вот ту собачку, которая спит под деревом, Белкой. Есть река Енисей, озеро Байкал, город Новгород. Пишутся имена существительные Собственные всегда с большой буквы! А названия твоих любимых конфет и блюд, художественных произведений, фабрик, заводов, машин и пароходов ещё заключают в кавычки, например: конфеты „Мишка на севере“, салат „Оливье“, стихотворение „Бородино“ и так далее». — Понятно, — сказал Ромка. И отправился дальше. Посмотрел он карту, оказывается, он попал на красивую площадь Одушевлённых и Неодушевлённых существительных. На этой площади Ромка увидел три больших просторных дома, на которых было написано: «Склонение и Род». — А какие Существительные живут здесь? — спросил Ромка у Карты. — А ты сам у них спроси, — ответила Карта. Постучал Ромка в первый дом, на котором было написано: «1 склонение». Открыл ему дверь мудрый дедушка. — Кто живёт в этом доме? — В этом доме живут все Имена существительные мужского рода и женского рода с окончанием -а и -я: дедушка, дядя, песня, река. В доме 2 склонения живут Существительные мужского рода с нулевым окончанием: камень, памятник, мальчик, друг и среднего рода с окончанием -о и -е: масло, море. А в третьем доме «3 склонение», который ты видишь на улице Рода и Склонений, живут Существительные только женского рода с нулевым окончанием, узнать их можно по мягкому знаку, который стоит в конце этих слов: вещь, дочь, дверь, соль, лошадь, площадь. — А как же вас различают, вас так много? — Следуй указу царевны Грамматики, и ты без труда определишь род любого существительного: Женский род запомню я и скажу: «Она моя!» И запомню род мужской и опять скажу: «Он мой!» Средний род — море, небо, облако — я скажу: «Оно моё!» — А почему площадь называется Одушевлённые и Неодушевлённые Существительные?» — продолжал интересоваться Ромка. А мудрец ему и отвечает: — Все существительные, которые отвечают на вопрос «что?» — называют неодушевлёнными, потому что они обозначают неживые предметы. А существительные, которые отвечают на вопрос «кто?» — называют одушевлёнными, потому что они обозначают живые существа. — Поблагодарил Рома умного старца за интересный и познавательный рассказ и отправился дальше. — Ой, какой же ты всё-таки невнимательный, Ромка! — воскликнула Волшебная карта. — Ты не заметил ещё два дома, на одном из которых висит вывеска «Общий род», а на другом — «Несклоняемые существительные». — И правда. Кто же в них живёт? — Дело в том, что существительные бывают не только мужского, среднего и женского рода, но и общего! — Как это? — Это такие существительные, которые могут называть как мальчиков, так и девочек. Например, забияка, умница, молодец, сладкоежка, грязнуля, соня, растяпа! А в доме с вывеской «Несклоняемые существительные» живут Существительные — иностранцы. Они приехали в этот город из других стран, им здесь очень понравилось, они и остались. Например, Существительное футбол прибыло из Англии, а Существительные такси, жалюзи, шоссе — из Франции. — Но почему их называют Несклоняемые? — Да потому что многие из них так и не смогли подружиться с русскими Падежами, не научились склоняться, не захотели жить по правилам русской грамматики. Например, кофе, шоссе, такси. Эти Существительные, в каком падеже ни употребляй, всё равно будет — кофе, шоссе, такси. Ну что ж, пошли дальше. — Пошли. Ромка и Волшебная карта продолжили свой путь. Шли они по двум небольшим переулочкам. В первом переулке растёт всего одно дерево, а на нём висит одно яблоко, прогуливается один человек, около одного единственного дома бегает одна собака, а в другом переулке Ромка увидел много машин, домов, деревьев и животных, людей, прогуливающихся парами и группами. И все предметы, животные и люди перемещаются с одного переулка на другой. «Что-то странное здесь происходит», — подумал Ромка. «Да ничего странного я здесь не вижу. Просто мы находимся в переулке Единственного и Множественного числа», — ответила ему Волшебная карта. — В переулке Единственного числа живут Существительные, которые обозначают один предмет: одно яблоко, одно дерево, одну книгу, а в переулке Множественного числа живут Существительные, обозначающие предметы, которых много: цветы, люди, кошки. Все Существительные изменяются по числам: яблоко — яблоки, карандаш — карандаши, кроме