СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Совершенствование речевого развития детей посредством различных педагогических технологий в условиях ФГОС ДО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ранний возраст - это период наиболее интенсивного развития организма, это период, когда у ребенка происходит активное усвоение разговорного языка, что является одним из основных новообразований периода раннего детства, происходит становление и развитие всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. В период раннего детства ребенок осваивает общественно - выработанные способы восприятия окружающих его предметов. Первоначально это происходит в непосредственном общении и взаимодействии с взрослым, а затем самостоятельно. В отношениях с взрослыми, ребенок проявляет выраженную подражательность, что является простейшей формой идентификации. Идентификационные отношения ребенка с взрослым и взрослого с ребенком готовят малыша к эмоциональной причастности к другому, к людям. Ранний возраст считается периодом зарождения сюжетно - ролевой игры. Главной задачей взрослого человека, будет являться то, что он должен сформировать предпосылки игры у ребенка и развить у него умение взаимодействовать со сверстниками. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, таким образом, осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. Учитывая современные подходы и требования к образовательному процессу, необходимо создавать условия для игры, таким образом, чтобы она способствовала формированию у ребёнка любознательности, инициативности, воображения, мышления, стимулировала к развитию речевой активности. Именно в раннем возрасте ребенок получает от взрослого сведения словесным путем: ему много рассказывают, объясняют, читают. Игра – ведущая деятельность ребёнка. Игра сопровождает ребёнка с рождения, остаётся с ним в детстве, отрочестве, вплоть до самого перехода в юность. Игра отражает ход мыслей и чувств детей, ведёт их по стезе познания реальности. Я начала свою работу с детьми раннего дошкольного возраста. Использую игровые технологии, которые направлены на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи.

Реализацию принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей. Таким образом, я определила для себя цель и задачи моей работы. Цель: - развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности. Для решения цели поставила в своей работе следующие задачи : - расширение активного словаря, формирование грамматического строя речи; - обогащение пассивного словаря детей; - развивать способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, явления, действия и обозначать их словом; - развитие артикуляционного аппарата, умения правильно произносить звуки родного языка.

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей. Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок, отношение к нему взрослого. В развитии речи ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю – в детском саду, родителям и близким – в семье. Поэтому считаю актуальным использование различных видов игр для развития речи детей дошкольного возраста. С помощью дидактических игр активизирую словарь детей. Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание. В связи с этим в программное содержание игры входит и определённая группа слов, которую должен освоить ребёнок. В процессе образовательной деятельности с детьми игра приобретает особое значение: она служит средством для привития детям новых положительных речевых навыков. Так, играя с малышами в дидактические игры с игрушками и предметами, такие как: «кукла маша проснулась», «магазин игрушек» помогаю детям закрепить знания о названии одежды, столовой посуды, активизирую речь. Использую в работе настольно – печатные игры: «парные картинки», «лото» и т. д. В таких играх формирую речь, закрепляю знания детей о растениях, животных и их детёнышах, овощах и фруктах. С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель).

Манипулируя с игрушками в процессе игры, обозначают действия: идёт, спит, кушает т. п., т. е. Употребляет глаголы. В играх: «больше – меньше», «чудесный мешочек» учу детей видеть особенности предметов и выделять характерные признаки и качества, закрепляю у малышей знания о цвете и величине, обогащаю словарь прилагательными. Регулярно предлагаю детям составление разрезных картинок и кубиков.

В данном виде игр решаю задачу – формирую у детей умение логически мыслить, развиваю у них умение составлять целый предмет из отдельных частей. Но перед тем как дать задание сложить картинку из её частей, даю детям рассмотреть целую картинку. В работе с детьми, считаю эффективным сочетание наглядности и слова. Яркие предметы и картинки вызывают у малыша желание их рассмотреть. Познавая окружающий мир, ребёнок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Для расширения, обогащения и активизации словаря использую дидактические упражнения: «чудесный мешочек», «угадай, что звучит». Эти упражнения разнообразны и предполагают употребление слов, относящихся к разным частям речи. Обогащаю словарь детей и в дидактических играх: «отгадай и назови», «отгадай, кто к нам пришёл», «кто что делает», «назови животных и скажи, кто как кричит». Пальчиковые игры, пальчиковые игры оказывают благоприятное воздействие на развитие речи детей (речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук, подготавливают ребёнка к рисованию, письму. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Развитие мелкой моторики у детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются. Особое место в этом плане занимают пальчиковые игры. Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой. Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

Пальчиковые кинезиологические игры или по-другому их называют «гимнастика мозга» Такие игры позволяют активировать межполушарное взаимодействие, улучшают мысленную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшения памяти и внимания. Выполнения таких игр требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

«кошка»-последовательно менять два положения руки: кулак ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«ухо-нос»-левой рукой взяться за кончик носа, правой- за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положения.

