СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Словом можно убить, словом можно спасти...": азы судебной риторики

Нажмите, чтобы узнать подробности

«СЛОВОМ МОЖНО УБИТЬ,

СЛОВОМ МОЖНО СПАСТИ.»:

АЗЫ СУДЕБНОЙ РИТОРИКИ

ПРОГРАММА КУРСА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В наши дни возросла роль языковой индивидуальности и, следовательно, умений, связанных с порождением эффектив­ной, яркой, воздействующей речи. Именно такая речь являет­ся основным предметом риторики, как общей, так и частных, например судебной.

В этой связи главная цель элективного курса «"Словом можно убить, словом можно спасти.": азы судебной ритори­ки» - раскрыть некоторые особенности судебного красноречия, способствуя тем самым профессиональному самоопределению учащихся, расширению их общего кругозора. Конкретными задачами курса являются следующие:

- формировать у учащихся отношение к устной и пись­менной речи как к инструменту воздействия и эстетическому объекту;

- дать самое общее представление о судебной риторике как области общей риторики;

- совершенствовать умения эффективного чтения, слуша­ния и общериторической оценки прочитанного или прослу­шанного текста;

- познакомить старшеклассников с общими требованиями к публичной судебной речи и законами ее построения;

- развивать речевые умения, необходимые для создания и произнесения развернутых монологических высказываний в жанрах судебного красноречия;

- способствовать постижению учащимися нравственных законов жизни.

Предлагаемый элективный курс рассчитан на 17 часов и ориентирован только на классы гуманитарного профиля.

Отличительная особенность программы курса заключается в ее интегративном характере: рассмотрение тем, представлен­ных в ней, предполагает обязательную интеграцию содержания учебных программ по литературе и русскому языку. Кроме того, курс имеет ярко выраженную практическую направленность.

100

Выбор тем, включенных в программу, определялся их зна­чимостью для осуществления успешной коммуникации в пред­полагаемой профессиональной сфере. Аннотации прописаны достаточно подробно, чтобы сориентировать учителя в круге вопросов, составляющих содержание темы.

Исходный текстовый материал, необходимый для реали­зации задач курса: специальная литература по риторической теме; критические заметки; образцы речей известных юрис­тов; художественные произведения. При этом произведения художественной литературы используются 1) как иллюстра­тивный и 2) как исходный материал для создания высказыва­ний в жанрах судебной риторики.

Формы и методы работы по освоению предлагаемого элек­тивного курса достаточно разнообразны. Тематический план наглядно демонстрирует, где, на каком этапе изучения курса наиболее эффективно применение тех или иных методов, под­сказывает их возможные комбинации.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Понятие о риторике и риторической деятельности

Риторика как учение о влиятельной (целесообразной) речи.

Из истории риторики (Гальба, Цицерон).

Основные классические риторические w категории: этос (нравственная позиция человека, готовящегося своей речью подвигнуть адресата на определенные действия), логос (идея, которая должна стать предметом размышления адресата речи), пафос (форма речевого выражения, которая, соответствуя си­туации, цели высказывания, в наибольшей степени способству­ет пониманию и усвоению содержания речи). «Оратор должен владеть двумя основными достоинствами: во-первых, умением убеждать точными доводами, а во-вторых, волновать души слу­шателей внушительной и действенной речью» (Цицерон).

Роды и виды красноречия: социально-бытовое, академиче­ское, духовное, дипломатическое, парламентское, дискутивно-полемическое, судебное, военное, митинговое, коммерческое.

Судебная риторика

Судебная риторика - наука об убеждающем слове, комп­лекс риторических действий и поступков, с помощью которых прокурор, адвокат оказывают воздействие на адресата речи. Судебное красноречие - это красноречие, конфронтационное по своей сути (прокурор должен убеждать в виновности обви­няемого, а адвокат - в невиновности подзащитного). Внешние и внутренние компоненты процесса убеждения. Этическое и риторическое в речи.

Судебная речь как ораторский жанр. Условия зарождения судебного красноречия. Античная судебная риторика.

Важнейшие особенности русского судебного красноречия: гуманистический общественно-философский подход к рас­сматриваемым фактам; внимание и уважение к человеку; высокий профессиональный уровень; совершенство владе­ния словом. Школа русской судебной риторики. Выдающие­ся юристы середины XIX - начала XX века (К. К. Арсеньев, Н. П. Карабчевский, А. Ф. Кони, Ф. Н. Плевако, В. Д. Спасович, А. И. Урусов и др.).

