СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Схема и структура составления психолого-педагогической характеристики на ПМПК

Нажмите, чтобы узнать подробности

СХЕМА И СТРУКТУРА

СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

НА РЕБЕНКА ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ

НА ПМПК

г. Горловка

2016 год

ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ

Важнейшими задачами психолого-педагогической диагностики нарушенного развития являются:

  • раннее выявление нарушений развития у детей;
  • определение причин и характера нарушений;
  • определение оптимального педагогического маршрута ребенка;
  • выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с нарушениями развития;
  • разработка индивидуальных программ развития и обучения.

Психодиагностика нарушенного развития должна осуществляться в три этапа:

1) скрининг-диагностика;

2) дифференциальная диагностика;

3) углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка с целью разработки индивидуально-коррекционной программы.

На каждом этапе имеются свои специфические задачи и с каждым этапом связан круг проблем, характеризующих состояние современной психодиагностики.

Основными задачами скрининг-диагностики являются своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития в популяции, в том числе и в условиях массовых образовательных учреждений, примерное определение спектра психолого-педагогических проблем развития ребенка.

Кроме того, скрининг-диагностика позволяет решать задачи, связанные с оценкой качества обучения и воспитания детей в образовательном учреждении: выявлять недостатки воспитательно-образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, а также недостатки той или иной программы обучения и воспитания детей.

Дифференциальная диагностика направлена на определение типа нарушенного развития, именно по ее результатам определяется направление обучения ребенка и его организационные формы. Задачи дифференциальной диагностики следующие:

  • разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка;
  • выявление первичного и вторичного нарушений и системный анализ структуры нарушения;
  • оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;
  • определение и обоснование педагогического прогноза.

Углубленное психолого-педагогическое изучение детей с нарушением развития ставит своей целью разработку программ коррекции на основании результатов диагностики. Такое изучение требует времени и проводится в основном в образовательном, а иногда в консультативном учреждении. Конкретные задачи такого изучения, как правило, многообразны и специфичны для разных возрастных этапов.

Среди них можно выделить такие, как:

  • выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка;
  • разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения;
  • определение условий воспитания ребенка, специфика внутрисемейных отношений;
  • помощь в ситуациях с затруднениями в учебе;
  • профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков;
  • решение проблем социально-эмоционального плана.

Очень важно требование Л.С. Выготского изучать интеллектуальное и эмоционально-волевое развитие детей в их взаимосвязи.

В работе "Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства" Л.С. Выготский предложил схему педологического исследования детей, которая включает в себя следующие этапы.

  1. Тщательно собранные жалобы родителей, самого ребенка, воспитательного учреждения.
  2. История развития ребенка.
  3. Симптоматология (научное констатирование, описание и определение симптомов) развития.
  4. Педологический диагноз (вскрытие причин и механизмов образования данного симптомокомплекса).
  5. Прогноз (предсказание характера детского развития).
  6. Педагогическое или лечебно-педагогическое назначение.

Психолог обязан владеть всеми экспериментально-психологическими методиками, так как именно они являются основными приемами изучения нарушенной психической деятельности.

Важным условием применения экспериментально-психологических методик является оказание ребенку дозированной помощи во время обследования.

При описании отдельных методик обычно приводятся указания на то, какие виды помощи в данном случае уместны. Выбор адекватных способов помощи остается одним из трудных моментов экспериментальной работы, требующих опыта и квалификации. Общие правила, которыми при этом следует руководствоваться, заключаются в следующем:

  • сначала следует проверить, не окажутся ли эффективными более простые виды помощи, и лишь затем перейти к демонстрации и обучению;
  • экспериментатору не следует быть чрезмерно активным и многословным; его вмешательство в ход эксперимента должно быть тщательно обдумано;
  • каждый акт помощи, так же как и ответные действия ребенка, должен быть внесен в протокол.

