СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Современное информационное общество требует от нас подготовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно меняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Одно из основных положений Концепции ФГОС – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения учебных программ.
Стандарт четко устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. По нему личностные УУД включают в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Рассмотрим приёмы, которые помогают формировать конкретные личностные компетенции.
Во-первых личностные УУД формируются через систему историко-обществоведческих понятий и заданий, обеспечивающих формирование целостной и разносторонней исторической картины мира.
• Определять по датам век, этапы, место события и т.д.
• Разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать.
• Группировать (не по хронологии).
• Сравнивать.
С помощью этих заданий происходит формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Через оценочно-толерантные задания, содержащие описание противоречивых исторических явлений с позиций разных действующих сторон, формируется осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Задания, направленные на умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей. Эти задания способствуют освоению социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
Через задания, направленные на нравственное самоопределение с опорой на общечеловеческие ценности при оценке противоречивых исторических явлений. Результат выполнения таких заданий - это развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Надо сказать, что учебно-методический комплекс также является подспорьем в процессе формирование личностных УУД.
Через введения к учебникам и разделам, где мы описываем связь целей изучения истории с жизнью и через жизненные задачи, завершающие каждый раздел мы формируем ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования.
Через коммуникативную направленность формулировок большинства заданий, обеспечивающих проблемный диалог, открытие нового знания мы формируем коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Через насыщенность материала учебников историческими сюжетами, связывающими глобальные общественные процессы и микроисторию отдельных семей, их судьбы и поступки на фоне крупных событий или явлений помогают осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принять ценности семейной жизни, уважительно и заботливо относится к членам своей семьи.
Для формирования личностных универсальных учебных действий также можно предложить следующие виды общих индивидуальных заданий, такие как участие в проектах, творческие задания, где обучающийся сам осуществляет выбор интересной для него темы и реализует себя, формируя тем самым несколько личностных компетенций.
Важно отметить, что без применения ИКТ формирование универсальных учебных действий в том виде, который предполагает ФГОС, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной школе.
Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом особо выделяется сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.
Цифровая компетентность состоит в том, чтобы дать цифровому гражданину возможность грамотно и безопасно использовать возможности ИКТ-ресурсов, а также отстаивать свою индивидуальность в интернете, осознанно формировать свою идентичность, свои ценности и убеждения, конструируя в диалоге с другими людьми новую культуру цифрового мира.
ФГОС построен так, что основная задача педагога мотивировать и научить учащихся грамотно использовать все возможные ресурсы для достижения целей
Мы с вами хорошо понимаем, что те качества, которые прописаны в стандарте, формируются не только через задания по предмету, но и через непосредственное общение учителя и обучающегося.
© 2021, Рогова Надежда Владимировна 278