СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение по картине в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Подготовка к сочинению по картине И.И. Фирсова «Юный живописец»»

Цель: развивать умение описывать произведение живописи.

Задачи: осмысление формируемых УУД: познавательные (умение использовать в письменной речи различные конструкции словосочетаний, разных по своему значению; осознание роли словосочетаний в художественной речи; определять основную мысль сочинения; формирование у школьников исследовательского интереса к живописному произведению), коммуникативные (умение работать над выстраиванием логики устного и письменного высказывания, умение описывать произведение живописи; развитие способности точного употребления слов в устной речи).

Ход работы

1. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Отгадайте загадку:

Если ты её подаришь, То счастливей каплю станешь. Она мигом обернётся, И к тебе скорей вернётся. Грусть она прогонит махом, Словно фея крыльев взмахом. На неё ты не скупись, С каждым ею поделись. И на праздник на большой Поважней она любой Хоть конфетки, хоть открытки. Говорим мы об.. (УЛЫБКЕ)

Этой загадкой я настраиваю вас на хорошую, доброжелательную и душевную атмосферу на уроке.

2. Изучение нового материала

Подлинные бессмертные произведения искусства остаются

доступными и доставляют наслаждение всем временам и народам.

Гегель

Для справки вам: Гегель – это немецкий философ.

Дети, обратите внимание на доску, что перед вами? (эпиграф), что такое эпиграф? Как вы его понимаете? Скажите, пожалуйста, догадались ли вы, о чем пойдет речь на уроке? Какова же тема и цель нашего урока? Мы с вами уже такой работой занимались, какую мы последний раз описывали картину? – Рылов «Полевая рябинка».

Перед нами стоят какие задачи?

- поговорить о художнике, поработать над данным произведением искусства (его сюжетом, описанием персонажей, цветовой гаммой, определить тему картины, составить план, накопить материал для работы). Будем делать все по порядку.

Долго томить ожиданиями вас не буду, посмотрите теперь на доску, перед вами картина «Юный живописец» Ивана Ивановича Фирсова. Ее вы можете увидеть и в 3 части вашего учебника, откройте его, найдите картину, чтобы она была у вас перед глазками.

Сегодня на уроке у меня есть помощники, которые любезно согласились самостоятельно поработать над новым материалом и поделиться им с вами, ребята, а вы слушайте и делайте для себя пометки в черновичках, накапливайте материал.

Итак, о ком нам расскажет первый наш помощник? (о Фирсове).

О художнике известно немного: отец и дед живописца тоже были художниками. Поэтому Иван Фирсов так же, как и герой картины, с детства занимался живописью. Обучался он в Москве и занимался главным образом театральными декорациями, украшением дворцовых интерьеров в Москве и Петербурге. Будучи уже одним из самых известных русских художников, он отправился в Париж для обучения в академии художеств. Исследователи предполагают, что картина, о которой мы сегодня будем говорить, была написана Фирсовым во время его пребывания в Париже.

Я хочу вам сообщить, что данная картина относится к бытовому жанру – жанру изобразительного искусства, посвященному отражению событий и сцен из повседневной жизни (существуют еще такие жанры, как портрет, пейзаж, натюрморт). Именно Фирсова можно назвать основоположником этого направления в русской живописи. Это тоже очень важно.

Другой мой помощник расскажет нам о ней.

В 18 веке, когда писались в основном официальные портреты богатых людей России, именно данное произведение искусства ворвалось «свежей утренней нотой»: «словно в подстриженном, нарядном саду неожиданно встречаешь запущенную лужайку, привольно поросшую одуванчиком и ромашкой».

время создания:

1765—1766 гг.;

картина изображена на холсте, масляными красками.

Рисунок художника отличается свободой и точностью; пространство, в котором развертывается сцена, построено абсолютно естественно, а в композиции не чувствуется никакой нарочитой схемы. Ныне картина «Юный живописец» находится в Москве в Третьяковской галерее.

