СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Современный урок это - ...»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как известно, образование в нашей стране, будучи вовлеченным в современные социально-экономические преобразования, претерпевает серьезные изменения. Так появились различные типы образовательных учреждений, есть возможность в определенных рамках менять содержание обучения, предлагается спектр учебных пособий… Но одного аспекта во всей системе образования, на мой взгляд, эти изменения существенно не коснулись. Это основная форма учебной деятельности – урок. Вернее сказать, что он претерпевает изменения, но они происходят плавно и эти изменения не кардинальны. Большинство педагогов считает, что достаточно просто искать новые эффективные методы, которые отвечали бы требованиям современного урока. Другие думают, что урок совершенно себя изжил, что необходимы другие организационные формы. Сторонники мнения о необходимости уроков как ведущей формы деятельности изучают литературу или сами занимаются разработкой требований к современному уроку, распределяют уроки по различным типологиям и т.п. Противники же уроков возлагают большие надежды на систему дистанционного обучения на основе компьютерных коммуникаций. Я думаю, что, как и в любом споре, рациональное зерно есть и том, и в другом случае. Возможно, настанет время, когда урок в его сегодняшнем виде отомрет. Но это должен быть постепенный процесс, требующего достаточно длительного временного отрезка. А что касается дистанционной формы обучения то она хоть и перспективна, заманчива, но, я считаю, нельзя заменить живое общение школьников друг с другом и учителем. Так что же все - таки такое – «современный урок»? Думаю, что каким бы он не был по форме («урок-диспут», «урок-конференция» или «урок-аукцион»); по дидактическим целям (вводный, обобщающий, комбинированный и т.д.), он должен приносить ученику радость познания, способствовать формированию мотива для творческого поиска. Любая наука, будь то математика или литература, не должна представать перед ним как плод мысли одаренных, исключительных людей, как нечто недосягаемое для его анализа и самостоятельного поиска. Для этого, на мой взгляд, современный урок должен включать в себя следующие психолого-дидактические характеристики: • создание ситуации выбора; • приоритетность индивидуальных и самостоятельных работ школьников; • повышение степени самостоятельности в учебной деятельности школьников; • развитие мотивационной сферы учащихся; • постановка и организация разрешения проблемных ситуаций; • разнообразие используемых методов и приемов деятельности; • создание ситуации успеха. Понятно, что нельзя ограничивать творчество педагога неким списком перечня компонентов современного урока. Но все же должны быть обязательные слагаемые разнообразного по форме урока, так, как известно, что однообразие и пассивность в учебной деятельности еще и очень опасны для здоровья школьников. Самое главное, по моему мнению, урок сегодня – это совместное действо ученика и учителя, он ориентирован на то, чтобы каждый ученик смог приблизиться к таинству познания, почувствовать свою сопричастность к тому, что он услышал и увидел на уроке. Ведь как сказал один восточный мудрец «Ребенок не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо разжечь».
Категория: Всем учителям
04.05.2016 13:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!