Жанровые разновидности судебной речи (речь обвинитель­ная, речь защитительная). Нравственные основы судебных речей.

Изобретение речи. Расположение речи

Общая теория красноречия. «Все силы и способности ора­тора служат выполнению следующих пяти задач: во-первых, он должен приискать содержание для своей речи; во-вторых, расположить найденное по порядку, взвесив и оценив каждый довод; в-третьих, облечь и украсить все это словами; в-чет­вертых, укрепить речь в памяти; в пятых, произнести ее с до­стоинством и приятностью» (Цицерон). Основные слагаемые риторической деятельности: изобретение - расположение -исполнение - рефлексия.

Операционный состав этапа изобретения судебной речи. Замысел высказывания. Предмет, тема, идея речи. Тезис как основная мысль целесообразного устного и письменного текста. Аргументы, доказательства и выводы в их отноше­нии к тезису. Доказательство как основной путь достижения убедительности речи. Виды доказательств (естественные -свидетельства, показания, документы; искусственные - ло­гические, этические, чувственные). Отличие доказательства от умозаключения. Виды умозаключений в судебном выска­зывании (индуктивное, дедуктивное). Композиция высказы­вания (вступление, главная часть, заключение), зависимость ее от цели и жанра высказывания.

Подготовка речи. Произнесение речи

Изобразительность и эмоциональность судебной речи. «Отбор языковых средств осуществляется в соответствии с отчетливо осознаваемой целевой установкой оратора» (С. А. Андреевский). Выразительные средства языка: различ­ные пласты лексики (книжная, специальная - терминология судопроизводства), тропы (метафора, сравнение, эпитет, фра­зеологизмы, фигуры речи (антитеза, градация, параллелизм, инверсия, повтор) и др. Судебная речь «есть литература нале­ту» (П. С. Пороховщиков). Влияние художественной литера­туры на судебную речь. «Приемы художественной литературы должны быть внесены в уголовную защиту полностью, смело и откровенно, без всяких колебаний» (С. А. Андреевский). Ка­чества хорошей речи с общериторических позиций: точность, правильность, выразительность, образность. Пути совершен­ствования текста. Создание рабочих материалов для произне­сения речи (план, конспект, тезисы).

Приемы управления вниманием аудитории: риторический вопрос, риторическое восклицание, вопросно-ответное изло­жение материала и др.

Невербальные средства общения: интонация, паузирова-ние, логическое ударение, темп, ритм и др.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Название темы. Количество часов

Виды учебной деятельности и формы ее организации

1

Вводное заня­тие. Понятие о риторике и риториче­ской деятель­ности (1 час)

Вводная мини-лекция учителя (выделение и запись учащимися проблем, рассмотрение которых составит основное содержание заня­тий элективного курса).

Коллективная работа со справочной лите­ратурой. Составление понятийного словаря ос­новных риторических категорий

2

Судебная рито­рика (3 часа)

Мини-лекция учителя «Судебное красноре­чие как вид риторики».

Сообщения учащихся «Выдающиеся юрис­ты середины XIX - начала XX века» (рассказ о судебной деятельности некоторых юристов -по выбору учащихся и учителя).

Коллективная работа - анализ фрагментов из произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина «Благонамеренные речи. Переписка». Ответы на вопросы: «В чем причина профессионально­го фиаско щедринского героя?», «Что значит быть "излюбленным человеком закона", насто­ящим прокурором?».

Мини-дискуссия (или дебаты) «Убийство-преступление и убийство-возмездие. В чем раз­личие между этими двумя деяниями?» (по про­изведениям Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», М. П. Арцыбашева «Сказка ста­рого прокурора» и В. Тендрякова «Расплата»). Работа в малых группах - анализ фраг­ментов работ теоретиков судебной риторики и выявление основных требований к деятель­ности и личности юриста (работы А. Ф. Кони, М. Ф. Громницкого и др.).

Коллективная работа - формулирование понятия о жанрах судебной речи. Чтение фрагментов из речей знаменитых рус­ских прокуроров и защитников. Размышление над их нравственной основой

3

Изобретение речи. Распо­ложение речи (4 часа)

Коллективная работа с фрагментами из кни­ги П. Сергеича «Искусство речи на суде». Со­ставление таблицы «Особенности композиции судебной речи».

