СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа учебного предмета «Сольфеджио» является обязательной частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано». Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства: ПО.02. Теория и история музыки: УП.01. Сольфеджио. Программа «Сольфеджио» составлена в соответствии с ФГТ на основе программы для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств, рекомендованной Министерством культуры РФ в 2002 году, а также методическом содействии А.А. Окуневой преподавателя Новокузнецкого колледжа искусств и заведующей городским методическим объединением теоретиков г. Новокузнецка М. А. Шип. Примерная программа учебного предмета может быть использована в ДШИ (ДМШ). Предмет «Сольфеджио» входит в цикл музыкально-теоретических дисциплин, спецификой которого являются развитие различных видов музыкального слуха (внутреннего, мелодического, метроритмического, ладового, гармонического, и т.п.) и знакомство с теоретическими основами музыкального искусства. Занятия сольфеджио способствуют выявлению и развитию творческих способностей обучающихся, помогают глубже понимать исполняемые произведения, формируют музыкальный вкус и расширяют кругозор юного музыканта, позволяя ему стать духовно богатой и развитой личностью. Освоение программы учебного предмета «Сольфеджио» для обучающихся, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения учебного предмета «Сольфеджио» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год. Занятия проводятся в 1-м классе -1 час в неделю, со 2-го по 9-й классы 1,5 часа в неделю.
Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы:
максимальная учебная нагрузка обучающегося по предмету «Сольфеджио»- 661,5часов, в том числе:
аудиторной учебной нагрузки – 378,5 ч;
самостоятельной работы обучающегося – 263 ч.
В аудиторную учебную нагрузку входят:
практические занятия – 359 ч;
контрольные уроки, зачёты, контрольные работы – 19.5 ч.
Максимальная учебная нагрузка обучающегося по предмету «Сольфеджио» с дополнительным годом обучения – 728часов, в том числе:
аудиторной учебной нагрузки – 428 ч.;
самостоятельной работы обучающихся – 296 ч.;
консультации к экзамену – 4 часа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий - мелкогрупповая.
Для подготовки обучающихся к участию в городских, зональных или областных олимпиадах по сольфеджио предусматриваются дополнительные индивидуальные занятия из консультативных часов. Количественный состав группы – в среднем 3 обучающихся.
Цели учебного предмета:
создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития обучающегося;
формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации;
приобретению навыков творческой деятельности;
умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью.
Задачи учебного предмета:
освоить теоретические понятия, элементы музыкального языка;
способствовать развитию музыкального слуха, памяти;
сформировать вокально-интонационные, метроритмические навыки;
раскрыть творческие способности обучающихся;
научить планировать свою домашнюю работу, осуществлять самостоятельный контроль за своей учебной деятельностью;
научить применять полученные умения, знания, навыки в практической деятельности.
В работе над реализацией задач программы учебного предмета «Сольфеджио» используются следующие формы обучения:
пение вокально-интонационных упражнений на основе внутриладовых тяготений;
сольфеджирование музыкальных примеров в одно- и двухголосном изложении, в том числе и с листа;
интонирование изучаемых аккордов и интервалов в ладу и вне лада;
диктанты(мелодические, ритмические);
слуховой анализ музыкальных примеров и элементов музыкального языка;
метроритмические упражнения (индивидуально и в ансамбле);
различные виды творческих работ: подбор баса к мелодии, аккомпанемента, сочинение мелодии на заданный ритм или текст и т.д.;
игра изученных элементов музыкального языка.
Методы обучения:
словесный;
наглядный;
практический;
проблемно – поисковый;
метод игровой мотивации;
дидактический (использование тестов, таблиц, карточек индивидуального опроса);
налитический.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Для реализации программы учебного предмета «Сольфеджио» необходимо наличие специального класса, оснащенного следующим оборудованием:
хорошо настроенный музыкальный инструмент (фортепиано);
наличие технических средств (музыкальный центр, электросинтезаторы для учащихся с наушниками, электронный нотоносец);
учебно-методическая литература (учебники, хрестоматии, сборники по сольфеджио и теории музыки);
наглядные пособия (таблицы, рисунки, карточки и т. д.)
классная доска
рабочие тетради у каждого обучающегося (I – для практических заданий и построений; II – для написания разнообразных диктантов)
© 2015, Бычкова Светлана Михайловна 491