СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Долгое время качество образования и место, которое человек займет в жизни, не связывались, так как качество образования отождествлялось с обученностью. Но мы знаем примеры, когда отличники терялись в жизни, а двоечники удачно устраивались - и качество образования в этом узком смысле здесь не при чем.
Современный подход к качеству образования значительно шире. Качество образования сегодня рассматривается с позиций человеческой и социальной ценности образования, определяется качеством развития выпускника. Число поступивших в вуз, количество победителей олимпиад, результаты ЕГЭ остаются внешней оценкой качества образования. А кто не победил в олимпиаде? Они вне качества? А сельская школа не заслуживает хорошую оценку за высокое качество образования, если большинство ее выпускников стали хлеборобами, механизаторами, доярками?
Сегодня появилась внутренняя оценка качества образования, новый его параметр - степень владения учащимися комплексом компетенций в различных сферах деятельности, то есть состояние уровня социализации личности школьника.
В научной литературе существуют различные подходы к проблеме социализации, один из которых определяет социализацию как развитие и самореализацию человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
Сегодня мы являемся участниками глобального процесса социализации всего нашего общества в условиях кардинальных перемен: исторических, политических, социально-экономических. Молодежь формируется в совершенно иной, часто разрушающей, системе ценностей, которые задаются социумом и средствами массовой информации.
И приходится признать: педагогическое сообщество с его «разумным, добрым, вечным» оказалось в очень сложном положении. Сегодня можно оценить эффективность влияния школы в сравнении с социумом как 10:90. Для неспециалистов же все проблемы поведения молодежи остаются делом сугубо «школьным». Часто, когда речь идет о прегрешениях подростков, можно услышать: «И чему вас только в школе учили?!».
Но какова же доля школьного образования в социализации школьника? Социализация осуществляется под влиянием широкого круга факторов. По мнению исследователей, их около 200.
Ученые Всероссийского центра изучения общественного мнения, опросив = 1600 человек из 153 населенных пунктов 46 областей России, выяснили, что каждый десятый, окончивший школу, считает: хорошая учеба практически никак не скажется на его будущей карьере или вообще не имеет никакого значения.
А по данным PISA, 28% учащихся России показали неудовлетворительную ; функциональную грамотность; они не готовы к будущей взрослой жизни и могут быть заняты только неквалифицированным трудом. Для сравнения таких учащихся в Финляндии - 7%, в Японии - 10%.
В связи с вышесказанным необходимо представить понятие «выученная беспомощность», когда знания остаются мертвым капиталом, а человек не способен найти выход из проблемной ситуации. Это понятие напрямую относится к состоянию нашего образования сегодня, А потому Концепция модернизации российского образования нацеливает нас на то, что «общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков», то есть современные ключевые компетенции.
Сегодня словосочетание «компетентностный подход» уже не ново. Существуют различные классификации «ключевых компетенций». Совет Европы определил пять групп и дал классификацию 39 различных компетенций, которыми должен овладеть каждый человек: изучать, думать, сотрудничать, адаптироваться, искать, приниматься за дело и др.
В основе концепции непрерывного образования через всю жизнь, провозглашенной ЮНЕСКО, лежат четыре лаконично сформулированных задачи, направленные на формирование компетенций, - учить и учиться: 1) познавать, 2) действовать, 3) жить и 4) жить вместе.
Если перевести эти задачи на педагогические; цели, то необходимо менять критерии оценки учебной деятельности, применять другой инструментарий.
Сегодня при анализе уроков нужно смотреть не только на владение учителем предметным содержанием, но и на умение формировать у обучающихся интерес к познавательной деятельности, умение обучать способам получения информации через различные источники, включая Интернет, умение научить использовать информацию в повседневной жизни, умение научить школьника жить в ладу с самой собой и с другими. Таким образом, в настоящее время компетентностный подход выходит в ранг приоритетных.
В современных условиях мы становимся свидетелями изменения сути отношений «учитель - ученик». В прежние времена школа была передатчиком информации учащимся. Учитель - «кладезь мудрости и знания», ученик - «воспринимающее устройство». Информационная эпоха дала учащимся возможность обеспечивать себя «упакованной и удобоваримой» информацией самостоятельно, через альтернативные обучающие ресурсы: Интернет, компьютеры, телевидение, радио, видео. В результате - дети интуитивно дистанцируются от культурно устаревших форм педагогической деятельности, становятся все менее активными на уроках, чем нередко вызывают нарекания педагогов.
