СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Славянский мир" руками детей ─ "Леший"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю вам панно "Леший" – творчество Ксении Шишловой, 13 лет.

Детский оздоровительный лагерь «Солнечный», Ковровский район Владимирской области.

Работа выполнена по картине художника-славяниста Игоря Евгеньевича Ожиганова "Леший".

Берёзовая фанера 30 х 21 (формат А4), электроприбор для выжигания по дереву «Узор-1», затраченное время – 20 часов. Перед началом выжигания панно "Леший" Ксюша Шишлова имела опыт художественного выжигания один год. Летом занималась в кружке «Берендей», остальное время ─ дома.

Справка: Игорь Евгеньевич Ожиганов любезно дал нам своё добро на использование его картин в качестве эскизов к выжиганию.

Леший

Леший или же лесовик, лешак, лесовой, лесун – дух леса в славянской мифологии. Обитает леший в каждом лесу, особенно любит еловые. Одет как человек – красный кушак, левая пола кафтана обыкновенно запахнута за правую, а не наоборот, как все носят. Обувь перепутана: правый лапоть надет на левую ногу, левый – на правую. Глаза у лешего зелёные и горят, будто угли. Как бы он тщательно ни скрывал своего нечистого происхождения, ему не удаётся это сделать: если посмотреть на него через правое ухо лошади, леший отливает синеватым цветом, ведь кровь у него синяя.

Леший может стать пнём и кочкой, превратиться в зверя и птицу, он оборачивается медведем и тетеревом, зайцем, да кем угодно, даже растением, ведь он не только дух леса, но и его сущность: он мхом оброс, сопит, будто лес шумит, он не только елью показывается, но и стелется мохом-травою.

Леший отличается от прочих духов особыми свойствами, присущими ему одному: если он идёт лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями. Но в то же время, выходя для прогулок, забав и шуток на лесные опушки, он ходит там малой былинкой, ниже травы, свободно укрываясь под любым ягодным листочком. Но на луга, собственно, он выходит редко, строго соблюдая права соседа, называемого полевиком, или полевым.

Не заходит леший и в деревни, чтобы не ссориться с домовыми и баенниками, – особенно в те деревни, где поют совсем чёрные петухи, живут при избах «двуглазые» собаки (с пятнами над глазами в виде вторых глаз) и трехшерстные кошки. Зато в лесу леший – полноправный и неограниченный хозяин: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему безответно. Особенно подчинены ему зайцы. Они у него на полном крепостном праве, по крайней мере, он даже имеет власть проигрывать их в карты соседнему лешему.

Не освобождены от такой же зависимости и беличьи стада, и если они, переселяясь несметными полчищами и забывая всякий страх перед человеком, забегают в большие города, причём скачут по крышам, обрываются в печные трубы и прыгают даже в окна, – то дело ясное: значит, лешие целой артелью вели азартную игру, и побеждённая сторона гнала проигрыш во владения счастливого соперника.

Настоящий леший голосист: умеет петь без слов и подбодряет себя хлопаньем в ладоши. Поёт он иногда во всё горло (с такой же силой, как шумит лес в бурю) почти с вечера до полуночи; он не любит пения петуха и с первым выкриком его немедленно замолкает. Носится леший по своим лесам как угорелый, с чрезвычайной быстротой и всегда без шапки. Лешие умеют хохотать, аукаться, свистать и плакать по-людски, и если они делаются бессловесными, то только при встрече с настоящими, живыми людьми.

Лешие не столько вредят людям, сколько проказят и шутят, и в этом случае вполне уподобляются своим родичам – домовым. Проказят они грубо, как это и прилично неуклюжим лесным жителям, и шутят зло, потому что всё-таки они не свой брат человек. Самые обычные приёмы проказ и шуток леших заключаются в том, что они «обводят» человека: всякого углубившегося в чащу с целью собирать грибы или ягоды они либо «заведут» в такое место, из которого никак не выбраться, либо напустят в глаза такого тумана, что совсем собьют с толку, и заблудившийся человек долго будет кружить по лесу на одном и том же месте.

Однако во всех таких приключениях леший всё-таки не ведёт людей на прямую погибель, как делает это настоящий дьявол. Притом от проказ лешего можно легко отчураться при помощи известных приёмов, которым учат с малолетства, по заповедям отцов и прадедов. Так, заблудившемуся рекомендуется присесть на первой же колоде, снять с себя и выворотить наизнанку носильное платье и затем в таком виде надеть на себя. Обязательно при этом также левый лапоть надеть на правую ногу или правую рукавицу на левую руку.

