СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«СЛОВОМ МОЖНО УБИТЬ,
СЛОВОМ МОЖНО СПАСТИ.»:
АЗЫ СУДЕБНОЙ РИТОРИКИ
ПРОГРАММА КУРСА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В наши дни возросла роль языковой индивидуальности и, следовательно, умений, связанных с порождением эффективной, яркой, воздействующей речи. Именно такая речь является основным предметом риторики, как общей, так и частных, например судебной.
В этой связи главная цель элективного курса «"Словом можно убить, словом можно спасти.": азы судебной риторики» - раскрыть некоторые особенности судебного красноречия, способствуя тем самым профессиональному самоопределению учащихся, расширению их общего кругозора. Конкретными задачами курса являются следующие:
- формировать у учащихся отношение к устной и письменной речи как к инструменту воздействия и эстетическому объекту;
- дать самое общее представление о судебной риторике как области общей риторики;
- совершенствовать умения эффективного чтения, слушания и общериторической оценки прочитанного или прослушанного текста;
- познакомить старшеклассников с общими требованиями к публичной судебной речи и законами ее построения;
- развивать речевые умения, необходимые для создания и произнесения развернутых монологических высказываний в жанрах судебного красноречия;
- способствовать постижению учащимися нравственных законов жизни.
Предлагаемый элективный курс рассчитан на 17 часов и ориентирован только на классы гуманитарного профиля.
Отличительная особенность программы курса заключается в ее интегративном характере: рассмотрение тем, представленных в ней, предполагает обязательную интеграцию содержания учебных программ по литературе и русскому языку. Кроме того, курс имеет ярко выраженную практическую направленность.
100
Выбор тем, включенных в программу, определялся их значимостью для осуществления успешной коммуникации в предполагаемой профессиональной сфере. Аннотации прописаны достаточно подробно, чтобы сориентировать учителя в круге вопросов, составляющих содержание темы.
Исходный текстовый материал, необходимый для реализации задач курса: специальная литература по риторической теме; критические заметки; образцы речей известных юристов; художественные произведения. При этом произведения художественной литературы используются 1) как иллюстративный и 2) как исходный материал для создания высказываний в жанрах судебной риторики.
Формы и методы работы по освоению предлагаемого элективного курса достаточно разнообразны. Тематический план наглядно демонстрирует, где, на каком этапе изучения курса наиболее эффективно применение тех или иных методов, подсказывает их возможные комбинации.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Понятие о риторике и риторической деятельности
Риторика как учение о влиятельной (целесообразной) речи.
Из истории риторики (Гальба, Цицерон).
Основные классические риторические w категории: этос (нравственная позиция человека, готовящегося своей речью подвигнуть адресата на определенные действия), логос (идея, которая должна стать предметом размышления адресата речи), пафос (форма речевого выражения, которая, соответствуя ситуации, цели высказывания, в наибольшей степени способствует пониманию и усвоению содержания речи). «Оратор должен владеть двумя основными достоинствами: во-первых, умением убеждать точными доводами, а во-вторых, волновать души слушателей внушительной и действенной речью» (Цицерон).
Роды и виды красноречия: социально-бытовое, академическое, духовное, дипломатическое, парламентское, дискутивно-полемическое, судебное, военное, митинговое, коммерческое.
Судебная риторика
Судебная риторика - наука об убеждающем слове, комплекс риторических действий и поступков, с помощью которых прокурор, адвокат оказывают воздействие на адресата речи. Судебное красноречие - это красноречие, конфронтационное по своей сути (прокурор должен убеждать в виновности обвиняемого, а адвокат - в невиновности подзащитного). Внешние и внутренние компоненты процесса убеждения. Этическое и риторическое в речи.
Судебная речь как ораторский жанр. Условия зарождения судебного красноречия. Античная судебная риторика.
Важнейшие особенности русского судебного красноречия: гуманистический общественно-философский подход к рассматриваемым фактам; внимание и уважение к человеку; высокий профессиональный уровень; совершенство владения словом. Школа русской судебной риторики. Выдающиеся юристы середины XIX - начала XX века (К. К. Арсеньев, Н. П. Карабчевский, А. Ф. Кони, Ф. Н. Плевако, В. Д. Спасович, А. И. Урусов и др.).