Сенсорные игры на развитие мелкой моторики

В игре типа «отгадай и назови» дети узнают предмет, рассказывают о его назначении и выполняют ряд специфических для данного предмета действий. Например, детально рассматривая сезонную одежду с детьми, рассказываю о назначении каждой детали, показываю, как правильно застёгивать и расстегивать пуговицы и замки – «молнии», параллельно закрепляет навык последовательности действий при одевании на прогулку, при этом формирует способность к обобщению.

Для обогащения словаря ребенка активно использую в своей речи прилагательные и наречия, характеризующие предмет, ситуацию и побуждает к этому детей: пушистая, мягкая, теплая, меховая шубка; чистые, грязные руки; глубокая, мелка тарелка; горячий суп, холодный компот. Учим детей различать и называть домашних животных и их детёнышей, птиц, рассказываем о птичьих повадках. Особый эффект всегда вызывает наблюдение за живым объектом. Так, наблюдая за кошкой, дети могут ее внимательно рассмотреть, погладить. Спустя некоторое время начинаю свой рассказ о кошке: «у кошки шерсть мягкая и пушистая, хвост большой и тоже пушистый. Кошка бегает и ходит. У нее на лапках есть когти и мягкие подушечки. Когти острые, но она ступает лапками мягко, неслышно. Это потому, что на лапках подушечки. Кошка ест рыбу, молоко. Молоко лакает язычком. Кошка – домашнее животное».

На повторных занятиях активизируем речь детей, задавая вопросы: «как мурлыкает кошка? Как ходит кошка? Что ест кошка? Как кошка пьет молоко?» на подобных занятиях дети запоминают движения животных и птиц; имитируют их; машут крыльями; клюют, как птички; мяукают, как кошка. Такие занятия – наблюдения способствуют обогащению словаря и жизненного опыта взаимодействия с окружающим миром.

Организованные наблюдения за окружающим значительно расширяются и углубляются. Мы не только наблюдаем за различными транспортными средствами, но и учим детей различать их по внешнему виду (автомобили легковые и грузовые, автобусы, трамваи, троллейбусы, сани, показываем, из каких частей они состоят (кабина, руль, колёса, двери).

Наглядными пособиями для таких игр служат игрушки, карточки лото, предметные картинки, сюжетные картины.

Так же предлагаю ребенку поиграть с подручным материалом. Внимание необходимо уделять специальным играм и упражнениям, в процессе которых дети учатся различать и называть цвета, размер (большой - маленький, длину (длинный - короткий, твёрдость и мягкость (мягкий - твердый, температуру (холодный - тёплый). Характеризуют количество предметов (один, много, мало, по одному) их расположение в пространстве (высоко - низко, далеко - близко,)направление движения (вперед - назад, вниз - вверх).

Широко используется прикладывание, вкладывание одного предмета в другой (матрешки, пирамидки, миски).

Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой. Стихи, сказки, рассказы которые читаем детям, должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания.

Большое место отводится слушанию и последующему воспроизведению коротких рассказов, стихов, сказок. Особое внимание уделяется рассказыванию. Для этого хорошо использовать знакомые детям сказки. Так, работая над сказкой «козлятки и волк», показываю детям иллюстрации, характеризует волка и козлят: «козлятки маленькие, а волк большой». Дети узнают и запоминают, что коза уходила «есть траву шелковую, пить воду студёную». Выясняют: «зачем коза уходила в лес?». Чтение сказки лучше сопровождать показом настольного театра. Заканчивая занятие по сказке, можно предложить малышам самостоятельно поиграть с фигурками настольного театра, посмотреть иллюстрации. Рассказывая во второй раз сказку, стишок, потешку необходимо побуждать детей к самостоятельному проговариванию отдельных слов. Начинаю рассказывать и, не договорив какую-нибудь фразу, задаю вопрос: «захотелось мурке есть. Пошла мурка к катеньке. Катенька дала мурке… что дала? – молока. Молоко катя налила… во что? – налила в блюдечко».