Работа в малых группах - анализ систе­мы доказательств в судебной речи (выделение в образцовом тексте системы доказательств и способа их подачи).

Коллективная работа - наблюдение над видами умозаключений в образцовых текстах. Работа в парах -лингвистический экспери­мент: замена одного вида умозаключения дру­гим (индуктивного дедуктивным и наоборот)

4

5.

6

Произнесение

речи

(4 часа)

Практикум.

Создание речи в

жанрах судебногокрасноречия

( 3 часа)

Заключитель­ное занятие

(2 часа)

Коллективная работа с фрагментами из книги П. Сергеича «Искусство речи на су­де». Составление таблицы «Приемы украше­ния судебной речи».

Работа в малых группах - анализ образ­цовых текстов (фрагментов речей известных юристов) с целью выявления средств украше­ния речи; сопоставление описаний обвиняе­мого в материалах хроники и в судебной речи адвоката.

Индивидуальная работа - лингвистиче­ский эксперимент: «украшение» деформиро­ванного текста судебной речи (работа с изоб­разительно-выразительными средствами языка).

Коллективная работа - анализ результатов самостоятельной деятельности, сопоставление их с авторским вариантом.

Работа в группах - знакомство с планом ри­торического анализа.

Коллективная работа - риторический ана­лиз речи защитника (на материале рассказа Чехова «Случай из судебной практики»). От­вет на вопрос «Что стало причиной обратного эффекта речи адвоката?».

Работа в малых группах - сопоставитель­ный анализ речей прокурора и адвоката по од­ному и тому же судебному делу (в соответствии с планом риторического анализа). Коллективная работа - анализ результатов деятельности групп

Практикум. Создание речи в жанрах судебного красноречия (3 часа)

Работа в малых группах - создание защи­тительной речи на основе исходного текста -рассказа Чехова «Беда» (или обвинительной и защитительной речей на материале чехов­ского рассказа «Сильные ощущения»). Произнесение речи одним из членов груп­пы.

Коллективная работа - анализ результа­тов деятельности групп. Выбор лучшей защи­тительной речи, лучшего «адвоката». Индивидуальная творческая работа -создание чернового варианта обвинительной / защитительной речи на основе исходного тек­ста (рассказ Чехова «Злоумышленник»

Работа в парах - взаиморецензирование чернового варианта речи.

Индивидуальная работа - саморедактиро­вание чернового варианта судебной речи

Презентация судебной речи. Имитацион­ная игра «Дело Дениса Григорьева». Рефлексия - письменный ответ на вопрос «Какие виды деятельности, необходимые для будущей профессии, мною освоены» (или «Чем обогатили меня занятия элективного курса»)

Библиография

Аннушкин В. И. История русской риторики : Хрестоматия. М., 1998.

Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи : Совре­менная риторика. Ростов н/Д, 1995.

Волков А. А. Основы русской риторики. М., 1996.

Далецкий Ч. Практикум по риторике. М., 1995.

Ивакина Н.Н. Культура судебной риторики. М., 1995.

Иванова С.Ф. Говори! : Урок развивающей риторики. М., 1997.

Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи : Интонация, паузи-рование, логическое ударение, темп, ритм. М., 1998.

Кони А. Ф. Избранные произведения : В 2 т. М. 1959.

Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М., 1992.

Лымарь Н.А. Красноречие : Практический курс. М., 1996. Ч. 1.

Михальская А. К. Практическая риторика и ее теоретические осно­вания. М., 1992.

На подступах к риторике : Пособие для учащихся 8-11 классов об-щеобразоват. учебных заведений / Авт-сост. В. Я. Коровина. М., 1996.

Русская риторика : Хрестоматия / Авт.-сост. Л. К. Граудина М., 1996.

Русские судебные ораторы в известных уголовных процессах XIX века. Тула, 1997.

Салтыков-Щедрин М. Е. Благонамеренные речи. Переписка // Сал­тыков-Щедрин М. Е. Собр. соч. : В 10 т. М., 1988. Т. 5.

Сергеич П. (Пороховщиков П. С). Искусство речи на суде. М., 1988

Сопер П. Основы искусства речи / Пер. с англ. М., 1992.

Ханин М. И. Риторика для детей и взрослых : Как научиться краси во и правильно говорить. СПб., 1997.

Категория: Литература
07.10.2017 20:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!