СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специфика преподавания истории в условиях реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждому преподавателю не терпится, чтобы в его уроках царила атмосфера творчества, для того чтобы учащиеся проявляли живость воображения, фантазию, имели возможность соотносить, опираться на проницательность, конструировать ассоциативные взаимосвязи, думать над проблемными ситуациями, также представлять выходи и с их помощью защищать и отстаиватьсобственное мнение. Обычно благополучность преподавания измерялась только числом освоенного учащимся учебного материала. Современного ученика весьма сложно мотивировать к познавательной деятельности в обстоятельствах широкого прогрессивного информативного пространства. На сегодняшний день мы не можем ограничивать себя методами и способами, побуждающими ученика к механическому восприятию багажа знаний. Современная жизнь требует мышления довольно высокого уровня, способности приспособится в широком диапазоне общественных и интеллектуальных ситуаций. Это, в свою очередь, требует от педагога поиска, введения в практику новых, ранее не известных образовательных технологий.

В системе прогрессивногосовременного образования курс истории и обществознания играет особую роль. Изучение истории и обществознания– результативный инструмент социализации личности, интеллектуального становление ребенка как взрослого, самодостаточного человека, самовыражения, эмоционального, психологического и нравственного формирования личности.

Педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях характеризуется плавным переходом к работе по федеральным образовательным стандартам, которые выдвигают всё новые требования к современной системе обучения. В соответствии с данными требованиями в образовательное учреждение должен прийти педагог с новым мышлением, который будет способен реализовывать задачи, выдвинутые ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартом).

Новые условия и требования к образовательным результатам задают определенные новые целевые ориентиры. Для достижения этих результатов требуется новый современный педагогический инструментарий. Сделать это старыми способами учителю уже невозможно. Педагогам нужно не только изменить элементы педагогической системы, но и пересмотреть всю существующую систему своей деятельности, обучиться проектировать урок в следующей логике учебной деятельности: ситуация - постановка проблемы – задача – конечный результат. Для решения этого вопроса необходимо применять, например, метод проектов, который позволит творчески применить изученный материал, превратить уроки истории и обществознания в дискуссию, эксперимент, анализ.

Основой стандарта считается системно-деятельностный подход в обучении, который ставит перед необходимостью пересмотреть методы и способы взаимодействия с учащимся в познавательном процессе. В этом случае, цель обучения не передача определенной суммы знаний, а формирование условий для предельного развития индивидуальности ребенка, его различных способностей, склонностей, интересов. Суть образования в связи с этим базируется на основе выделения компетенций, какие необходимы каждому человеку. Соответственно определяются проблемы, которые ученик обязан научиться решать, и используемый учебный материал группируется вокруг конкретных проблем. Соответственно происходят изменения и в роли учителя – он превращается в организатора деятельности ученика. Ученик теперь не просто сидит, слушает и успешно воспроизводит полученную им информацию на уроке, а становится действующим активным соучастником по приобретению этой информации. Концепцией современного ФГОС фиксированного содержания образования не предусмотрено, теперь ученик формирует его фактически полностью сам в процессе учения, и учитель должен идти только от потребностей ученика в той или иной информации. Учитель обязан строить урок так, чтобы научить школьника решать проблемы.

Для реализации этих задач на уроках истории необходимо представлять ситуации в форме диалога, позволяющих выделить одну или несколько проблем по предъявленной тематике. Также можно использовать работу в группах с поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих ту или иную гипотезу, выдвинутую на уроке.

В условиях введения ФГОС современный урок на сегодняшний день должен иметь следующие черты:

– урок должен быть не только проблемным, но и развивающим;

– учитель организует поисковые и проблемные ситуации, активизирует деятельность обучающихся;

– вывод ученики делают самостоятельно;

– максимум творчества и как можно меньше репродукции;

– сбережение времени и здоровьесберегающие технологии;

– в центре внимания урока не сам предмет, а дети;

– учет уровня и возможностей обучающихся, в котором обязательно учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учеников, настроение детей;

– демонстрация методического искусства учителя;

– обязательное планирование обратной связи;

– урок должен быть позитивным и добрым.

Новое восприятие образовательных результатов определяет необходимость обновления традиционной оценочной деятельности учителя истории и обществознания.

Основа для достижения личностных и метапредметных результатов является так же организация внеурочной деятельности. За счет внеурочной работы расширяется пространство взаимодействия всех участников образовательного процесса, возникает возможность для организации поисковой и проектной работы. Внеурочная деятельность дает широкий спектр для овладения обучающимся другими, не учебными видами деятельности, которые призваны научить его решать возникающие проблемы, развивать свои индивидуальные способности и возможности. Для максимальной результативности в изучении истории и обществознания в качестве внеурочной деятельности необходимо использовать творческие, ролевые игры, квест-игры, информационные и практико-ориентированные проекты.

Стремительные изменения в обществе требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача учителя истории и обществознания – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Основные типы универсальных учебных действий направлены в стандарте в виде определённых требований к конечным результатам освоения учащимися основной образовательной программы общего образования: личностным, предметным, метапредметным.

18.08.2020 06:47


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!