СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СКАЗКИ О СКАЗКАХ. Лиса - Эго. Волк - Личность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помню, когда был маленький и мама читала мне эти сказки, я потом долго размышлял, кто в этой сказке «положительный» герой. Вроде, Волк «плохой», тогда Лиса должна быть «хорошая». Но и Лиса «плохая», а кто тогда Волк … ? Разве бывают сказки где главные герои только глупые, жадные, бессовестные обманщики. Но всё становится на свои места, если воспринимать Лису как человеческое Эго, а Волка, как сущность человека, который идёт у него на поводу.

Прочитайте сначала эту сказку (в обработке А.Н.Афанасьева). И попробуйте сразу же подставлять вместо сказочных героев их истинное значение.

Сказка Волк и Лиса.

Был себе дед и баба. У деда был петушок, а у бабы курочка. В один день пошли они на смитьячко поискать себе пищи; петушок нашел пшеничный колосок, а курочка нашла маковку. С этого колоска дед вымолотил зерно, смолол муку; а баба, вычистивши маковку, растерла мак, смешала с медом и с дедовой муки сделала пирожок с тертым маком и, за неимением, по бедности, печки и огня, положила тот пирожок на окне своей избушки, чтобы на солнышке испекся.

В то время проходила лисичка с волчиком. Лисичка и говорит: «А что, волчику-братику, украдем этот пирожок и разделим его между собою по-братски». — «Хорошо, лисичка-сестричка, украдем». Лисичка украла. Отошедши в сторонку, она заметила, что будто бы пирожок еще не допекся и что для этого надобно ему еще пожариться на солнышке. «А мы между тем уснем, а проснувшись, смачненько позавтракаем».

Так улещала лисичка волчика-братика, который вскоре и уснул. Она в то время к пирожку, разломила, сладкую начинку съела, а туда наклала. с позволения сказать — сами догадаетесь чего. и, залепив, положила. Волчик проснулся, и лиса за ним. Принялись делиться пирожком, и первая лиса заметила, что не та уже в пирожке начинка, и напустилась на волка. Волк божится, клянется, землю ест, — куда? лиса не верит. Наконец предлагает испытание: лечь обоим против солнца, и у кого от жару выступит на теле воск, тот и съел мед. Согласились.

Волчик беспечно уснул, а лиса побежала в ближнюю пасеку, украла сот, съела, а вощинами всего волка облепила. Проснувшись и быв изобличен, волк повинился, что он и сам не помнит, как это случилось, но после такого ясного доказательства винится и очень охотно подчиняется приговору лисички-сестрички, чтобы при первой добыче не иметь ему в ней доли, а всю уступить лисе. Вот и разошлись в разные стороны для промыслу.

Лисичка, завидев, что идет фура чумаков, легла на дороге, разметалась будто неживая и начала подфунивать изо всей мочи. Чумаки ее завидели и сочли сначала живою, но, подойдя ближе, когда услышали, что за несколько шагов она так сильно смердит, закричали: «Вона здохла, бачь, як воня!» — и, взяв ее, положили на воз с рыбою.

Первое дело ее было — прогрызть у воза лубки, и потом начала выкидывать рыбу.

Накидавши, сколько ей надобно было, она благополучно дала тягу с воза, подобрала всю рыбу в кучу и начала преисправно ее кушать.

Волк, побродивши везде, без успеха возвращался на сборное место и увидел лису за таким роскошным пиром. «Лисичка-сестричка! Дай мне хоть маленькую рыбку.» — «О волчику-братику, налови себе, как и я наловила, да и ешь сколько душе угодно!» — «Лисичка-сестричка! Дай мне хоть головку». — «О волчику-братику, ни косточки. Я утомилась, пока ее наловила, и очень голодна». — «Где, как и чем ты ее наловила?»

— «Самая безделица! Вон недалеко река; иди туда, вложи хвост в прорубь, сиди и приговаривай: ловись, рыбка, и мала и велика, ловись, рыбка, и мала и велика! Потом выдерни хвост, то увидишь, сколько вытянешь рыбы».

Как уже лиса кончила свой обед, то и взялася довести его до проруби. Волк вложил свой хвост и начал приговаривать: «Ловися, рыбка, и мала и велика!», а лиса, бегая около него, приговаривала: «Мерзни, мерзни, волчий хвост!» — «Что ты, лисичка-сестричка, говоришь?» — «То я тебе помогаю, а сама поминутно твердит: «Мерзни, мерзни, волчий хвост!» Волк скажет: «Ловися, рыбка, и мала и велика!», а лиса: «Мерзни, мерзни, волчий хвост!» Волк опять: «Ловися, рыбка, и мала и велика!», а лиса: «Мерзни, мерзни, волчий хвост!» — «Что ты, лисичка-сестричка, говоришь?» — «То я тебе помогаю!»

Волк уже хочет вытянуть свой хвост из проруби, но лиса запрещает: «Погоди, еще мало наловилось!» И опять начинают они приговаривать. Волк только что попробует вытащить хвост, а лиса ему: «Погоди, еще рано!» — и как тогда был мороз такой, что аж скалкы скачут, то лиса, разочтя время, закричала на волка: «Тяни!» Он потянул, но не тут-то было! Хвост его замерз в реке, и волк не мог освободить его, и сам остался на месте.

