СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Статья на тему: «Роль школы в формировании здорового образа жизни»
Подготовил: учитель ОБЖ МКОУ Чесменская СОШ Бобровского муниципального района
Воронежской области Самодуров Н.И.
Формирование у учащихся бережного отношения к своему здоровью многогранный процесс. Понятие здоровья, причин старения, основы здорового образа жизни, все эти и другие понятия широко даются в рамках школьной образовательной программы прежде всего на уроках ОБЖ и физической культуры , пропагандируются, навязываются учащимся на всех уроках в рамках применения здоровьесберегающих технологий на уроках и внеклассных мероприятиях. Педагоги добросовестно, в рамках собственной компетенции выполняют поставленные перед ними задачи, которые как правило сформулированы в Образовательных программах школы и Концепциях воспитательной работы . Учащиеся получают огромный поток информации с которой чаще всего молчаливо соглашаются, попробуй поспорь с учителями, которые к тому же основательно аргументируют опираясь на научные труды . Но зачастую сопротивляясь, ведь особенно в подростковом возрасте у детей остро развито чувство самовыражения. То, что навязывается-отторгается. И здесь на первый план выходит как и по любому другому аспекту современной жизни не получение информации, её чрезмерно много ребёнок получает из современных средств информирования, а её «фильтрация» и применение. Из опыта работы в должности учителя физической культуры всегда считал, что главным моим достижением является не количество пятёрок в классах, подготовленных разрядников, а количество выпускников в которых за период учёбы в школе сформировалась потребность посещать спортивные залы, ходить в походы, вообщем вести здоровый образ жизни. Суметь убедить детей в том, что им это нужно, воспитать потребность вести здоровый образ жизни, вот главная задача современного педагога, современной школы. Задача сложная, ведь в детском возрасте мало кто задумывается над тем, что здоровье нужно беречь смолоду.
То, что в основе здорового образа жизни лежит сознание подтверждают высказывания философов, которые широко освещены в книге А.С.Фетисова «Здоровьесберегающая образовательная среда школы: история и современное состояние» издательство НПП «АИСТ» г.Воронеж 2013 год. Вот выдержки из книги: известный философ Античности Платон описывает здоровый образ жизни и «здоровое состояние души» в окружающем мире выделяя несколько добродетелей: это состояние души как умеренность, которая характеризуется уравновешенностью, гармоничным развитием телесной красоты и душевной доброты. Как мы видим, в основу здорового образа жизни включено понятие доброты, ибо добро порождает добро, а зло порождает зло. В эпоху Средневековья Фома Активинский заложил основы самодвижения душевных сил человека к его личному развитию. Как видим со времён Античности на первое место выдвигались утверждения о душевном здоровье как залоге здоровья физического. В современном мире всё чаще в понятие здоровья включены неразрывно здоровье физическое и духовное. Создавать благоприятную здоровьесбергающую среду, вот основная задача современной школы. В концепции ФГОС чётко сформулированы поставленные задачи, в числе которых формирование здорового образа жизни. В обеспечении школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков сохранения здоровья, применение этих знаний в повседневной жизни.
Формировать мировоззрение у учащихся можно конечно основываясь на философском восприятии мира, однако не все взрослые способны глубоко и правильно воспринимать философию жизни, ведь как известно философия, наука не имеющая чётких контуров, как впрочем и психика человека.
Итак для выполнения концепции ФГОС в отношении здоровьесбережения необходимо в Программы развития школы заложить основные разделы без которых выполнение данных задач невозможно, если конечно снова не рассчитывать на русское авось и традиции народных сказок, то есть чудо:
- создание комфортных условий (поколение постарше гордится тем, что гоняли мяч на пустырях, не имея комфортных условий для занятий физической культурой и спортом тем не менее занимались), для современного подрастающего поколения важным аспектом является престижность, а значит условия для учащихся должны отвечать современным требованиям;
- компетентность педагогов, которая формируется конечно же путём самообразования, как стихийного, не предсказуемого движения. С целью повышения компетенции педагогов должна создана система переподготовки. Но здесь на первый план должна выходить компетентность организаторов переподготовки.
А если коротко сказать о состояние здоровья учащихся нашей школы, то по результатам мониторинга оно наверное мало отличаются от исследований проводимых в более широком диапазоне. На первом месте традиционно стоят заболевания органов зрения, опорно-двигательного аппарата, инфекционные заболевания. Итак отрываясь от философии переходим к практике. Выявляем заболевания, находим причины, начинаем над ними работать. Основной задачей учителя кропотливо, из урок в урок выполнять всем известные требования; следить за освещением в классе, гигиеническим состоянием класса, осанкой учащихся, рассадкой учащихся в зависимости от антропометрических данных и состояния зрения, чередовать виды деятельности, проводить физкультминутки освежая в памяти старые здоровьесберегающие технологии, изучая новые. Современный педагог, это личность постоянно находящаяся в целенаправленном движении
Источники:
А.С.Фетисов «Здоровьесберегающая образовательная среда школы: история и современное состояние» издательство НПП «АИСТ» г.Воронеж 2013 год.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.: «ВАКО»,2004. – 296 с.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1 – 4 классы. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАК
© 2015, Самодуров Николай Иванович 2454