В этом возрасте большое внимание уделяется ознакомлению детей с потешками. Дети с удовольствием вслушиваются в народную речь, улавливают стихотворный ритм, богатство оттенков слов: травушка-муравушка, кисонька-мурлысенька, птичка-синичка. Потешки отличаются богатством форм и размеров. Содержание одних потешек не нуждаются в пояснениях («водичка-водичка», а другие требуют показа предметов, действий, дополнительных указаний («кисонька-мурлысенька», «вот и люди спят»). Перед чтением потешек лучше провести предварительную работу. Например, перед знакомством с потешкой «как у нашего кота» дети рассматривают игрушечного кота, рассказывают о своих впечатлениях (отмечают, какие у кота усы, глаза, зубки). Затем слушают саму потешку. В ряде случаев чтение сопровождается показом действий, описанных в потешке

Повторюшки – чистоговорки это самые простые игры. Ненавязчивые маленькие рифмовки с повторяющимися слогами откладываются в памяти малыша. У крохи развиваться музыкальный слух и чувство ритма.

Когда малыш начинает говорить лучше, нужно побуждать его повторять за вами. Можно превратить игру в загадывание загадки. Выберете знакомую малышу карточку с чистоговоркой, поверните рисунком к себе. И загадайте. Например, "ры-ры-ры, я несу. (шары)".

Простейшие диалоги

Для речевого развития очень важны разговоры с малышом, доступные его пониманию (здорово, если диалоги отражают бытовую ситуацию, в которой ребенок находится именно сейчас). Помогут вам в этом следующие игры:

"здравствуй! Как тебя зовут?". Усадите мишку, зайчика, куколку и начинайте беседу. "здравствуй, мишка!" (пожимайте мишке лапу.) "здравствуй, мама!" (отвечайте мишкиным голосом.) "здравствуй, боря!" (пожмите и легко потрясите руку ребенка.)

"телефон" можно обыграть разговор по телефону. Побуждайте ребенка произносить самые простые ответы на вопросы. Возьмите импровизированные телефоны, приложите к уху свою трубку и скажите: "дзинь-дзинь! Пии-пии!" если малыш не берет телефон, дайте ему трубку в руку и скажите: "тебе звонят! Возьми трубку. Алё! Здравствуй, катя! Это звонит мама! Как твои дела?" если ребенок не отвечает, скажите за него: "хорошо". Спросите у него: "что ты сейчас делаешь?" — "я сейчас рисую!" подсказывайте малышу ответы либо отвечайте за него, если он стесняется или не может ответить.

Так же учим детей интересоваться погодой, называть свое имя, возраст.

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношение людей друг к другу, их отдых, развлечения и т. д). В таких играх тема, содержание, последовательность отображаемых явлений не заданы заранее взрослым, они основываются на жизненном опыте детей, правила как бы скрыты в содержании отображаемых событий. Такие игры называются творческими, сюжетно – ролевыми играми.

В игре формируется способность к замещению предметов, действий, что обеспечивает постепенное развитие элементов более отвлечённого мышления и речи.

Благоприятные предпосылки для развития отвлечённого мышления, речи создаются уже в игре детей раннего возраста в связи с обобщением и усложнением игрового действия.

Первые совместные игры воспитывают в детях чувства коллективизма, дружбы. Малыши учатся общаться, обращаться с просьбой, предложением к товарищам.

При своевременном формировании сюжетной игры дети начинают играть вдвоём, иногда втроём, вступают в ролевое взаимодействие.

В таких играх, как «парикмахерская», «на приёме у врача», знакомлю детей с названиями профессий, учу брать на себя роль, выполнять соответствующие действия (постригать, причёсывать, лечить, делать уколы и т. Д.).

Изначально дети подражают тому, что им показала, со временем они начинают самостоятельно организовывать игру, вступают в диалог, переносят действия с одного предмета на другой. В процессе игр побуждаю детей к называнию предметов, используемых ими, проговариванию действий, которые они выполняют.

Игр очень много, они могут быть самыми разными, но особое место среди них занимают подвижные. Всестороннее влияние подвижных игр на развитие ребёнка трудно переоценить. При умелом руководстве со стороны взрослых эти игры способны творить чудеса.

Игры нередко сопровождаются стихами, песенками. Стихотворный текст определяет ход игры, регулирует двигательную деятельность детей, их поведение. Малыши вслушиваются в слова текста, сосредотачивают внимание на содержании. Стихотворные слоги задают ритм движения.

Движения с речевым сопровождением воспитывают чувство красоты, умение прислушиваться к каждому слову педагога, активизируют внимание. При повторении игры малыши запоминают слова и начинают подпевать.

Движения с проговариванием отдельных слов, звукоподражанием являются одним из эффективных методов развития моторики, стимулятором развития слухового восприятия.

