СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сопровождение семьи с приёмным ребенком (детьми): российский опыт.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во многих регионах России созданы службы сопровождения замещающих семей. Эти службы оказывают психолого-педагогическую помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и их родителям. Следует отметить, что в связи с особым вниманием со стороны президента Российской Федерации к проблеме семейного жизнеустройства детей - сирот создание служб такого типа - важная мера по предотвращению возврата приемных детей в места их временного проживания (детские дома, приюты).

Принципиально остановлюсь на том, чем же занимаются специалисты службы сопровождения. Прежде всего, они осуществляют комплексное психолого - педагогическое сопровождение замещающих семей, проводят индивидуальные и групповые консультации, занятия, семинары, тренинги по вопросам адаптации детей в новой семье (воспитание, обучение). Здесь же специалисты обязаны оказывать и правовую помощь родителям и их подопечным, при необходимости и (желательно!) с согласия родителей могут проверить условия жизни и воспитания детей, оставшихся без попечения биологических родителей, переданных на воспитание в семьи. Но, я убеждена в этом, задача специалистов службы сопровождения - это прежде всего оказание своевременной и качественной помощи замещающим семьям в обеспечении нормального воспитания и развития приемных детей. Начинать нужно с серьезной работы с потенциальными родителями. Педагоги, медики психологи и работники социальных служб должны вести разъяснительную работу в рамках того, что существует серьезная разница между воспитанием кровных детей и приемных. Следует в тактической форме объяснять потенциальным родителям, что здоровых детей среди социальных сирот и детей – сирот почти нет. И в этом впоследствии можно будет убедиться и, главное правильно реагировать на все, предотвратить эмоциональное выгорание. Процесс адаптации ребенка в новой семье нельзя ограничить какими-то рамками. Ребенку надо подарить всю свою любовь без остатка, сделать его счастливым. Такая задача под силу нежному, любящему сердцу, адекватно реагирующему на любую ситуацию.

Сопровождение приемной начинается непосредственно после заключения с приемными родителями договора на передачу им ребенка (детей) на воспитание, заключение трудового договора, составления плана развития семьи.

Многолетний опыт моей работы в учреждениях временного содержания детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями подсказывает мне своеобразный алгоритм по психологическому сопровождению приемной семьи. Опираясь на опыт коллег Российской Федерации и опыт работы социальной службы нашего областного казённого образовательного учреждения, считаю, что такая работа по психолого - педагогическому сопровождению должна включать следующие «условные» этапы:

- предварительная беседа;

-составление Плана развития семьи;

-переход ребенка в семью.

Каждый этап сопровождения приёмной семьи затрагивает интересы многих специалистов.

До помещения ребенка в приёмную семью кандидаты в приёмную семью получают полную информацию о ребенке от педагога и психолога. Знакомство с ребенком должно происходить в присутствии педагога - психолога. Даже на основе полученных данных о приемных родителях идет наблюдение за общением родителей с ребенком.

Только после многочисленных бесед составляется План развития приемной семьи.

В текущем плане обязательно должны быть отмечены следующие моменты:

- посещение семьи педагогами - психологами, социальными педагогами;

- телефонные переговоры;

- индивидуальные беседы с родителями и детьми;

- консультации членов приемной семьи со специалистами Центра;

- посещение образовательных учреждений;

-мониторинг развития ребенка;

- индивидуальные занятия с детьми.

План должен корректироваться в связи с непредвиденными ситуациями.

Первый месяц жизни ребенка в приемной семье - ежедневное посещение семьи.

Второй и третий месяцы - посещение один раз в месяц.

Четвертый, пятый и шестой месяцы - посещение ежеквартально, проведение бесед, консультаций. Далее можно посещать семью один раз в полугодие. Вопросы психологической адаптации возникают всё реже.

Работа с приёмными родителями должна включать следующие моменты:

-обучение навыкам позитивного воспитательного взаимодействия;

-обучение приемам снятия эмоционального напряжения, творческое решение жизненных проблем;

-обеспечение условий для неформального общения, получение эмоциональной поддержки (преодоление чувства изолированности).

Следует работать над созданием клубов общения с другими родителями.

Итак, деятельность приёмных родителей не может быть продуктивной без постоянного профессионального поиска. Проблемы надо обсуждать со специалистами, а не накапливать их. Нужно уметь слушать и слышать понимать точку зрения другого человека, быть терпимым к недостаткам других.

Девизом жизни любых родителей должна быть фраза «ОСТАНОВИСЬ ВО ГНЕВЕ!»

Категория: Прочее
19.10.2017 00:59


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!