Жанровые разновидности судебной речи (речь обвинительная, речь защитительная). Нравственные основы судебных речей.
Изобретение речи. Расположение речи
Общая теория красноречия. «Все силы и способности оратора служат выполнению следующих пяти задач: во-первых, он должен приискать содержание для своей речи; во-вторых, расположить найденное по порядку, взвесив и оценив каждый довод; в-третьих, облечь и украсить все это словами; в-четвертых, укрепить речь в памяти; в пятых, произнести ее с достоинством и приятностью» (Цицерон). Основные слагаемые риторической деятельности: изобретение - расположение -исполнение - рефлексия.
Операционный состав этапа изобретения судебной речи. Замысел высказывания. Предмет, тема, идея речи. Тезис как основная мысль целесообразного устного и письменного текста. Аргументы, доказательства и выводы в их отношении к тезису. Доказательство как основной путь достижения убедительности речи. Виды доказательств (естественные -свидетельства, показания, документы; искусственные - логические, этические, чувственные). Отличие доказательства от умозаключения. Виды умозаключений в судебном высказывании (индуктивное, дедуктивное). Композиция высказывания (вступление, главная часть, заключение), зависимость ее от цели и жанра высказывания.
Подготовка речи. Произнесение речи
Изобразительность и эмоциональность судебной речи. «Отбор языковых средств осуществляется в соответствии с отчетливо осознаваемой целевой установкой оратора» (С. А. Андреевский). Выразительные средства языка: различные пласты лексики (книжная, специальная - терминология судопроизводства), тропы (метафора, сравнение, эпитет, фразеологизмы, фигуры речи (антитеза, градация, параллелизм, инверсия, повтор) и др. Судебная речь «есть литература налету» (П. С. Пороховщиков). Влияние художественной литературы на судебную речь. «Приемы художественной литературы должны быть внесены в уголовную защиту полностью, смело и откровенно, без всяких колебаний» (С. А. Андреевский). Качества хорошей речи с общериторических позиций: точность, правильность, выразительность, образность. Пути совершенствования текста. Создание рабочих материалов для произнесения речи (план, конспект, тезисы).
Приемы управления вниманием аудитории: риторический вопрос, риторическое восклицание, вопросно-ответное изложение материала и др.
Невербальные средства общения: интонация, паузирова-ние, логическое ударение, темп, ритм и др.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Название темы. Количество часов |
Виды учебной деятельности и формы ее организации |
1 |
Вводное занятие. Понятие о риторике и риторической деятельности (1 час) |
Вводная мини-лекция учителя (выделение и запись учащимися проблем, рассмотрение которых составит основное содержание занятий элективного курса). Коллективная работа со справочной литературой. Составление понятийного словаря основных риторических категорий |
2 |
Судебная риторика (3 часа) |
Мини-лекция учителя «Судебное красноречие как вид риторики». Сообщения учащихся «Выдающиеся юристы середины XIX - начала XX века» (рассказ о судебной деятельности некоторых юристов -по выбору учащихся и учителя). |
Коллективная работа - анализ фрагментов из произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина «Благонамеренные речи. Переписка». Ответы на вопросы: «В чем причина профессионального фиаско щедринского героя?», «Что значит быть "излюбленным человеком закона", настоящим прокурором?». Мини-дискуссия (или дебаты) «Убийство-преступление и убийство-возмездие. В чем различие между этими двумя деяниями?» (по произведениям Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», М. П. Арцыбашева «Сказка старого прокурора» и В. Тендрякова «Расплата»). Работа в малых группах - анализ фрагментов работ теоретиков судебной риторики и выявление основных требований к деятельности и личности юриста (работы А. Ф. Кони, М. Ф. Громницкого и др.). Коллективная работа - формулирование понятия о жанрах судебной речи. Чтение фрагментов из речей знаменитых русских прокуроров и защитников. Размышление над их нравственной основой |
||
3 |
Изобретение речи. Расположение речи (4 часа) |