При проведении подвижных игр с текстом использую соответствующие атрибуты (картинки с персонажами игр, побуждаю к повтору текста. Обязательно вовлекаю в игру даже застенчивых детей, которые в игре раскрывают свои возможности, у них развивается речь, малыши учатся общаться с окружающими.

В подвижных играх для принятия сюжета малышом я даю характеристику изображаемому образу, игрушки должны заговорить. Таким образом, создаю правдивую игровую ситуацию.

Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр.

Особенностью игр со строительными материалами является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение на занятиях. В этом возрасте у детей формируются простейшие, но четкие строительно-конструктивные умения, складывается первый опыт игры со строительным материалом. В играх детей 2–3 лет нет замысла или сюжета. Малышей привлекает сам материал. Изучаем самые простые приемы: размещение деталей по горизонтали (дорожка, накладывание (башня, лестница, замкнутые сооружения (забор, домик, элементарные перекрытия (мост, гараж). Дети учатся различать и называть детали: кубик, кирпичик, понимать такие слова, как большой — маленький, широкий — узкий, правильно выполнять словесные указания: положи, сними, поставь, убери, разбери, принеси и др., называть свои элементарно выполненные постройки, постройки не разрушать, а разбирать, складывать строительный материал (с моей помощью) в постоянное место хранения.

Игры по конструированию: «постройка домика для кошки, собачки», «постройка моста», «строительство гаража для машины», «постройка забора, дорожки» и т. Д.

Дети очень любят игры с песком. Песок –недолговечный строительный материал. Дети с увлечением строят из песка замки, горки, роют каналы, ямки. В зимний период во время прогулки дети с увлечением играют со снегом. Дети разгребают его лопатками, насыпают горки.

Игры – забавы позволяют детям получить чувственный опыт; учат регулировать свои чувства и силу физического воздействия друг на друга. Они имеют особое значение в развитии детей раннего возраста. Кроме эмоций игры-забавы развивают коммуникативные умения: умение общаться со сверстниками и взрослыми, выполнять простые движения, петь песенки, сопровождать жестами и движениями попевки и маленькие стихотворения.

Подвижные игры (игры-хороводы, игры-забавы) : «вышла курочка гулять», «зайка», «у медведя во бору», «мыши и кот», «солнышко и дождик».

Развитие громкости и высоты голоса.

С малышом второго полугодия жизни можно потренировать голосовые связки, применяя в речи громкие и тихие звуки. Например, можно покричать с ликованием "ура!" или "гол!" а потом покачать куклу и шепотом пропеть слова колыбельной песенки "баю-бай!" или "а-а-а-а!"

Артикуляционная гимнастика будет уместна уже тогда, когда малыш станет интересоваться окружающим миром. Задача взрослых - показать, что можно делать с помощью органов речи. Вы можете пошлепать губами, вытянуть язык, пофыркать или поухать. Малышей постарше можно учить выдувать мыльные пузыри, задувать свечку, показывать лошадку (цокать языком, как дует ветерок, поиграть в прятки с язычком и зубками (показываем и прячем, посылать "воздушный поцелуй", облизывать "вкусное варенье" и т. Д.

Необходимо внимательно следить за речью детей, слушать, как говорит ребенок, и повторять за ним правильно, чётко проговаривая, все его слова и фразы. В результате получается разговор, не выходящий за рамки тех слов и фраз, которые произносит ребенок.

На занятиях со строительным материалом, по художественному творчеству, по физической культуре, на музыкальных занятиях, в ходе режимных моментов, во время свободных режимных моментов, во время свободных игр дети встречаются с множеством различных предметов, материалов. В разнообразной деятельности педагог постоянно разговаривает с детьми. Идёт активизация пассивного словаря.

Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь малыша развивается постоянно в быту, в игре, в общении и сопровождает его в любой деятельности, но чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости, поможет использование в педагогическом процессе игр.

Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что проделанная работа по развитию речи детей раннего возраста была успешной благодаря правильно подобранному материалу, систематической целенаправленной работе. У воспитанников пополнялся активный словарный запас, улучшился грамматический строй речи, развивались мыслительные процессы. Дети стали выражать свои эмоции посредством речи, замкнутые дети стали более общительными со сверстниками и воспитателем, стали лучше понимать других детей в группе.

В дальнейшем я планирую продолжать работу в данном направлении. Считаю целесообразным пополнить методическую копилку новыми играми, пособиями, конкретизировать материал для получения улучшенных результатов в своей работе. Планирую доработать материал для работы с родителями (разработать консультации, наглядность в уголок для родителей).

15.01.2024 16:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!