СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок иностранного языка в условиях перехода на ФГОС II поколения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как гласит китайская народная мудрость “Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю – я усваиваю” и смысл данной пословицы отражает суть системно-деятельностного подхода.

Понятие системно деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно деятельностный подход

является попыткой объединения этих подходов.

Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки.

Наиболее часто подмена понятия «деятельностный подход» учителями иностранного языка происходит на этапе объяснения новых языковых явлений. Введение, к примеру, нового правила грамматики, учитель зачастую организуют путем его объяснения, а затем выполнения большого количества грамматических упражнений для закрепления этого правила, полагая, что ученики осваивают новое явление в ходе собственной деятельности.

В системно-деятельностном подходе меняются статусы учителя и ученика. Следовательно, меняется и структура урока. Он не может оставаться прежним. Главенствующее положение занимает «проблемно-диалогический урок» - это урок, на котором обязательно выявляется самими детьми проблема, осуществляется поиск пути решения этой проблемы на основе уже имеющихся знаний и разных источников информации.

Например, при изучении грамматики (времени (Present Perfect), я стараюсь сначала дать учащимся текст c выделенными глаголами в данном времени. И на основе данного текста ученики формулируют самостоятельно правило.

Критерии:

1.Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2.Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие

3.Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, 4.Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5.Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6.На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки

7.Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8.Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9.Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10.Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11.Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12.На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель

–ученик»

Реализация перечисленных принципов является необходимым условием эффективности урока, то есть достижения желаемых результатов.

Виды работы на уроке при системно- деятельностном подходе:

Как показывает опыт, для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся удачно применение нетрадиционных форм проведения занятий.

  • Уроки – игра
  • Уроки - сказки, уроки – путешествия
  • Уроки – состязания (викторины)
  • Урок - суд, урок - аукцион, урок - биржа знаний
  • Интернет – урок
  • Урок – экскурсия
  • урок-спектакль
  • урок-праздник
  • Урок – интервью
  • Урок-эссе
  • Интегрированный урок
  • Урок-мюзикл
  • Видеоурок
  • Метод проектов

Таким образом, названные формы занятий и методы обучения поддерживают интерес учащихся к предмету, повышают мотивацию к учению, способствуют развитию социокультурной компетенции учащихся. У школьников возникает практическая потребность в применении иностранного языка в своей жизни таким образом, чтобы владение языком считалось не чем-то выдающимся, а совершенно естественным для всех выпускников вне зависимости от того, чем они планируют заняться в будущем.

Если мы проведём сравнительный анализ деятельности учителя и ученика на традиционном уроке и на уроке, организованном на основе системно-деятельностного подхода, то явно увидим, что раньше возможностью активной деятельности обладал только учитель, теперь же активные позиции занимают именно обучающиеся.

Очень часто мои ученики выступают в роли учителя. Они объясняют непонятный материал ученикам, задают вопросы, корректируют ответы одноклассников. И в конце урока выставляют отметку ученикам, комментируя ее. Я же здесь являюсь лишь координатором деятельности детей.

Т.е. на уроке ребёнок должен заниматься не просто репродуктивной деятельностью, он должен думать, рассуждать, пытаясь найти ответ на вопрос, доказывать свою точку зрения.

Например, при проверке домашнего задания мне важно знать усвоил ли ученик нужную инфо. Для этого я начинаю вводить его в заблуждение. Задача ученика- доказать свою правоту через конкретные знания.

Например, Вставьте нужное время:

I…just (have finished/ finished) my homework.

Деятельностный подход ориентирован не столько на усвоение знаний, сколько на формирование навыков и умений, развитие творческой деятельности обучаемых. Одним из эффективных приёмов обучения говорению являются различные формы драматизации, включая импровизации и ролевые игры.

Для того, чтобы лучше понять и прочувствовать системно- деятельностный подход, вашему вниманию я предлагаю игру, как одну из его форм организации учебного процесса. Материал был взят из работы Надежды Егоровны Щурковой «Собрание пестрых дел». Мне нужны след. действующие лица : ночь, ветер, деревья, цыган-вор, конюшня, конь, жердочка, воробей, пес, хозяйка, муж, занавес.

«Наступила ночь. Завывает Ветер. Раскачиваются Деревья. Между ними пробирается Цыган-вор, он ищет конюшню, где спит Конь… Вот и конюшня. Спит Конь, ему что-то снится, он слегка перебирает копытами и тоненько ржет. Недалеко от него пристроился на жердочке Воробей, он дремлет, иногда открывая то один, то другой глаз. На улице на привязи спит Пес… Деревья шумят, из-за шума не слышно, как Цыган-вор пробирается в конюшню. Вот он хватает Коня за уздечку… Воробей зачирикал тревожно… Пес отчаянно залаял… Цыган уводит коня. Пес заливается лаем. Выбежала из дома Хозяйка, заохала, закричала. Она зовет мужа. Выскочил с ружьем в руках Хозяин… Цыган убегает. Хозяин ведет Коня в стойло. Пес прыгает от радости. Воробей летает вокруг. Деревья шумят, и Ветер продолжает завывать… Хозяин гладит Коня, бросает ему сена. Хозяин зовет Хозяйку в дом. Все успокаивается. Спит Пес. Дремлет Воробей на своем прежнем месте. Стоя засыпает Конь, он изредка вздрагивает и тихо ржет… Занавес!»

Эта игра- одна из форм системно- деятельностного подхода. Через нее легко регулируются все аспекты языка: усваивается лексика, отрабатывается грамматика, фонетика. И ученики выступают активными деятелями обучающего процесса. Все это повышает мотивацию изучения ия не только на начальном этапе, но и в среднем звене.

15.07.2015 15:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!