© 2016 599
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Роман Либеров снимает очень интересное кино – на стыке документалистики и анимации. Кроме того, выбирает темы некоммерческого содержания – о писателях. Думается, что картины Либерова с замечательными актёрами привлекут максимум зрительского внимания.
Вот что рассказал режиссёр о себе и своих работах в одном из интервью:
«– Роман, почему все ваши фильмы посвящены писателям?
– Когда я был маленьким, мечтал, что у меня будет своя квартира и на отдельной стене я размещу фотографии людей, без которых «звенел бы пустотой». Но своей квартиры у меня нет до сих пор. И фотогалереи тоже. Поэтому образовывается киногалерея. Имён в моём условном списке 137 и по мере проживания становится больше. …Мне кажется, литература заведомо больше всего остального. Само слово границ не имеет. Литература первична по отношению к любому другому виду искусства. Даже по отношению к музыке.
– В одном из интервью вы сказали, что хотите быть переводчиком с языка литературы на язык кино.
– Это перевод, скорее, эмоциональный. Фильмы о героях из упомянутого списка требуют определённой сосредоточенности, поскольку с тобой делятся не слишком приятными и тяжёлыми для понимания вещами. Плюс, если зритель случайный, то с ним делится человек вообще незнакомый. В кино часто приходят те, кто понятия не имеют, например, о Сергее Довлатове или Юрии Олеше.
– Вам важно быть услышанным?
– Если фильм не «попадает» в зрителя, я не расстраиваюсь. У меня есть внутренняя уверенность, что я произвожу нужные действия. Для кого из нас Пушкин или Достоевский больше чем памятник? А между тем это были живые и остро талантливые люди. Живые!
– Не кажется ли вам, что ваша попытка снять документальное кино о писателях – это попытка самоисследования?
– Истинная правда. Поступая во ВГИК, я не мог представить себе, что документальное кино станет таким трендом, каким оно является сегодня. Документальное кино – это единственное место, где можно говорить на интересующие темы. Его можно сравнить с тем, чем был Театр на Таганке в конце 1970-х.
«ЮРИЙ ОЛЕША ПО КЛИЧКЕ „ ПИСАТЕЛЬ”» (2009)
Первый фильм Р. Либерова из задуманного им цикла о писателях посвящён Юрию Олеше. Его самое известное произведение – «Три толстяка». Но писатель работал всю жизнь. Последние двадцать лет жизни – в стол.
Фильм Либерова не ставит перед собой литературоведческих целей. Его основная идея – донести до зрителей душу писателя, показать его талант и беззащитность перед жестокостью эпохи. Внутренние переживания талантливого человека удалось отразить благодаря дневникам Олеши, которые читает Армен Джигарханян. Стоит ли смотреть фильм, не познакомившись ближе с творчеством писателя? Вне сомнений. Фильм снят на достойном уровне; 47-минутная зарисовка включает в себя обязательные и просто интересные факты биографии писателя, много фотографий, цитат из дневника, произведений, несколько стихотворений.
Визуально фильм вполне в духе Либерова: анимация, серьёзная работа с графикой, ненавязчивый стиль повествования. Это был первый опыт режиссёра, и последующие фильмы явно выигрывают при сравнении. Тем не менее личность героя перекрывает шероховатости повествования
«ИОСИФ БРОДСКИЙ. РАЗГОВОР С НЕБОЖИТЕЛЕМ» (2010)
В 1993 году в Нью-Йорке между поэтом Иосифом Бродским и критиком Соломоном Волковым состоялся разговор, который и лёг в основу фильма, по ходу работы над фильмом он «оброс» высказываниями Иосифа Александровича по разным поводам, его шутками и воспоминаниями. Украшение фильма – яркая сюжетная анимация и оригинальное музыкальное сопровождение.
Фильм держится не столько на сюжете, сколько на ощущениях того, как человек проживает свою никем не навязанную жизнь, размышлениях о том, что каждому приобретению есть своя цена, и, как правило, это потеря. «Так сложно мне не давалась ни одна работа, – рассказывает Р. Либеров. – Технические аспекты пусть останутся при мне, а психологически поэт относится если не к настоящему, то к совсем недавнему прошлому. И это недавнее прошлое касается огромного круга людей, у каждого из которых свой Бродский. Я взял все доступные интервью (около ста бесед) и скомпилировал беседу, которая, с некоторой долей вероятности, могла бы произойти. Бродский категорически отказывался драматизировать произошедшее с ним, так что до откровений и параллелей с беседой-исповедью далеко. Тем не менее, он в своей манере и до известной степени рассказал довольно много. Больше о себе он бы не хотел услышать сам, я думаю».
«НАПИСАНО СЕРГЕЕМ ДОВЛАТОВЫМ» (2012)
На премьеру фильма «Написано Сергеем Довлатовым» в Дом кино пришло такое количество зрителей, что пришлось искать дополнительные стулья за кулисами. Бепрецедентный случай для документального кино.
Во время премьерных показов автору приходилось предварять фильм рассказом о писателе. «В этом нет иронии. Мне хотелось понять, не скучно ли смотреть фильм человеку с «чистым восприятием», то есть тому, кто понятия о Довлатове не имеет». Большая удача – участие в фильме актёра и режиссёра Сергея Пускепалиса, который читает закадровый текст. «Он очень настоящий человек, – говорит о коллеге Либеров. – Я перебрал в голове многих артистов, понимая, что должна быть подключена разнообразная актёрская палитра – от негодования до радости. Мало кого мог вспомнить, и вдруг на ум «пришёл» Пускепалис. Мы тут же встретились».
Ещё одна несомненная удача картины – участие в ней питерского Billy’s Band. «Их музыка совершенно довлатовского «разлива». Ещё не было фильма, а я написал Биллу (руководителю) письмо, он сразу откликнулся. Оказалось, что Довлатов – его любимый писатель. И группа, и Серёжа работали совершенно бесплатно!» – с благодарностью вспоминает Либеров. Высоко оценили фильм родные писателя, приписав к высланной им копии: «Видно, что сделано с любовью».
«ИЛЬФИПЕТРОВ" (2013)
В работе над картиной Либерову помогала Александра Ильинична, дочь Ильи Ильфа – она сохранила уникальный отцовский архив.
Автором была проделана колоссальная работа: живые свидетельства добыты в Москве, Одессе, Ярославле, Париже, Нью-Йорке, повторен маршрут «Одноэтажной Америки», проштудирован чудом сохранённый архив.
Зрителю представлен уникальный материал о жизни и творчестве писателей. Ильф, например, увлекался фото. На одном из его снимков – храм Христа Спасителя до и после взрыва. Пользуясь возможностью, оба отправлялись в рискованные путешествия за границу. В том числе и в США, где созерцали страну из окна авто, а на деньги, вырученные от написанного для американского режиссёра Льюиса Майлстоуна сценария, выкупили верного «железного мустанга» и привезли его в СССР.
Фильм был участником внеконкурсной программы XXIV Международного кинофестиваля «Послание к человеку».
*
См.:
Карта сайта
Кинокалейдоскоп
Платонов, Либеров и «Сокровенный человек»
© 2016 599