Прежде чем мы начнем говорить о сюжете, мы должны уточнить кое-какие не менее важные моменты, я рекомендую поработать в парах, я задам несколько вопросов, у вас они есть в карточках, которые я каждому раздала, а вы, написав сначала самостоятельно ответы на мои вопросы, затем посовещаетесь друг с другом, сделаете взаимопроверку, и кто-то из пары даст ответ.

Подумайте, какими близкими по смыслу словами вы замените слово «картина»? Кто хотел бы из группы ответить? (это делается для того, чтобы не делать ошибки в тексте) (это синонимы «художественное полотно», «произведение искусства», «шедевр», «бытовая зарисовка»).

- Как можно заменить слово «художник»? (автор полотна, мастер, живописец, Иван Фирсов).

- Хочу напомнить вам, что картина пишется красками, а не рисуется, поэтому не пишите в сочинении «нарисовал». Художник написал картину.

- Какие синонимы мы можем подобрать к этому слову (написал)? (изобразил, создал, представил, запечатлел, описал).

Ребята, у нас сегодня присутствует на уроке исследователь в области определения лексического значения малознакомых слов, который нам вот о чем расскажет:

Мольберт – подставка, на которой помещается холст на подрамнике или доска для работы художника (обратите внимание, у нас в классе есть он)

Интерьер – внутренне пространство какого-либо помещения.

Палитра – тонкая дощечка с отверстием для надевания на большой палец левой руки, которая служит художником для смешивания красок (т.е. место, где смешиваются краски).

Манекен – деревянная кукла с подвижными руками и ногами, которую художники применяют как натуру для изображения человеческих поз.

Цветовая гамма – подбор красок для картины (посмотрите у нас есть масляные краски).

Ребята, теперь с вами поговорим о сюжете данного произведения и о теме.

- Скажите, вам нравится эта картина?

- Изложите сюжет художественного полотна? (Фирсов изобразил юного художника, который создает портрет маленькой девочки. Она шаловлива и непоседлива, не может долго сидеть на одном месте, и мать прижимает ее к себе рукой, чтобы девочка успокоилась)

- О чем бы вы рассказали, на что особенно обратили бы внимание, если бы вашим слушателем был человек, который никогда не видел эту картину? (Я бы передала прежде всего содержание картины, рассказал о мальчике-художнике, который увлечен своим делом, сразу видно, что он любит этим заниматься, что он уже умелый мастер. Рассказала о маленькой девочке с добрым веселым лицом, чей портрет он пишет, о простой обстановке вокруг).

Итак, а сейчас мы займемся групповой работой по описанию расположения фигур в художественном пространстве, а также выражения лица каждого из персонажей картины.

1 группа (1 ряд от окна): попробуйте описать главного персонажа картины: его позу, внешность, отношение к своему делу. Вам несколько минут на подготовку.

(художник совсем юн, он свободно расположился за высоким мольбертом и водит кистью по полотну, выписывая детали. В левой руке он держит палитру и кисти, ящик с красками стоит на полу. Взгляд молодого человека сосредоточен на полотне, из прически выбились пряди волос, но он так увлечен, что этого не замечает. Юный художник охвачен вдохновением, он в процессе творчества)

2 группа (средний ряд): опишите позу и выражение лица маленькой натурщицы и ее матери.

(натурщица еще мала, поэтому сама она сидит на стуле, а ножки ее стоят на скамеечке. Ей трудно долго сидеть без движения, и, хотя она послушно сложила ручки, на ее личике играет лукавая улыбка. Девочка прижалась головкой к матери, которая обнимает малышку и уговаривает ее посидеть спокойно. Художнику удалось искусно передать спокойную строгость молодой женщины, терпеливо объясняющей дочке необходимость сохранять нужную позу)

3 группа (последний ряд): опишите мастерскую, в которой создает портрет девочки юный художник.

(скромная комната мастерской залита ровным светом, который льется из окна, расположенного слева от юного художника. Он установил мольберт так, чтобы свет падал прямо на полотно, и сам немного развернулся к окну и откинул голову, чтоб игра света и тени не мешала созданию портрета)

Физминутка

Давайте немного отдохнем.

Встали, подняли руки вверх, потянулись, потрясли ладошками, руки развели в стороны, повернулись направо, улыбнулись соседу справа, повернулись налево – улыбнулись соседу слева. Опустили руки и тихо-тихо, как мышки, без звука сели.