Коллективная работа с фрагментами из книги П. Сергеича «Искусство речи на суде». Составление таблицы «Особенности композиции судебной речи». Работа в малых группах - анализ системы доказательств в судебной речи (выделение в образцовом тексте системы доказательств и способа их подачи). Коллективная работа - наблюдение над видами умозаключений в образцовых текстах. Работа в парах -лингвистический эксперимент: замена одного вида умозаключения другим (индуктивного дедуктивным и наоборот) |
4 5. 6 |
Произнесение речи (4 часа) Практикум. Создание речи в жанрах судебногокрасноречия ( 3 часа) Заключительное занятие (2 часа) |
Коллективная работа с фрагментами из книги П. Сергеича «Искусство речи на суде». Составление таблицы «Приемы украшения судебной речи». Работа в малых группах - анализ образцовых текстов (фрагментов речей известных юристов) с целью выявления средств украшения речи; сопоставление описаний обвиняемого в материалах хроники и в судебной речи адвоката. Индивидуальная работа - лингвистический эксперимент: «украшение» деформированного текста судебной речи (работа с изобразительно-выразительными средствами языка). Коллективная работа - анализ результатов самостоятельной деятельности, сопоставление их с авторским вариантом. Работа в группах - знакомство с планом риторического анализа. Коллективная работа - риторический анализ речи защитника (на материале рассказа Чехова «Случай из судебной практики»). Ответ на вопрос «Что стало причиной обратного эффекта речи адвоката?». Работа в малых группах - сопоставительный анализ речей прокурора и адвоката по одному и тому же судебному делу (в соответствии с планом риторического анализа). Коллективная работа - анализ результатов деятельности групп Практикум. Создание речи в жанрах судебного красноречия (3 часа) Работа в малых группах - создание защитительной речи на основе исходного текста -рассказа Чехова «Беда» (или обвинительной и защитительной речей на материале чеховского рассказа «Сильные ощущения»). Произнесение речи одним из членов группы. Коллективная работа - анализ результатов деятельности групп. Выбор лучшей защитительной речи, лучшего «адвоката». Индивидуальная творческая работа -создание чернового варианта обвинительной / защитительной речи на основе исходного текста (рассказ Чехова «Злоумышленник» Работа в парах - взаиморецензирование чернового варианта речи. Индивидуальная работа - саморедактирование чернового варианта судебной речи Презентация судебной речи. Имитационная игра «Дело Дениса Григорьева». Рефлексия - письменный ответ на вопрос «Какие виды деятельности, необходимые для будущей профессии, мною освоены» (или «Чем обогатили меня занятия элективного курса») Библиография Аннушкин В. И. История русской риторики : Хрестоматия. М., 1998. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи : Современная риторика. Ростов н/Д, 1995. Волков А. А. Основы русской риторики. М., 1996. Далецкий Ч. Практикум по риторике. М., 1995. Ивакина Н.Н. Культура судебной риторики. М., 1995. Иванова С.Ф. Говори! : Урок развивающей риторики. М., 1997. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи : Интонация, паузи-рование, логическое ударение, темп, ритм. М., 1998. Кони А. Ф. Избранные произведения : В 2 т. М. 1959. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М., 1992. Лымарь Н.А. Красноречие : Практический курс. М., 1996. Ч. 1. Михальская А. К. Практическая риторика и ее теоретические основания. М., 1992. На подступах к риторике : Пособие для учащихся 8-11 классов об-щеобразоват. учебных заведений / Авт-сост. В. Я. Коровина. М., 1996. Русская риторика : Хрестоматия / Авт.-сост. Л. К. Граудина М., 1996. Русские судебные ораторы в известных уголовных процессах XIX века. Тула, 1997. Салтыков-Щедрин М. Е. Благонамеренные речи. Переписка // Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч. : В 10 т. М., 1988. Т. 5. Сергеич П. (Пороховщиков П. С). Искусство речи на суде. М., 1988 Сопер П. Основы искусства речи / Пер. с англ. М., 1992. Ханин М. И. Риторика для детей и взрослых : Как научиться краси во и правильно говорить. СПб., 1997. |
© 2017, Полякова Татьяна Викторовна 859