СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социализация личности: мера ответсвенности школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Долгое время качество образования и место, которое человек займет в жиз­ни, не связывались, так как качество образования отождествлялось с обученностью. Но мы знаем примеры, когда отличники терялись в жизни, а двоечники удачно устраивались - и качество образования в этом узком смысле здесь не при чем.

Современный подход к качеству образования значительно шире. Качество обра­зования сегодня рассматривается с позиций человеческой и социальной ценности об­разования, определяется качеством развития выпускника. Число поступивших в вуз, количество победителей олимпиад, результаты ЕГЭ остаются внешней оценкой каче­ства образования. А кто не победил в олимпиаде? Они вне качества? А сельская шко­ла не заслуживает хорошую оценку за высокое качество образования, если большин­ство ее выпускников стали хлеборобами, механизаторами, доярками?

Сегодня появилась внутренняя оценка качества образования, новый его па­раметр - степень владения учащимися комплексом компетенций в различных сфе­рах деятельности, то есть состояние уровня социализации личности школьника.

В научной литературе существуют различные подходы к проблеме социализации, один из которых определяет социализацию как развитие и самореализацию человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Сегодня мы являемся участниками глобального процесса социализации всего на­шего общества в условиях кардинальных перемен: исторических, политических, соци­ально-экономических. Молодежь формируется в совершенно иной, часто разрушающей, системе ценностей, которые задаются социумом и средствами массовой информации.

И приходится признать: педагогическое сообщество с его «разумным, доб­рым, вечным» оказалось в очень сложном положении. Сегодня можно оценить эффективность влияния школы в сравнении с социумом как 10:90. Для неспециалистов же все проблемы поведения молодежи остаются делом сугубо «школьным». Часто, когда речь идет о прегрешениях подростков, можно услышать: «И чему вас только в школе учили?!».

Но какова же доля школьного образования в социализации школьника? Социализация осуществляется под влиянием широкого круга факторов. По  мнению исследователей, их около 200.

Ученые  Всероссийского  центра  изучения общественного  мнения,  опросив = 1600 человек из 153 населенных пунктов 46 областей России, выяснили, что каж­дый десятый, окончивший школу, считает: хорошая учеба практически никак не скажется на его будущей карьере или вообще не имеет никакого значения.

А по данным PISA,  28% учащихся России показали неудовлетворительную ; функциональную грамотность; они не готовы к будущей взрослой жизни и могут быть заняты только неквалифицированным трудом. Для сравнения таких учащихся в Финляндии - 7%, в Японии - 10%.

В связи с вышесказанным необходимо представить понятие «выученная бес­помощность», когда знания остаются мертвым капиталом, а человек не способен найти выход из проблемной ситуации. Это понятие напрямую относится к состоя­нию нашего образования сегодня, А потому Концепция модернизации российского образования  нацеливает нас на то, что «общеобразовательная  школа должна  формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков», то есть современные ключевые компетенции.

Сегодня словосочетание «компетентностный подход» уже не ново. Сущест­вуют различные классификации «ключевых компетенций». Совет Европы опреде­лил пять групп и дал классификацию 39 различных компетенций, которыми должен  овладеть каждый человек: изучать, думать, сотрудничать, адаптироваться, искать, приниматься за дело и др.

В основе концепции непрерывного образования через всю жизнь, провозглашенной ЮНЕСКО, лежат четыре лаконично сформулированных задачи, направлен­ные на формирование компетенций, - учить и учиться: 1) познавать, 2) действовать, 3) жить и 4) жить вместе.

Если перевести эти задачи на педагогические; цели, то необходимо менять критерии оценки учебной деятельности, применять другой инструментарий.

Сегодня при анализе уроков нужно смотреть не только на владение учителем предметным содержанием, но и на умение формировать у обучающихся интерес к познавательной деятельности, умение обучать способам получения информации через различные источники, включая Интернет, умение научить использовать информацию в повседневной жизни, умение научить школьника жить в ладу с са­мой собой и с другими. Таким образом, в настоящее время компетентностный  подход выходит в ранг приоритетных.

В современных условиях мы становимся свидетелями изменения сути отно­шений «учитель - ученик». В прежние времена школа была передатчиком информации учащимся. Учитель - «кладезь мудрости и знания», ученик - «воспринимающее устройство». Информационная эпоха дала учащимся возможность обес­печивать себя «упакованной и удобоваримой» информацией самостоятельно, че­рез альтернативные обучающие ресурсы: Интернет, компьютеры, телевидение, ра­дио, видео. В результате - дети интуитивно дистанцируются от культурно устарев­ших форм педагогической деятельности, становятся все менее активными на уро­ках, чем нередко вызывают нарекания педагогов.