несклоняемых, конечно. Понял?» «Понял», — ответил Рома. — А не пора ли нам домой возвращаться, кажется, я уже всё узнал о Существительных». «Подожди немного, мы ещё на проспекте Падежей не были», — успокоила его Карта. — Там живут друзья Имён Существительных: 6 братьев, 6 падежей, пойдём, я тебя с ними познакомлю». Наконец они вышли на Падежный проспект. Вдоль этого проспекта стоит дворец Падежей. Дворец этот с шестью башнями. Ромка вошел во дворец, а навстречу ему идет добрый молодец: — Кто ты, незнакомец? Что у тебя есть? — спросил он Ромку. — Я — Рома, — у меня есть Волшебная карта. — А я — Именительный падеж. Меня называют Именительным падежом, потому что я всему даю название или имя. Что это? — Дерево, камень, гора. Кто это? — Девочка, мальчик, старик. У меня всегда всё есть. Слово «есть» — мой друг, а тебе это слово будет помощником. Запомни, если слово сочетается со словом «есть», значит, существительное употреблено в Именительном падеже. — А когда я родился, то злая колдунья всё уничтожила в нашем городе, поэтому у меня ничего нет. Нет у меня друга, нет у меня книги, нет и собаки, — вздохнул Родительный падеж. — Значит ли это, что если существительное можно употребить со словом «нет», то оно стоит в Родительном падеже? — спросил Ромка. — Совершенно верно, — подтвердил Родительный падеж. — Не печалься, Родительный падеж, я тебе всё дам, ведь недаром меня называют Дательным падежом. — Я очень люблю делать подарки, — подбодрил брата Дательный падеж. — А кому и чему ты делаешь подарки? — спросил Рома. — А всему и всем вокруг! Я дарю подарки людям, птицам, небу и земле! Тут в зал вбежал ещё один Падеж. — А его как зовут? — Ах, это наш брат, ужасный озорник! Он напроказничает, а обвиняет в своих проделках других, его, поэтому и назвали Винительным падежом. А любимое его слово — это «винить», — рассказал Именительный падеж. — Это кого и что я обвиняю? — возразил Винительный падеж. — А где же наш Творительный падеж? Он тоже всегда что-нибудь «творит»! — Он с самого раннего утра уже творит свои добрые дела. Мы очень гордимся нашим братом! — Ой-ой-ой, да чем и кем гордиться? — с обидой сказал Винительный падеж. — Гордиться другом, книгой, страной, в которой живёшь! — ответил Творительный падеж, который только что вошел в зал. — Вам, юноша, помощь не нужна? — предложил Предложный падеж. — А это наш шестой брат — Предложный падеж. — Он всегда всем предлагает свою помощь, поэтому его и назвали Предложным падежом. Он всегда обо всех и обо всём думает, — уточнили Падежи. — А о ком? и о чём? Вы думаете, молодой человек? — спросил Ромку Предложный падеж. — Сейчас я думаю только о том, как бы мне завтра контрольную работу по русскому языку выполнить на хорошую оценку … — задумчиво ответил школьник. — Ну, если ты был внимателен во время путешествия по нашему городу Имён Существительных, то ты обязательно успешно справишься с работой. — Мы тебе этого искренне желаем! — сказали Падежи. Поблагодарил Падежи Ромка Тетрадкин (теперь-то он точно их не забудет!) и попросил показать ему дорогу, по которой он мог бы вернуться домой. Братья вывели его на шоссе. — А что за линии на этом шоссе? Сплошная линия, пунктирная, двойная сплошная линия, волнистая? — спросил Ромка. — Эти линии обозначают роль Существительного в предложении. Видишь ли, когда Существительное попадает в предложение, оно может превращаться в подлежащее, и тогда оно подчеркивается одной линией. Существительное может быть и сказуемым, тогда оно подчёркивается двумя сплошными линиями. А когда Имя Существительное исполняет роль второстепенных членов, то его подчёркивают пунктирной линией, волнистой и пунктиром с точкой, — объяснили Ромке Падежи. Ещё раз поблагодарил Ромка братьев и отправился домой. А Волшебная карта Ромке ещё одну подсказку дала: «Чтобы тебе легче было запомнить название и порядок падежей, запомни одну шутку: Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнки или Иван Рубит Дрова — Варвара Топит Печь. По начальным буквам слов в этих предложениях ты легко вспомнишь названия и порядок падежей. Так ещё твои дедушки и бабушки падежи запоминали». А на следующий день Ромка Тетрадкин получил за контрольную работу по русскому языку «пятёрку»!

17.07.2019 11:21


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!