Если же в беду попали двое или трое, то им следует всем переменяться одеждой, предварительно выворотив её наизнанку (в этом случае рекомендуется подражать обычаю того же лешего, у которого всё навыворот и наизнанку). Можно точно так же вызволиться из беды, проговоривши любимую поговорку лешего, которую удачливые люди успели подслушать у него издали: «Шёл, нашёл, потерял» или закричать: «Овечья морда, овечья шерсть», – и сразу леший исчезнет с криком: «А, догадался!» Бывают, впрочем, случаи, когда все способы борьбы с лешими оказываются бессильными. Это случается раз в год, в тот заповедный день, когда лешие бесятся (4/17 октября), на Ерофея-мученика. В этот день знающие крестьяне в лес не ходят.

Накануне Иванова дня (24 июня/7 июля) лешего легко можно было увидать в лесу и даже заключить с ним договор. Это старались сделать особенно пастухи, чтобы звери лесные не губили стадо. Праздником для леших считается Ильин день (20 июля/2 августа), когда открываются волчьи норы, всякое зверье бродит на свободе. На Агафона-огуменника (22 августа/4 сентября) лешие выходят из лесу и носятся по деревням, норовя раскидать снопы, поэтому хозяева в этот день и ночь стерегут свои гумна в тулупах, надетых навыворот, обмотав головы полотенцами и держа в руках кочергу.

14/27 сентября, на Воздвиженье, лешим тоже свобода в лесу: крестьяне не ходят туда, опасаясь попасть на сборище змей и лесовиков, которые прощаются со всем зверьем до будущей весны. Ну а после Воздвиженья указано лешим на Ерофея-мученика (4/17 октября) пропадать или замирать. Перед этим они учиняют неистовые драки, ломают с треском деревья, зря гоняют зверей и наконец проваливаются сквозь землю, чтобы явиться на ней вновь, когда она отойдёт, оттает весной, и начать снова свои проказы все в одном и том же роде. Вообще, побаиваясь злых и неожиданных затей лешего, лесной народ не прочь над ним посмеяться, а пользоваться его именем как ругательным словом вся Русь считает первым удовольствием («Иди к лешему», «Леший бы тебя задавил» и т.п.).

Миф о леших недаром просуществовал на Земле тысячелетия. По народным воззрениям, леший служит как бы бессознательным оружием наказания за вольные и невольные грехи человека. Например, леший на виду у всех унёс мужика за то, что тот, поднимаясь на колокольню, ругался непотребным словом. Еще сильнее карает леший за произнесение проклятий, и если случится, например, что роженица, потерявши в муках родов всякое терпение, проклянёт себя и ребёнка, то ребёнок считается собственностью лешего – сразу, как только замер последний звук произнесённого проклятия. Обещанного ему ребёнка леший уносит в лес тотчас по рождении, подкладывая вместо него «лесное детище» – больное и беспокойное. Если же каким-нибудь чудом заклятого ребёнка успеют окрестить ранее, так что взять его сразу нельзя, то леший ждёт до семи лет отрочества и тогда сманивает его в лес (лешему дана одна минута в сутки, когда он может сманить человека).

В лесу проклятые живут недолго и скоро умирают. А если и случится, что кто-нибудь из них, по усиленным молитвам матери, выживет, то находят его в самом жалком виде: ходит он одичалым, не помнит, что с ним было, и сохраняет полнейшее равнодушие ко всему, что его может ожидать при совместной жизни с людьми.

Деревенские слухи очень настойчиво приписывают лешим страсть к женщинам и нередко обвиняют их в похищениях девушек. Приписывают им и жён одинаковой с ними породы (лешачиха, лешуха), и детёнышей (лешеня). В стародавние времена пастухи в начале лета заключали с лешим договор: молоко из коров не высасывать, скотину в болота не загонять и т.д. Если договор нарушался, писали на обидчика жалобу на широкой доске и подвешивали к дуплистому дереву в чащобе – пусть Дед Лесовик разберётся.

Сейчас посмотрите как велась работа над Лешим:

1 день - Так начинается рождение «Лешего»

2 день - Рождение «Лешего»

3 день - Рождение «Лешего»

4 день - Рождение «Лешего»

5 день - Рождение «Лешего»

6 день - И вот «Леший» завершён

Можете сравнить с оригиналом.

Ксения Шишлова - победитель конкурса художественного выжигания "Славянский мир" III смены Детского оздоровительного лагеря "Солнечный" 2017 года. Начала заниматься выжиганием в 2016 году.

Это панно "Жизнь-борьба" с картины художницы-анималистки Татьяны Ивановны Данчуровой. - первая работа Ксении Шишловой.

Ксения Шишлова - подарок папе.

Вот такой значок выполнялся 2 часа.

А вот и папа со всей семьёй приехали в "Родительский день" в гости к Ксюше в лагерь.

Лауреаты, призёры и победитель конкурса "Славянский мир" III смены 2017 года.

Мы все желаем им творческих успехов, здоровья и успешного завершения учёбы в школе!

Категория: Всем учителям
04.01.2020 17:18


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!