Тогда лиса благим матом побежала в село и начала кричать: «Сюда, люди! Спешите бить волка, примерз к ополонке!» Все бросились на волка: мужчины с дубинами, с топорами, бабы с гребнями, с днищами, все на волка; били его, били, колотили до того, что волк не пожалел и хвоста, оторвал его и куцый побежал куда глаза глядят.

Как же все люди бросились к нему на лед, то один мужик покинул даже и сани свои с лошадью. Волк, набежав на них, вскочил в сани, начал погонять лошадь и таким образом выбрался из села.

А лиса среди общей суматохи, когда все бросились бить волка, вскочила в пустую избу, увидела квашню с тестом, вскочила в нее, выляпалась в тесто, побежала на дорогу и легла.

Недалеко за селом увидел волк на дороге лисичку-сестричку избитую, израненную и едва живую. С большим участием бросился он к ней, и она начала жаловаться, что и ее так больно прибили, что мозг изо всех костей повыступал.

«Крепись, лисичка-сестричка! Вот и я хвоста лишился, да как же быть! Иди за мною, я еще покрепче тебя, буду тебя защищать».

Лисичка начала проситься в сани, но волк ей отказал и доказал, что и одному тесно. Нечего делать! Пошла лиса тихо за едущим волком. Пройдя немного, начала упрашивать, чтобы хотя одну лапку, самую разбитую, положить на сани, не более как лапку. Волк долго отнекивался, наконец согласился. Положивши лапку, лиса после долгих переговоров упросила и о другой, третьей, четвертой, потом умолила волка иметь сострадание и к ее хвосту, который так жалко волочился, и умостилась совсем в санках. Волк услышал, что санки трещат, и начал ее упрекать. «Это, волчику-братику, я орешки кусаю!»

Поехали дальше; слышит волк, что санки опять трещат, и снова упрекает лису. «Это, волчику-братику, я орешки кусаю!» Наконец санки совсем рассыпались.

Волк пошел рубить дрова на сани, а лиса осталась пасти лошадь. От скуки она выела у лошади всю внутренность, напихала туда живых воробьев и дырку под хвостом заткнула соломой. У волка сани поспели, и он запряг лошадь. «Ну, ну; ну, ну!» — лошадь ни с места. Волк увидел, что из-под хвоста у лошади торчит солома, и сказал: «Вот как обожралася, что и солома назад лезет!» Вытянул ее. воробьи выпорхнули, и кожа лошадиная упала.

Лиса, притворяясь все еще больною от побоев, после продолжительного спора убедила волка, чтобы он вез ее в санках. Волк повез и стал приговаривать: «Битый битую везет! Битый битую везет!» А лисичка шепчет: «Битый небитую везет!» — «Что ты, лисичка-сестричка, говоришь?» — «То я, волчику-братику, говорю: битый битую везет!.»

У этой сказки несколько сюжетов. И каждый сюжет это определённый Закон или Учение.

Сюжет первый.

Дед и баба — это окружающий нас мир. Петушок и Курочка - это Бог и Богиня. Они дали возможность миру создать человека. Пирожок — это родившийся человек. Тесто - это его тело. Мёд — душа, а маковые зёрнышки — дух. А вся сладкая начинка — это Любовь. Пирожок был еще даже не прожарен, т.е. это говорится о молодом человеке или даже совсем ещё ребенке, но у него уже появляется Эго (Лиса), и уничтожает всё хорошее в человеке, и наполняет это тем, что не нравится никому, даже и ему самому. В итоге получается так, что во всём виноват сам человек, потому что Эго - его, как бы и не существует.

Сюжет второй.

Человек захотел показать миру, что он «святой», что он «убил» своё Эго («Лиса притворилась мёртвой»). Но, это была только «показуха» («сильно смердит»). Благодаря подобным «ухищрениям», человек может получить кратковременный доступ к каким-то знаниям и способностям (Рыбка), но это быстро исчезает, так как не является наработанным качеством человека.

А сам человек очень хочет обладать «божественными дарами», хочет быть «праведным», и он идёт в какое-то место, где, как он считает ему дадут Знания, Веру, Счастье, Силу, Любовь и т. д. Он пытается получить всё это с помощью каких-то «священных» действий и «заклинаний» и, в конце концов, остаётся лишь побитый, униженный (без хвоста) и, возможно даже сменившим тело и душу («вскочил в сани, начал погонять лошадь и таким образом выбрался из села»). И всё равно, так ничего и не поняв, человек вновь принял своё Эго, поверил ему и даже пообещал «защищать его покрепче».

Сюжет третий.

Лошадь, сани (телега, карета, …) и возница (Волк) — это тело, душа, дух. Эго (Лиса) хочет залезть «в душу», уговаривает, упрашивает и человек поддаётся на её уговоры. «Птичка попала коготком в сети - там вся и увязла» - говорит об этом старинная поговорка. Человек впустил Эго в свою душу, и душа его «рассыпалась».

Эго выедает все внутренности, всё здоровье человека и он умирает, так и не дойдя до конца своего Пути. Он ничего не достигает, его душа в виде воробышка улетает.

А его сущность вновь «впрягается» в какое-то тело, которым погоняет злобное и хитрое Эго.

21.02.2022 21:14


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!