СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
СХЕМА И СТРУКТУРА
СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
НА РЕБЕНКА ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ
НА ПМПК
г. Горловка
2016 год
ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ
Важнейшими задачами психолого-педагогической диагностики нарушенного развития являются:
Психодиагностика нарушенного развития должна осуществляться в три этапа:
1) скрининг-диагностика;
2) дифференциальная диагностика;
3) углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка с целью разработки индивидуально-коррекционной программы.
На каждом этапе имеются свои специфические задачи и с каждым этапом связан круг проблем, характеризующих состояние современной психодиагностики.
Основными задачами скрининг-диагностики являются своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития в популяции, в том числе и в условиях массовых образовательных учреждений, примерное определение спектра психолого-педагогических проблем развития ребенка.
Кроме того, скрининг-диагностика позволяет решать задачи, связанные с оценкой качества обучения и воспитания детей в образовательном учреждении: выявлять недостатки воспитательно-образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, а также недостатки той или иной программы обучения и воспитания детей.
Дифференциальная диагностика направлена на определение типа нарушенного развития, именно по ее результатам определяется направление обучения ребенка и его организационные формы. Задачи дифференциальной диагностики следующие:
Углубленное психолого-педагогическое изучение детей с нарушением развития ставит своей целью разработку программ коррекции на основании результатов диагностики. Такое изучение требует времени и проводится в основном в образовательном, а иногда в консультативном учреждении. Конкретные задачи такого изучения, как правило, многообразны и специфичны для разных возрастных этапов.
Среди них можно выделить такие, как:
Очень важно требование Л.С. Выготского изучать интеллектуальное и эмоционально-волевое развитие детей в их взаимосвязи.
В работе "Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства" Л.С. Выготский предложил схему педологического исследования детей, которая включает в себя следующие этапы.
Психолог обязан владеть всеми экспериментально-психологическими методиками, так как именно они являются основными приемами изучения нарушенной психической деятельности.
Важным условием применения экспериментально-психологических методик является оказание ребенку дозированной помощи во время обследования.
При описании отдельных методик обычно приводятся указания на то, какие виды помощи в данном случае уместны. Выбор адекватных способов помощи остается одним из трудных моментов экспериментальной работы, требующих опыта и квалификации. Общие правила, которыми при этом следует руководствоваться, заключаются в следующем:
Итогом диагностики нарушенного развития является установление психолого-педагогического диагноза, который не ограничивается типом нарушенного развития. Он должен отражать индивидуальные особенности психофизического развития ребенка и включать рекомендации к разработке индивидуальной программы коррекционной работы. В психолого-педагогическом диагнозе указывается педагогическая категория нарушенного развития, степень выраженности нарушения, недостатки развития, осложняющие ведущие нарушения, на которые необходимо обратить внимание в ходе коррекционно-педагогической работы. Если обследование проводится перед поступлением ребенка в школу, то необходимо определить готовность ребенка к обучению в школе общего назначения или в специальной (коррекционной) школе.
СХЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ НА РЕБЕНКА
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ НА ПМПК
Раздел |
Содержание |
I. Особенности контакта |
В контакт вступает сразу/не сразу (постепенно), устанавливается легко (непринужденно)/контакт затруднен, наблюдается скованность, контакт избирательный, формальный |
II. Интерес к выполнению заданий (мотивационный компонент) |
Интерес стойкий, эпизодический, избирательный, отсутствует. Мотивация позитивная, негативная. |
III. Особенности эмоциональной сферы и эмоционального отношения к процессу и результату деятельности |
Реакция на происходящее вокруг. Преобладающее настроение (веселое, грустное). Наблюдается активность, настроение бодрое, приподнятое, грустное; наблюдается волнение, тревожность, смущение; позитивное/негативное отношение к совместным действиям/самостоятельным действиям. Реакция на одобрение/замечание: адекватная, негативная, отсутствие реакции. Свойственны ли чувство страха, удивления, восторга, сострадания, наличие тревожности и др. |
IV. Характер деятельности (поведение во время обследования) |
Волевой компонент: степень полноты принятия инструкции и ее сохранения до конца выполнения задания; качество самоконтроля во время выполнения задания, уровень самоконтроля при оценке результата деятельности, способность критически оценивать результаты своего труда и обосновать эту оценку. Ориентировочно-операционный компонент: особенность планирования, особенность вербализации выполняемого задания, целенаправленность деятельности. Проявление импульсивности, ригидности, инертности, лабильности, критичности. |
V. Особенности внимания |
Уровень развития внимания: устойчивость, концентрация, переключение, распределение. |
VI. Особенности памяти |
Преобладающий вид памяти (зрительная, моторная, слуховая, «смешанная»). Уровень развития памяти. Быстрота и прочность запоминания. Особенности процесса припоминания. |
VII. Особенности мыслительной деятельности |
Способность к обобщению, исключению, осмыслению, умозаключению, абстрагированию, понимание логических связей и отношений, умение выделять существенные признаки предметов, возможность переключения с одного вида мыслительной деятельности на другой. |
VIII. Общая осведомленность |
Представления ребенка об окружающем мире, о своей семье, о ближайшем окружении, о своем месте жительстве, о простых явлениях природы, временах года. Насколько адекватными являются эти знания. Развитость познавательной активности. |
IX. Степень самостоятельности, характер предоставляемой помощи, обучаемость |
Высокий/низкий/средний уровень самостоятельности. Большой/незначительный объем предоставляемой помощи. Виды и характер помощи:
Обучаемость: достаточная, низкая (помощь использует недостаточно, перенос знаний затруднен или отсутствует). |
X. Психологический диагноз (вывод) |
В психологическом диагнозе указывается: - категория нарушенного развития (сфера); - степень выраженности нарушений; - другие недостатки, осложняющие развитие. |
© 2019, Назаров Артем Юрьевич 500