СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Родители - главные воспитатели ребенка. От того, насколько они терпеливы, участливы, грамотны, зависит процесс взросления и становления личности школьника.
Система воспитательной работы школы складывается на основе взаимодействия школы, родителей и учителей.
Содержание работы с родителями состоит в следующем:
1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Методы работы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование.
Для вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс применяются следующие формы деятельности.
Нетрадиционные |
|
● Родительские собрания ● Индивидуальные консультации педагога ● Посещения на дому ● Дни творчества детей и их родителей; ● Открытые уроки и внеклассные мероприятия; ● Помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально- технической базы школы и класса. |
● Родительские тренинги ● Родительские конференции ● Дискуссии ● Круглые столы ● Устные журналы ● Практикумы ● Родительские вечера ● Родительские чтения ● Родительские ринги |
Традиционные формы
1. Самая распространённая форма – родительское собрание. На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского коллектива. По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить на несколько видов: Организационные собрания или установочные; Аналитические; Итоговые; Комбинированные; Чрезвычайные; Отчетные; Информационно – просветительские; Совместные (с учениками и родителями)
Организуя родительские собрания, я придерживаюсь следующих принципов: я просвещаю родителей, а не констатирую ошибки и неудачи детей в учебе; при выборе темы собрания я учитываю возрастные особенности детей; собрание носит как теоретический, так и практический характер; стараюсь не назидать, а общаться с родителями. Даю им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него; главным в содержании является четкость, лаконичность, системность. Я считаю: каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.
Семь правил успешного проведения родительского собрания
Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Доверяйте! Учитесь! Спрашивайте! Благодарите!
Важно!
- Говорить о проблеме, а не о персоналиях.
- Отмечать успехи и резервы.
- Никаких обсуждений конкретного ребенка.
- Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.
И помните «золотое правило» педагогического анализа: начинать беседу с родителями надо с позитивного, продолжить о негативном, завершить разговор следует предложениями на будущее.
2. Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Индивидуальная консультация помогает преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке и способствует созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Педагог должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
– особенности здоровья ребенка;
– его увлечения, интересы;
– предпочтения в общении в семье;
– поведенческие реакции;
– особенности характера;
– мотивации учения;
– моральные ценности семьи.
Примерная тематика консультаций для родителей
3. Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).
4. Открытые уроки
Цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя.
Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.
Нетрадиционные формы
1. Родительские конференции (общешкольные, классные) предусматривают расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей и имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. На них обсуждаются насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети.
Примерные темы родительских конференций – проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, вредные привычки, сексуальное воспитание в семье.
Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.
2. Практикум – форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.
3. Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями. Она дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме, а также участвовать в ее обсуждении.
Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
4. Родительские вечера (проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей) – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.
Примерные темы родительских вечеров
5. Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Эффективность тренинга возрастает, если в нём принимают участие оба родителя. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
6. Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.
И традиционные, и нетрадиционные формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.
Жизнь старшеклассников наполнена важными событиями и волнениями. Ведь даже первые экзамены, воспринимающиеся и школьниками, и педагогами как настоящие, проходят именно в старших классах. Они требуют не только учебной, но и моральной подготовки.
Обучение в каждом классе старшей школы имеет собственную специфику. Для девятиклассников и их родителей важнейшим становится вопрос самоопределения школьника. От принятого в этот момент решения во многом зависит дальнейшая судьба человека. Ведь именно в девятом классе школьник либо выбирает форму своего дальнейшего образования, либо совсем отказывается от его продолжения. Решение школьника должно быть осмысленным и свободным. Родители могут (и даже обязаны) помочь своему ребенку, но право окончательного выбора остается за старшеклассником. И взрослым, и детям нужно понять, что детство подходит к концу и вчерашний ребенок вступает во взрослую жизнь.