Как это ни парадоксально, при всей новизне и драматизме профессиональ­ной ситуации педагог не торопится кардинально меняться сам. Наряду с активным внедрением проектной и исследовательской деятельности, современных техноло­гий по-прежнему поддерживаются способы передачи знаний, где доминирует взрослый наставник, доминируют способы проверки знаний с помощью «классиче­ского» инструментария. Многим коллегам не кажется странной ситуация, когда учи­тель, директор школы спокойно признаются в том, что плохо знакомы с компьюте­ром, не умеют выйти в Интернет, не пользуются электронной почтой.

Веками выполняемая образованием миссия подготовки к жизни в таких усло­виях все менее выполнима. Пока современная школа отстает от жизни, пребывание в ней становится не только «жизнью понарошку», но и «обучением понарошку» (А. Рогозянский).

Время требует инициативной и самостоятельной личности. А возможно ли это при снижении учебной мотивации, что характерно для многих массовых школ? Причин снижения учебной мотивации много. Затронем одну из них.

Такое явление, когда помимо слабых учащихся и отличников в классе фор­мируется «благополучная» середина, успевающая на твердую тройку, всем знако­мо. Как показывает анализ, именно эти ученики меньше всего находятся в зоне внимания учителя.

Еще одним важным вопросом является профессиональная социализация школьника. Конкурентоспособным длительное время может быть лишь человек, занимающийся любимым делом. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и сокращает число проблем, связанных со здоровьем. Поэтому так важно  для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор. Сегодня говорить о систематической работе по профессиональной социализации в школе не  всегда возможно. Случайные лекции и беседы не дают возможности учащимся  серьезно разобраться в мире профессий.

У выпускников практически отсутствуют представления о рынке труда, они  плохо осведомлены о мире профессий, требованиях к личным качествам специалистов, не знают, в силу каких обстоятельств (медицинских, физических и психологических) им могут быть рекомендованы те или другие профессии.

При организации профориентационной работы следует учитывать современные реалии. Во-первых, мир профессий чрезвычайно изменчив. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. И многие из них «живут» лишь 5-15 лет, а затем «умирают» или меняются до неузнаваемости. Во-вторых, в условиях полипрофес­сионализма человеку надо стремиться овладевать не одной единственной профес­сией, а несколькими смежными. И в-третьих, у человека в течение жизни может появиться желание или необходимость сменить профессию, а для этого надо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на всю трудовую жизнь. В течение жизни придется не раз переучиваться по принципу «учение не на всю жизнь, а учение через всю жизнь».

И последнее - формирование реального родительского заказа на каче­ство образования. Сегодня образование оперирует понятиями «образовательные услуги» и «потребители образовательных услуг». Информацию о потребностях учащихся администрация получает опосредованно - через родительское желание, мнение, так как именно родители и есть потребители на рынке образования. Увы, они не всегда умеют формулировать свой потребительский заказ. Во-первых, они воспитанники нашей же школы, где много теории, но мало практического знания. Во-вторых, они не всегда знают потребности и возможности своих детей.

Пока большинство родителей ждут от школы только обеспечения беспроблемного поступления ребенка в вуз. Помочь им сформировать реальный заказ - значит, вплотную подойти к решению вопроса о качестве образования, качестве социализации. Активное участие семьи в этом процессе крайне важно.

Итак, что мы, взрослые, можем сделать для того, чтобы ученик на­шел себя? Выше уже обозначены предполагаемые действия. Руководитель как проектировщик процесса развития должен решать задачи стратегического и такти­ческого порядка. Алгоритм управления процессом социализации, как и любым про­цессом, хорошо известен: анализ - цели - процесс - результат.

Существует такое определение: «цель деятельности - это запланированный результат». А что такое результат в работе школы? Это желаемый образ, «модель выпускника». В Концепции модернизации уже определена эта модель: «Развиваю­щемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчи­вые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в си­туации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничест­ву, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают разви­тым чувством ответственности за судьбу страны». Сейчас идет разработка регио­нальной модели оценки качества образования, составляющей частью которой явля­ется социализации личности. Но и в самой школе необходимо отработать совре­менный инструментарий мониторинга. Программы развития сейчас пишут все шко­лы, а вот критерии оценки их реализации, анализ уровня воспитанности встретишь крайне редко.

Многие результаты образования по объективным причинам невозможно оп­ределить при выпуске, они проявятся гораздо позже. Только зная, как выпускник вписался в жизнь, каким человеком стал, можно корректировать и образовательный процесс, и исходные проекты развития школы, четко осознавая, что мы будем жить в том мире, который сами построили, жить с теми, кого сами вы  учили.

Категория: Всем учителям
11.01.2015 10:58


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!