Как это ни парадоксально, при всей новизне и драматизме профессиональной ситуации педагог не торопится кардинально меняться сам. Наряду с активным внедрением проектной и исследовательской деятельности, современных технологий по-прежнему поддерживаются способы передачи знаний, где доминирует взрослый наставник, доминируют способы проверки знаний с помощью «классического» инструментария. Многим коллегам не кажется странной ситуация, когда учитель, директор школы спокойно признаются в том, что плохо знакомы с компьютером, не умеют выйти в Интернет, не пользуются электронной почтой.
Веками выполняемая образованием миссия подготовки к жизни в таких условиях все менее выполнима. Пока современная школа отстает от жизни, пребывание в ней становится не только «жизнью понарошку», но и «обучением понарошку» (А. Рогозянский).
Время требует инициативной и самостоятельной личности. А возможно ли это при снижении учебной мотивации, что характерно для многих массовых школ? Причин снижения учебной мотивации много. Затронем одну из них.
Такое явление, когда помимо слабых учащихся и отличников в классе формируется «благополучная» середина, успевающая на твердую тройку, всем знакомо. Как показывает анализ, именно эти ученики меньше всего находятся в зоне внимания учителя.
Еще одним важным вопросом является профессиональная социализация школьника. Конкурентоспособным длительное время может быть лишь человек, занимающийся любимым делом. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и сокращает число проблем, связанных со здоровьем. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор. Сегодня говорить о систематической работе по профессиональной социализации в школе не всегда возможно. Случайные лекции и беседы не дают возможности учащимся серьезно разобраться в мире профессий.
У выпускников практически отсутствуют представления о рынке труда, они плохо осведомлены о мире профессий, требованиях к личным качествам специалистов, не знают, в силу каких обстоятельств (медицинских, физических и психологических) им могут быть рекомендованы те или другие профессии.
При организации профориентационной работы следует учитывать современные реалии. Во-первых, мир профессий чрезвычайно изменчив. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. И многие из них «живут» лишь 5-15 лет, а затем «умирают» или меняются до неузнаваемости. Во-вторых, в условиях полипрофессионализма человеку надо стремиться овладевать не одной единственной профессией, а несколькими смежными. И в-третьих, у человека в течение жизни может появиться желание или необходимость сменить профессию, а для этого надо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на всю трудовую жизнь. В течение жизни придется не раз переучиваться по принципу «учение не на всю жизнь, а учение через всю жизнь».
И последнее - формирование реального родительского заказа на качество образования. Сегодня образование оперирует понятиями «образовательные услуги» и «потребители образовательных услуг». Информацию о потребностях учащихся администрация получает опосредованно - через родительское желание, мнение, так как именно родители и есть потребители на рынке образования. Увы, они не всегда умеют формулировать свой потребительский заказ. Во-первых, они воспитанники нашей же школы, где много теории, но мало практического знания. Во-вторых, они не всегда знают потребности и возможности своих детей.
Пока большинство родителей ждут от школы только обеспечения беспроблемного поступления ребенка в вуз. Помочь им сформировать реальный заказ - значит, вплотную подойти к решению вопроса о качестве образования, качестве социализации. Активное участие семьи в этом процессе крайне важно.
Итак, что мы, взрослые, можем сделать для того, чтобы ученик нашел себя? Выше уже обозначены предполагаемые действия. Руководитель как проектировщик процесса развития должен решать задачи стратегического и тактического порядка. Алгоритм управления процессом социализации, как и любым процессом, хорошо известен: анализ - цели - процесс - результат.
Существует такое определение: «цель деятельности - это запланированный результат». А что такое результат в работе школы? Это желаемый образ, «модель выпускника». В Концепции модернизации уже определена эта модель: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Сейчас идет разработка региональной модели оценки качества образования, составляющей частью которой является социализации личности. Но и в самой школе необходимо отработать современный инструментарий мониторинга. Программы развития сейчас пишут все школы, а вот критерии оценки их реализации, анализ уровня воспитанности встретишь крайне редко.
Многие результаты образования по объективным причинам невозможно определить при выпуске, они проявятся гораздо позже. Только зная, как выпускник вписался в жизнь, каким человеком стал, можно корректировать и образовательный процесс, и исходные проекты развития школы, четко осознавая, что мы будем жить в том мире, который сами построили, жить с теми, кого сами вы учили.
© 2015, Ретюнских Елена Олеговна 752