Итогом диагностики нарушенного развития является установление психолого-педагогического диагноза, который не ограничивается типом нарушенного развития. Он должен отражать индивидуальные особенности психофизического развития ребенка и включать рекомендации к разработке индивидуальной программы коррекционной работы. В психолого-педагогическом диагнозе указывается педагогическая категория нарушенного развития, степень выраженности нарушения, недостатки развития, осложняющие ведущие нарушения, на которые необходимо обратить внимание в ходе коррекционно-педагогической работы. Если обследование проводится перед поступлением ребенка в школу, то необходимо определить готовность ребенка к обучению в школе общего назначения или в специальной (коррекционной) школе.

СХЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ НА РЕБЕНКА

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ НА ПМПК

Раздел

Содержание

I. Особенности контакта

В контакт вступает сразу/не сразу (постепенно), устанавливается легко (непринужденно)/контакт затруднен, наблюдается скованность, контакт избирательный, формальный

II. Интерес к выполнению заданий

(мотивационный компонент)

Интерес стойкий, эпизодический, избирательный, отсутствует.

Мотивация позитивная, негативная.

III. Особенности эмоциональной сферы и эмоционального отношения к процессу и результату деятельности

Реакция на происходящее вокруг.

Преобладающее настроение (веселое, грустное).

Наблюдается активность, настроение бодрое, приподнятое, грустное; наблюдается волнение, тревожность, смущение; позитивное/негативное отношение к совместным действиям/самостоятельным действиям.

Реакция на одобрение/замечание: адекватная, негативная, отсутствие реакции.

Свойственны ли чувство страха, удивления, восторга, сострадания, наличие тревожности и др.

IV. Характер деятельности (поведение во время обследования)

Волевой компонент: степень полноты принятия инструкции и ее сохранения до конца выполнения задания; качество самоконтроля во время выполнения задания, уровень самоконтроля при оценке результата деятельности, способность критически оценивать результаты своего труда и обосновать эту оценку.

Ориентировочно-операционный компонент: особенность планирования, особенность вербализации выполняемого задания, целенаправленность деятельности.

Проявление импульсивности, ригидности, инертности, лабильности, критичности.

V. Особенности внимания

Уровень развития внимания: устойчивость, концентрация, переключение, распределение.

VI. Особенности памяти

Преобладающий вид памяти (зрительная, моторная, слуховая, «смешанная»). Уровень развития памяти. Быстрота и прочность запоминания. Особенности процесса припоминания.

VII. Особенности мыслительной деятельности

Способность к обобщению, исключению, осмыслению, умозаключению, абстрагированию, понимание логических связей и отношений, умение выделять существенные признаки предметов, возможность переключения с одного вида мыслительной деятельности на другой.

VIII. Общая осведомленность

Представления ребенка об окружающем мире, о своей семье, о ближайшем окружении, о своем месте жительстве, о простых явлениях природы, временах года. Насколько адекватными являются эти знания. Развитость познавательной активности.

IX. Степень самостоятельности, характер предоставляемой помощи, обучаемость

Высокий/низкий/средний уровень самостоятельности. Большой/незначительный объем предоставляемой помощи.

Виды и характер помощи:

  1. Простое переспрашивание, т.е. просьба повторить то или иное слово.
  2. Одобрение или стимуляция дальнейших действий «хорошо», «дальше».
  3. Вопросы о том, почему сделал то или иное действие.
  4. Наводящие вопросы или критические возражения.
  5. Подсказка или совет действовать тем или иным способом.
  6. Демонстрация действия и просьба самостоятельно выполнить его.
  7. Обучение тому, как надо выполнить задание.

Обучаемость: достаточная, низкая (помощь использует недостаточно, перенос знаний затруднен или отсутствует).

X. Психологический диагноз (вывод)

В психологическом диагнозе указывается:

- категория нарушенного развития (сфера);

- степень выраженности нарушений;

- другие недостатки, осложняющие развитие.

10.06.2019 14:10


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!