СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные образовательные технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Диалог как один из приемов личностно-ориентированного обучения на уроках литературы"

 

Трудностей в изучении литературы в старших классах немало: уменьшение количества часов, отсутствие текстов, загруженность учащихся. Но главная трудность в том, что мы потеряли Читателя, человека, который увлеченно и сочувственно читает, а не «проходит» литературное произведение. Личностно-ориентированное обучение и призвано вернуть Читателя. Оно требует тесного взаимодействия учителя и ученика с целью содействия ему в создании своей личности, в определении своего отношения к миру и к людям, в подготовке к вступлению в жизнь. А это возможно лишь при наличии отношений сотрудничества.

Один из приемов личностно-ориентированного обучения - диалог. Принципы личностного подхода могут быть реализованы только в ситуации общения, совместной деятельности учителя и ученика. Роль учителя при этом– это роль старшего, знающего и мудрого собеседника в открытом, заинтересованном диалоге.

Под диалогом понимается не способ вербального общения, а особым образом организованная коммуникативная среда. Диалог – форма взаимной деятельности учителя и учащихся с учетом их индивидуальностей, своеобразия воззрений и отношений с миром. Как строить общение с учащимися на диалогических началах? Диалог требует равенства позиций участников, уважения и доверия друг к другу, готовности понимать позицию другого, особенной эмоциональной атмосферы, способствующей искренности в выражении мыслей и чувств. Общение в режиме диалога на уроках литературы трудно учителю, но еще труднее детям. Они не привыкли к нему на других уроках и в общении со взрослыми. Диалог требует от учителя и ученика обязательной предварительной подготовки.

Диалогическая форма общения предполагает новые подходы к планированию и проведению урока или ряда уроков по теме. Приблизительно треть учебного времени, отведенного на ее изучение, занимает информативная часть. Здесь закладывается фундамент дальнейшей деятельности: приобретаются знания. Виды работы традиционны: лекции учителя, рефераты, доклады учеников, самостоятельное изучение и т.п.

При подготовке лекции важно выделить узловые вопросы темы, поставить проблемные вопросы, на которые надо будет впоследствии найти ответы: учесть знания, интересы, склонности конкретных учащихся, побуждая их к более глубокому изучению или самостоятельному исследованию. Учитель решает двуединую задачу: дает знания и одновременно «проектирует» ситуации, требующие не только знаний, но и нравственного отклика, личностной оценки. То есть идет подготовка к диалогу, заинтересованному и вдумчивому обсуждению литературного произведения. Что же необходимо для самого диалога?

 

Девять принципов, без которых диалог невозможен:

 

Произведение должно быть обязательно прочитано, а не просмотрено или, «принято к ознакомлению» в кратком изложении. Можно любить или не любить того или иного автора, но знать обязательно. Поэтому на первом этапе обязательно проводится проверка знания текста: тесты, литературный диктант, игры на знание текста и т.п.

Надо учитывать, что старшеклассник – еще не сформировавшийся читатель, следовательно, ему нужны помощники. В литературе таковыми являются критики. Поэтому необходимо вдумчивое изучение критических статей.

Например, изучая произведения 19 века, нельзя исключить из обсуждения литературно-критические статьи Гончарова, Белинского, Добролюбова, Писарева, Антоновича. Ученик может соглашаться или не соглашаться с их оценкой, но знать разные точки зрения должен. Поэтому конспектируем и обсуждаем.

Нельзя сбрасывать со счетов и личность учителя, его характер и воспитанность. Мы не можем, участвуя в диалоге, быть диктаторами.

Ученик имеет право на собственное мнение, даже если оно расходится с учительским. Нельзя унижать ученика, говоря: «Это глупо»,- он должен уметь, не боясь, высказать свою точку зрения.

При этом учитель не может позволить себе не быть личностью. Мы должны иметь свою точку зрения и уметь тактично ее отстаивать. Аморфность учителя не дает ученикам возможности научиться диалогу.

Старшеклассники в диалоге должны уметь не только высказать свою мысль, но и доказать ее. Если мы сведем все обучение только к диалогу, то уничтожим понятие монологической речи. Поэтому к диалогу можно и нужно готовиться дома.

Варианты домашних заданий:

  • cоставить цитатный план или подобрать цитаты по заданной теме
  • подготовить 5-10 минутное выступление по данной теме
  • подготовить сообщение по теме
  • ответить на предложенные вопросы в форме рассуждения

Обычно учитель ставит вопросы, ученики должны на них отвечать. Личностно-ориентированное обучение предполагает умение учащихся задавать вопросы. Поэтому формой домашнего задания может быть подготовка вопросов для одноклассников по теме.

Важным принципом организации диалога является культура общения. Для того чтобы диалог не перерос в ссору, нужно учить ребят тактичности при обсуждении. Для этого все должны усвоить закон диалога: отстаивая свою точку зрения, не оскорбляй окружающих.

Актуальность. Для воспитания интереса учащихся к классической литературе нужно уметь доказать ее современность, необходимость для нашего времени. Литература – учебник жизни. Это тезис 19 века, который в наше время многими оспаривается. Нужно учить видеть общечеловеческие вопросы, ибо только они являются вневременными.