Ребята, мы еще не сказали, что изображено на заднем плане картины.

(мраморный бюст, манекен с подвижными руками и ногами (такие куклы использовались художниками в качестве модели для передачи разных положений человека), на стене – две картины).

Мы видим, что молодой художник, изображенный за созданием портрета, и женщина с девочкой по-настоящему просты. Позы персонажей картины непринужденны, выражения лиц естественны. Вместе с тем создателю полотна «Юный живописец» удалось передать поэтическую атмосферу, царящую в мастерской художника – главного персонажа картины, поэтому основной темой картины что можно считать – творческий процесс.

Серо-розовая гамма соответствует общему характеру картины. Мы видим солнечный свет, зеленоватые и серебристые краски, розовые тона, атмосфера уюта и покоя. На доску вывести слова И.Э. Грабаря: «Фирсов пишет свободно и мягко… Розовые, бруснично-красные, белые и бледновато-желтые цвета, преобладающие в первой части полотна, мягко сочетаются с зеленоватым оттенком камзола мальчика слева. Этот оттенок находит себе отзвук в более глухом зеленом тоне занавеса в глубине. Такая скромная, тщательно продуманная, красочная гамма содействует сдержанной поэзии картины и атмосфере моральной чистоты, разлитой в ней».

Ребята, обратите внимание, у вас в учебнике есть упр. 234 (на стр. 107), в котором даны словосочетания, многие из которых нами уже упоминались, она них вы можете опираться при написании сочинения. Не случайно даны именно словосочетания, в которых масса чего (скромная, большой, длинное, зеленый, розовые и т.д. – прилагательных), а мы знаем, что в сочинении-описании всегда должно быть обилие эпитетов, т.е. красочных прилагательных. Не забудьте про это.

Ребята в ваших конвертиках есть карточки, в них я поместила дополнительные, опорные для вас словосочетания, которые вы смело можете использовать в своей работе, это вам мой подарок.

Памятник русской жанровой живописи; поэтическая атмосфера; самозабвенно и увлеченно творит; процесс свободного творчества; сосредоточенный взгляд; охвачен вдохновением; развернуться к окну; откинуть голову; Шаловливая и непоседливая натурщица; лукавая улыбка; залита ровным светом; льется из окна; игра света и тени; художественная мастерская; мраморный бюст; прелесть обыденной, повседневной жизни; поэтическое очарование; непринужденные позы; искусно передать.

3. Закрепление нового материала

Итак, остается составить план – этапы нашего разговора, с чего начнем, вспомним, о чем говорили?

План

I. Картина И.И. Фирсова «Юный живописец» - один из лучших образцов бытового жанра. (не более 2-3 предложений) II. Описание картины.

1. Сюжет картины. 2. Описание персонажей. 3. Изображение художественной мастерской. 4. Цветовая гамма.

III. Мастерство художника. (не более 3-4 предложений)

Чтобы не тратить много времени на написание плана в тетрадь, я вновь, как добрая волшебница, поместила этот план на карточку и вложила в ваш конвертик, дома будете им пользоваться.

4. Рефлексия учебной деятельности (итог) - фиксация нового содержания, оценка собственной деятельности.

Ребята, я вижу вы устали, я знаю, что поднимет вам настроение, то, с чего мы начали урок – с доброй улыбки. Улыбнитесь мне, друг другу.

Итак, ребята спасибо вам за совместную плодотворную работу.

- Что мы сегодня проходили? Все ли вам понятно?

- В чём испытывали трудности?

- Получилось ли у нас все то, что было запланировано?

- Оцените свою деятельность на уроке. Как вы поработали в целом, может вы кого-то оцените отдельно, кому-то поставите оценку?

6. Д/з: дома вы работаете в черновичках, пишите по плану сочинение-описание, на следующем уроке кто-то из вас зачитает то, что получилось, мы оценим, поможем исправить, если что-то было неверным, и вы напишите в тетрадях красиво, разборчиво.

Спасибо, всего доброго!

Категория: Русский язык
02.12.2015 19:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!