СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Во многих регионах России созданы службы сопровождения замещающих семей. Эти службы оказывают психолого-педагогическую помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и их родителям. Следует отметить, что в связи с особым вниманием со стороны президента Российской Федерации к проблеме семейного жизнеустройства детей - сирот создание служб такого типа - важная мера по предотвращению возврата приемных детей в места их временного проживания (детские дома, приюты).
Принципиально остановлюсь на том, чем же занимаются специалисты службы сопровождения. Прежде всего, они осуществляют комплексное психолого - педагогическое сопровождение замещающих семей, проводят индивидуальные и групповые консультации, занятия, семинары, тренинги по вопросам адаптации детей в новой семье (воспитание, обучение). Здесь же специалисты обязаны оказывать и правовую помощь родителям и их подопечным, при необходимости и (желательно!) с согласия родителей могут проверить условия жизни и воспитания детей, оставшихся без попечения биологических родителей, переданных на воспитание в семьи. Но, я убеждена в этом, задача специалистов службы сопровождения - это прежде всего оказание своевременной и качественной помощи замещающим семьям в обеспечении нормального воспитания и развития приемных детей. Начинать нужно с серьезной работы с потенциальными родителями. Педагоги, медики психологи и работники социальных служб должны вести разъяснительную работу в рамках того, что существует серьезная разница между воспитанием кровных детей и приемных. Следует в тактической форме объяснять потенциальным родителям, что здоровых детей среди социальных сирот и детей – сирот почти нет. И в этом впоследствии можно будет убедиться и, главное правильно реагировать на все, предотвратить эмоциональное выгорание. Процесс адаптации ребенка в новой семье нельзя ограничить какими-то рамками. Ребенку надо подарить всю свою любовь без остатка, сделать его счастливым. Такая задача под силу нежному, любящему сердцу, адекватно реагирующему на любую ситуацию.
Сопровождение приемной начинается непосредственно после заключения с приемными родителями договора на передачу им ребенка (детей) на воспитание, заключение трудового договора, составления плана развития семьи.
Многолетний опыт моей работы в учреждениях временного содержания детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями подсказывает мне своеобразный алгоритм по психологическому сопровождению приемной семьи. Опираясь на опыт коллег Российской Федерации и опыт работы социальной службы нашего областного казённого образовательного учреждения, считаю, что такая работа по психолого - педагогическому сопровождению должна включать следующие «условные» этапы:
- предварительная беседа;
-составление Плана развития семьи;
-переход ребенка в семью.
Каждый этап сопровождения приёмной семьи затрагивает интересы многих специалистов.
До помещения ребенка в приёмную семью кандидаты в приёмную семью получают полную информацию о ребенке от педагога и психолога. Знакомство с ребенком должно происходить в присутствии педагога - психолога. Даже на основе полученных данных о приемных родителях идет наблюдение за общением родителей с ребенком.
Только после многочисленных бесед составляется План развития приемной семьи.
В текущем плане обязательно должны быть отмечены следующие моменты:
- посещение семьи педагогами - психологами, социальными педагогами;
- телефонные переговоры;
- индивидуальные беседы с родителями и детьми;
- консультации членов приемной семьи со специалистами Центра;
- посещение образовательных учреждений;
-мониторинг развития ребенка;
- индивидуальные занятия с детьми.
План должен корректироваться в связи с непредвиденными ситуациями.
Первый месяц жизни ребенка в приемной семье - ежедневное посещение семьи.
Второй и третий месяцы - посещение один раз в месяц.
Четвертый, пятый и шестой месяцы - посещение ежеквартально, проведение бесед, консультаций. Далее можно посещать семью один раз в полугодие. Вопросы психологической адаптации возникают всё реже.
Работа с приёмными родителями должна включать следующие моменты:
-обучение навыкам позитивного воспитательного взаимодействия;
-обучение приемам снятия эмоционального напряжения, творческое решение жизненных проблем;
-обеспечение условий для неформального общения, получение эмоциональной поддержки (преодоление чувства изолированности).
Следует работать над созданием клубов общения с другими родителями.
Итак, деятельность приёмных родителей не может быть продуктивной без постоянного профессионального поиска. Проблемы надо обсуждать со специалистами, а не накапливать их. Нужно уметь слушать и слышать понимать точку зрения другого человека, быть терпимым к недостаткам других.
Девизом жизни любых родителей должна быть фраза «ОСТАНОВИСЬ ВО ГНЕВЕ!»
© 2017, Чувичкина Татьяна Борисовна 346