СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словообразование. Основные способы словобразования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Ужун Алина Руслановна

Предмет: Русский язык

Класс: 6 А

Тип урока: Повторение и закрепление ЗУН

Тема

Словообразование. Основные способы словообразования.

Цель

Повторение и углубление знаний по словообразованию

Задачи

Образовательные: повторить изученный материал, закрепить знания по выделению морфем в словах, сформировать навыки правильного определения способов словообразования

Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, научить обобщать мысли, делать выводы.

Воспитательные:

Этап урока

Цель на данном этапе

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемые результаты

Организационный момент

Приветствие учащихся, создание благоприятной обстановки

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.

Проверка готовности к уроку.

Готовность к активной творческой работе.

Актуализация знаний, логически связанных с новым материалом.

Повторить уже известные орфограммы, правила и термины

Работа у доски. Задание: объяснить правописание корней.

Вырастить, постелить, сжигать, наклониться, ровный, выскочка, загар, пловчиха, цыпленок, циферблат, растирать, запереть, зорька, замирать.

Задание: синтаксический разбор предложений.

Мы посадили цветы: хризантемы, розы и лилии.

Зазеленела травка, надулись почки калины, и вокруг молодой берёзки загудели пчёлы.

Задание: образовать от данных слов однокоренные слова с помощью различных морфем

Ход – выход, приход, обход

Ехать – переехать, выехать, и т.д.

Гора – пригорок, горка

Видеть – увидеть

Красивый – прекрасивый, некрасивый.

Двигать – продвигаться, двигаться, передвигаться

Выполнение работы у доски/в тетради, нахождение ошибок, выделение морфем, главных и второстепенных членов предложения, повторение названий частей речи и их определений.

Построение рассуждений. Адекватно понимать основную и дополнительную информацию, воспринятую на слух.

Переход к новой теме, ее определению. Формулировка темы и цели урока.

Вызвать затруднение в характеристике нового материала, сопоставив его с известным.

Какими способами образованы слова в последнем упражнении? Как вы думаете, есть ил еще способы образования слов? Какие?

Высказывание предположений. Предварительная формулировка темы. Запись темы урока. Определение цели урока.

Уметь ставить цель деятельности. Самостоятельная формулировка темы урока. Способность к целеполаганию, включая постановку новых целей. Построение рассуждений.

Объяснение новой темы

Чёткое обозначение цели урока, наметить конкретные задачи, определить алгоритм действий.

Наша задача – рассмотреть все способы образования слов в русском языке. В лингвистике существует 4 группы образования слов:

1. Лексико-семантический способ – это образование омонимов : например, спутник (как Луна) и спутник (как товарищ по дороге, пути).

2. Морфолого-синтаксический – переход из одной части речи в другую: например, мороженое (мясо) и мороженое (шоколадное)

3. Лексико-синтаксический – это образование слова из словосочетаний: например, тот+час=тотчас, быстро+растворимый=быстрорастворимый

4. Морфемный – с помощью определенных морфем. Что такое морфемика? Что такое морфема? А что такое словообразование? Чем словобразовательный разбор отличается от морфемного?

Выделяют в морфемной группе такие способы сложения:

-приставочный: ходить+пере=переходитьь

-суффиксальный: город+ск=городской

-приставочно-суффиксальный: при+гора+ок=пригорок

-безсуффиксный: искать-иск, выходить – выход

-сложение: сберегательный+банк=сбербанк

-сложение+суффикс : легкий+о+атлет+ическ=легкоатлетический.

-постфиксальный: умывать – умываться,

Работа у доски.

Задание: При помощи морфем образовать от данных слов однокоренные слова и распределить их по столбикам. Начертить 7 столбиков в тетради: а-слово, б-приставочный способ, в-суффиксальный способ, г-морфолого-синтаксический способ, д- приставочно-суффиксальный способ, е – постфиксальный способ

Слова: работа, тетрадь, окно, смотреть, солнце, крем, цветок, батарея, ставить,

Давайте обобщим всё, что мы с вами сделали. Какими способами можно образовать слова?

Работа по учебникам ( Баранов, Ладыженская)

Упр. 123+ учитель добавляет слова:паровоз, слезинка, зайчонок, приехать, увидеть, загореть, ослепнуть, выползти, доброта, избушка, изменение, хвастун, болтун.

Упр. 127

Упр. 128

Вывод: Итак, повторим все сказанное на уроке. Что такое словообразование? Что такое словообразовательный разбор? Какие вид словообразования вы знаете?