Приведу пример. Задания в 11 классе невозможно давать сразу же на следующий урок – не успевают готовиться. Поэтому заранее даю задание: прочитать роман-антиутопию Е. Замятина «Мы». За несколько дней до обсуждения прочитанного начинают подходить возмущенные «читатели», которым показалось, что мы впустую тратим время. Поэтому, планируя урок, оставляю диалог на конец занятия. Объясняю, что такое антиутопия, рассказываю о людях-номерах, о системе государственной машины. Смеются, не особо задумываясь. А беседу начинаю с вопроса: « Это вы номер такой-то. Как вы себя почувствуете?» И только после этого, задетые за живое, ученики говорят о том, что поняли в произведении, почему оно актуально.

Атмосфера сотрудничества. Местоимение «мы» в диалоге помогает участникам больше, чем местоимение «я». «Мы прочитаем, мы обсудим» Атмосфера сотрудничества помогает развитию интереса к литературе. Л. Н. Толстой, например, считал, что основной признак искусства – заразительность. А этому тоже нужно учиться вместе.

Эмоциональность. С кого ее прежде всего спрашивать? С себя. Поверхностное, механическое чтение не приносит пользы душе ученика. Читать читает, а внутри у него ничего не происходит. Подлинное приобщение к литературе связано с катарсисом. Учителя –те же актеры, и в нашем «репертуаре» обязательно должны быть уроки, которые хоть у одного - двух учеников вызовут слезы. Даже если это была лекция учителя , эмоциональный отклик ученика – это тоже личностное ориентирование, пробуждение чувств. (Разве могут быть иными уроки по «Гранатовому браслету» Куприна или уроки , на которых обсуждаются произведения о Великой Отечественной войне)

Как строится диалог на личностно-ориентированном уроке? Формы и виды работы могут быть разными. Часто используется работа в группах, так как ученики при этом активнее делятся мыслями. Это не устраняет из диалога личность, а помогает каждому участнику диалога чувствовать себя увереннее. Группы могут создаваться как на добровольной основе, так и по заданию учителя.

Например, приступая к изучению поэмы А. Ахматовой «Реквием», делю класс на творческие группы: есть исследователи, биографы, музыканты, историки. Есть те, кто работает только с текстом поэмы, отыскивая в ней черты времени, перекличку с Библией, биографические данные. При организации урока учитываю работу всех творческих групп. Здесь использован принцип «индивидуальных вкладов» в организацию совместной деятельности, так как эффективность работы и взаимоотношения в процессе деятельности предопределены индивидуальными особенностями участников групп.

Подытоживая изучение темы «Серебряный век русской поэзии», учитывая склонности ребят, также провожу работу в группах. Участники их выбирают то направление поэзии начала века, которое им больше по вкусу. Они должны доказать, что «символисты», «акмеисты» или «футуристы» внесли весомый вклад в развитие литературы. Особенность данной совместной деятельности состоит в том, что учащиеся принимают какую-то точку зрения, стараются понять чужую позицию, выступить в определенной роли, оппонировать и убеждать. Работа эта сложная и требует от каждого участника группы большой предварительной подготовки.

Урок - семинар «Литература подвига», посвященный произведениям о Великой Отечественной войне, также проводился в форме групповой работы. Но здесь уже учащимся был дан список рекомендованной литературы и вопросы для обсуждения. Члены группы сами выбирали объем , время, последовательность выступления всех участников группы перед классом.

Разнообразные виды работы в группах, различные формы организации совместной деятельности побуждают ребят менять состав групп и учиться сотрудничать с разными людьми. Эффективность такой работы очень высока. Приведу данные американских ученых: они подсчитали, что уровень усвоения материала при работе в группах составляет 50 %, тогда как во время лекций – только 5 %. Но главное не только в уровне знаний, а и в том, что в ситуации делового общения и сотрудничества происходит самораскрытие и саморазвитие личности.

При организации диалога необходимо учитывать еще одно: оценка практически отсутствует. Она нарушает принцип равенства, заставляет ученика бояться неверного ответа или работать за оценку, при этом, проявляя неискренность, высказывать общепринятое «правильное мнение». Как же быть, ведь оценивание все же необходимо? Во-первых, оцениваются результаты обучения (форма может быть и тестовой, и в виде заполнения различных таблиц и т.п.), качество знаний ученика по сравнению с его предыдущими результатами, его продвижение, «личностный рост», а не какая-то общая цена ответов и сочинений. Во-вторых, оценка может быть исправлена на лучшую, если достигнуты более высокие результаты. Формы и виды контроля ученик может выбирать. Конечно, не писать сочинение он не имеет права, здесь учащиеся свободны только в выборе темы. Но вот не отвечать на семинаре он может, только в этом случае ему предстоит дополнительная письменная работа по теме семинара.

Всегда, на любом этапе учебной деятельности, учащиеся должны иметь определенную свободу выбора. Практически на каждом уроке даются варианты домашних заданий, различающиеся по уровню сложности, степени самостоятельности и творчества.

Значение личностно-ориентированного подхода к урокам литературы трудно переоценить. Воспитывая читателя, мы показываем роль и место личности в мире, способствуем тому, чтобы литература была для наших детей и искусством слова, и учебником жизни, чтобы каждый находил в ней созвучное именно его душе, формирующее именно его личность.

 

Категория: Литература
16.01.2015 18:22


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!