СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смешанное обучение

Нажмите, чтобы узнать подробности

О смешанном обучении

Понятие смешанного обучения появилось совсем недавно, кроме того существует множество определений. В общем виде это звучит так.

Смешанное обучение – это сочетание индивидуального и онлайн обучения, основывающееся на выборе соответствующей среды обучения в зависимости от желаемых результатов. Отличительной чертой смешанного обучения является сочетание индивидуального обучения с любыми другими методами и техниками преподавания.

Выделяются три компонента модели, которые включают в себя:

-очное обучение, представляющее собой традиционный формат занятий в классе;

-самостоятельное обучение - включающее самостоятельную работу обучающихся: поиск материалов в учебниках, пособиях, сети и т.д

-онлайн обучение, например, с помощью сред дистанционного обучения, вебинаров, онлайн конференций, скайп или вики и др.

Однако, когда мы говорим о смешанном обучении, мы должны понимать, что смешивать можно очень многое:

- формальное и неформальное обучение

-пространства для обучения и класса

-электронных образовательные и другие ресуры для обучения.

-сотрудничество в классе и вне класса

- цифровое и физическое пространство

..

Познакомьтесь ниже со схемами, позволяющими представить возможности смешанного обучения, которые касаются физического и педагогического пространств смешанного обучения.

Физическое пространство смешанного обучения

Педагогическое пространство смешанного обучения

По сути, смешанное обучение это система, в которой составляющие ее компоненты гармонично взаимодействуют, при условии, что все эти компоненты грамотно методически организованы.

Разработанные международной ассоциацией по дистанционному обучению iNacol рекомендации к учителям и ученикам, выделяют следующие уровни смешанного обучения:

Очевидно, что важным элементом всех моделей смешанного обучения, является интерактивное взаимодействие, которое может осуществляться по следующим схемам:

Взаимодействие учитель - ученик ( обмен электронными сообщениями, объявления, дискуссии, мини лекции)

Взаимодействие ученик-ученик (дискуссии, групповая работа, взаимооценка работ и др.)

Взаимодействие ученик - учебный материал (материал для чтения, электронные учебники, пособия и материалы курса)

Примерные модели смешанного обучения

Когда мы говорим о смешанном обучении, то вопрос касается во многом подходов к тому, что именно можно смешивать.

формальное и неформальное обучение

пространства для обучения и класса

электронных образовательных и других ресурсов (например, артефактов) для обучения.

сотрудничество в классе и вне класса

цифровое (электронное, информационное) и физическое пространство

Большинство организаций работающих в области дистанционного обучения выделяют следующие модели смешанного обучения (blended Learning)

Группа моделей «Ротация»

Общим для моделей группы является то, что смешанное обучение в рамках одного предмета и класса, подразумевает чередование прямого личного общения учителя и обучающихся (очный компонент) с взаимодействием участников образовательного процесса, с использованием ИКТ.

1.1 Автономная группа. Класс делится на группы, в одной из которых основное обучение ведётся онлайн, а очный компонент используется для консультирования — группового или индивидуального.

Возможен перенос зоны онлайн-обучения в компьютерный класс. В этом случае понадобится ассистент (тьютор), который бы наблюдал за автономной группой.

1.2 Перевёрнутый класс.

В данном случае ни специального зонирования, ни специальных требований к организации учебной деятельности нет, так как в классе реализуется очный компонент смешанного обучения, а онлайн-обучение происходит дома в режиме самостоятельной работы на компьютере.

1.3 Смена рабочих зон.

Такой принцип организации учебной деятельности для детей самого младшего школьного возраста давно является основным во многих западных странах, так как смена видов деятельности — требование психологов для этой возрастной группы учащихся

2. Модели, реализующие персонализированный подход

Модели данной группы идеально подходят для учащихся старших классов, имеющих высокие мотивацию к учению, уровень сформированности ИКТ-компетентности, личностных и метапредметных навыков. В рамках этой группы модели деятельность и ответственность за её результаты возлагается на обучающегося.

Задачи школы в этом случае сводятся к предоставлению временных (предусмотренные в расписании часы для онлайн-курса) и пространственных (помещение с компьютером и выходом в Интернет) ресурсов, а также к оказанию психологической и, при необходимости, педагогической поддержки

Модуль 2.Компетенции и задачи учителя при отборе и использовании ресурсов

Задачи учителя, использующего модель смешанного обучения в группе

необходимо правильно организовать учебный материал и спланировать использование ресурсов. Необходимо определить, какой материал будет изучаться в классе очно, а какой можно вынести на изучение в дистанционной форме. Нужно учесть, какой материал необходимо объяснить и проработать на занятии в классе, какой материал и выполнение каких заданий требует у разных учеников разного времени для формирования навыка и, соответственно, может быть перенесен на дистанционное обучение, и какой материал будет целесообразно вынести на самостоятельную работу.

требуется четкая организация учебного процесса. Сюда можно включить такие моменты, как распределение видов деятельности на занятии в классе и дистанционно, решение задач с учетом индивидуальных особенностей обучающихся при обучения на очных и дистанционных занятиях, а также осуществление контроля и само-, и взаимоконтроля обучающихся.

Немаловажным фактором является формирование устойчивой мотивации, которая должна поддерживаться на всем протяжении процесса обучения. Учитель должен стимулировать самоконтроль и поощрять и развивать различные способы продуктивного сотрудничества с обучающимися.

Кроме того, учитывая что учителю необходимо правильно организовать и отбор ресурсов для смешанного обучения, ему необходимо иметь соответствующие компетенции:

Отбор информации для включения в учебный процесс

Поиск электронных ресурсов

Экспертная педагогическая оценка их возможностей

Компоновка учебных материалов, на основе электронных ресурсов

Планирование и хронометраж учебной деятельности с использованием ИКТ

Планирование урока

Планирование внеурочной деятельности

Планирование самостоятельной деятельности ученика

Организация интерактивной учебной деятельности (реализация системно-деятельностного подхода)

Организация интерактивной работы в предметном кабинете

Организация интерактивной работы в ИКТ-насыщенной среде

Организация сетевого взаимодействия

10.11.2016 14:22


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!