Высказывание предположений. Запись в тетради. Проговаривание примеров.

Умение выдвигать гипотезы, задавать вопросы по непонятным моментам, делать выводы на основе выполненной работы.

Вывод по новой теме

Обобщение наблюдений

Итак, давайте еще раз повторим, какие способы словообразования есть в русском языке?

Ответ на поставленный вопрос

Продолжение формирования лингвистических представлений о словообразовании.

Закрепление изученного материала. Контроль над полученными знаниями.

Проверка полученных знаний

Выполнение тестовой работы по словообразованию

Вариант 1

1. Способ образования слова ПРИСЛОНИТЬСЯ

А. суффиксальный

Б. бессуффиксный

В. приставочный

Г. приставочно-суффиксальный

2. Способ образования слова ОБНОВЛЕНИЕ

А. суффиксальный

Б. бессуффиксный

В. приставочный

Г. приставочно-суффиксальный

3. Способ образования слова ДРОЖЬ

А. суффиксальный

Б. бессуффиксный

В. приставочный

Г. приставочно-суффиксальный

4. Способ образования слова МЕДЛЕННО

А. суффиксальный

Б. бессуффиксный

В. приставочный

Г. приставочно-суффиксальный

5. Способ образования слова ПОДРУЖИТЬСЯ

А. суффиксальный

Б. бессуффиксный

В. приставочный

Г. приставочно-суффиксальный

6. Способ образования слова РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

А. суффиксальный

Б. бессуффиксный

В. приставочный

Г. приставочно-суффиксальный

7. Способ образования слова УЖИНАТЬ

А. суффиксальный

Б. бессуффиксный

В. приставочный

Г. приставочно-суффиксальный

8. Способ образования слова БЕЗНРАВСТВЕННЫЙ

А. суффиксальный

Б. бессуффиксный

В. приставочный

Г. приставочно-суффиксальный

9. Способ образования слова БЕЗДУШНЫЙ

А. суффиксальный

Б. бессуффиксный

В. приставочный

Г. приставочно-суффиксальный

10. Способ образования слова РАССКАЗ

А. суффиксальный

Б. бессуффиксный

В. приставочный

Г. приставочно-суффиксальный

Вариант 2

1. Способ образования слова ЗАПЕТЬ

А. суффиксальный

Б. бессуффиксный

В. приставочный

Г. приставочно-суффиксальный

2. Способ образования слова РАЗБЕЖАТЬСЯ

А. суффиксальный

Б. бессуффиксный

В. приставочный

Г. приставочно-суффиксальный

3. Способ образования слова ПЯТИЭТАЖНЫЙ

А. суффиксальный

Б. бессуффиксный

В. приставочный

Г. сложение

4. Способ образования слова НИГДЕ

А. суффиксальный

Б. бессуффиксный

В. приставочный

Г. приставочно-суффиксальный

5. Способ образования слова РАЗБЕЖАТЬСЯ

А. суффиксальный

Б. бессуффиксный

В. приставочный

Г. приставочно-суффиксальный

6. Способ образования слова РОССИЯНИН

А. суффиксальный

Б. бессуффиксный

В. приставочный

Г. приставочно-суффиксальный

7. Способ образования слова КУПАТЬСЯ

А. суффиксальный

Б. бессуффиксный

В. приставочный

Г. постфиксальный

8. Способ образования слова ПРИШКОЛЬНЫЙ

А. суффиксальный

Б. бессуффиксный

В. приставочный

Г. приставочно-суффиксальный

9. Способ образования слова МЕДЛЕННО

А. суффиксальный

Б. бессуффиксный

В. приставочный

Г. приставочно-суффиксальный

10. Способ образования слова МОРОЖЕНОЕ (шоколадное)

А. суффиксальный

Б. бессуффиксный

В. приставочный

Г. морфолого-синтаксический

Выполнение тестовой работы в тетрадях. Задавать вопросы по непонятным моментам.

Систематизация изученного, встраивание нового знания в систему изученного ранее.

Объяснение домашнего задания. Выставление мотивированных оценок

Мотивирование на решение более трудных задач.

Домашнее задание: к каждой группе способов словообразования подобрать 3-5 примеров (всего должно получиться 27-45 примеров). Выставление оценок. Повтор терминов, изученных на уроке

Запись домашнего задания в дневниках.

Задавать вопросы. Прогнозировать свою деятельность при выполнении домашнего задания. Закрепление изученного материала.

Категория: Русский язык
07.04.2015 19:19


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!