Поступление в десятый класс открывает последний этап обучения в общеобразовательной школе. Этот период можно охарактеризовать как "затишье перед бурей", так как десятиклассники могут отдохнуть после напряженного девятого класса и перед выпускным одиннадцатым классом. Но в силу разных причин у школьников нередко возникают сложности в учебе, в отношениях со сверстниками и с родителями
Последний, одиннадцатый год обучения в общеобразовательной школе - один из самых сложных периодов для учащихся и их родителей. Привычное течение событий заканчивается, выпускникам необходимо не только решить, что делать дальше, но и основательно потрудиться для воплощения в жизнь своих намерений. Многие учащиеся собираются поступать в вузы, для них к напряженным занятиям в школе добавляется еще и интенсивная подготовка к вступительным экзаменам.
Особенно важной представляется работа с родителями подростков и старшеклассников. Что касается юношеского периода, то основная проблема, с которой сталкиваются родители, это затруднения ребенка в связи с профессиональным самоопределением. Успешность профориентационной работы в образовательном учреждении во многом зависит от того, удастся ли классному руководителю и школьному психологу сделать родителей своими союзниками или хотя бы понять друг друга в стремлении помочь подросткам в выборе профессии - без этого бесполезны самые замечательные программы и технологии профориентационной работы.
Поэтому предпрофильная подготовка предполагает включение родителей в работу по формированию осознанного и ответственного выбора старшеклассниками профиля обучения.
Подросток, стоящий перед выбором профессии, испытывает влияние разных, иногда противоречащих друг другу сил, в том числе семьи и школы. Влияние семьи проявляется, во-первых, в формировании склонностей и предпочтений школьника, во-вторых, в поддержке позиции самого школьника либо в давлении на него. Существует целый спектр вариантов влияния семьи на выбор школьника: начиная с того, когда фактически семья сама делает выбор за ребенка, до противоположных вариантов, когда родители вообще не вмешиваются и не интересуются выбором ребенка, и он просто вынужден это делать сам (что еще не свидетельствует о самостоятельности выбора). Ситуация, когда подросток на занятиях, тренингах и консультациях по выбору профессии слышит одно, а дома - другое, многих способна травмировать и дезориентировать.
Выбор профессии и карьеры во многом определяются семейным воспитанием. Некоторые родители подсознательно стремятся "прожить" в своих детях свою вторую жизнь. Тогда они тянут своих детей "за уши" в профессию, которая им совершенно не интересна. Послушный, зависимый ребенок соглашается, расплачиваясь позже за выбор, сделанный вместо него. Непослушный и независимый "ропщет и бунтует", в крайних случаях доводя отношения с родителями до разрыва.
Нередко межличностный или внутренний конфликт становится источником энергии, стимулом для достижения карьерных успехов. Тогда подросток, стремящийся оправдать ожидания родителей или доказать свою правоту, достигает профессионального успеха в спорте, бизнесе, политике, искусстве. Но так бывает нечасто.
Обсуждение на родительских собраниях в старших классах необходимо проводить по важным и острым темам: влияние семьи на выбор профессии, профильное обучение, профессиональные интересы и склонности, истинное и мнимое лидерство
Необходимо подчеркнуть, что в работе с родителями педагог должен всегда и во всем соблюдать педагогические нормы и такт, следовать тому идеалу гуманистических отношений, которые он формирует у детей.
Родителям и педагогам необходимо соблюдать несколько простых правил, чтобы не создавать конфликтных ситуаций, в которые, чаще всего, оказывается, втянут и невольный объект конфликта – ребенок.
Правила сотрудничества с родителями
Педагогам и родителям на заметку:
В заключение хочется отметить, что воспитательный процесс, несомненно, будет успешным, а сотрудничество с родителями – плодотворным, если девизом педагога станут слова «Каждому ребенку - свою долю аплодисментов».
В итоге хочу сказать следующее: когда-то Гиппократ, приходя к больному, говорил: «Нас трое-ты, я и болезнь. Если ты объединишься с болезнью, я ничем не смогу тебе помочь. Если объединимся, ты и я, то вместе мы победим болезнь.» Та же логика должна присутствовать и в воспитательном процессе. Умный педагог делает ставку на сотрудничество – «Все вместе-я, ученик и его родители-разрешим имеющиеся проблемы.»
© 2022, Чумак Лариса Ивановна 482