СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Роль школы в формировании здорового образаь жизни учащихся".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему: «Роль школы в формировании здорового образа жизни»

                                                    Подготовил: учитель ОБЖ МКОУ Чесменская СОШ                  Бобровского муниципального района

Воронежской области Самодуров Н.И.

 

Формирование у учащихся бережного отношения к своему здоровью многогранный процесс. Понятие здоровья, причин старения, основы здорового образа жизни, все эти и другие понятия широко  даются в рамках школьной образовательной программы прежде всего на уроках ОБЖ и физической культуры , пропагандируются, навязываются учащимся на всех уроках в рамках применения здоровьесберегающих технологий на уроках и внеклассных мероприятиях. Педагоги  добросовестно, в рамках собственной компетенции выполняют поставленные перед ними задачи, которые как правило сформулированы  в Образовательных программах школы и Концепциях воспитательной работы . Учащиеся получают огромный  поток информации с которой чаще всего молчаливо соглашаются, попробуй поспорь с учителями, которые к тому же основательно аргументируют опираясь на научные труды . Но зачастую  сопротивляясь, ведь особенно в подростковом возрасте  у детей остро развито  чувство самовыражения. То, что навязывается-отторгается. И здесь на первый план выходит как и по любому другому аспекту современной жизни не получение информации, её чрезмерно много ребёнок получает из современных средств информирования, а её «фильтрация»  и применение. Из опыта работы в должности учителя физической культуры  всегда считал, что главным моим достижением является не количество пятёрок в классах, подготовленных разрядников, а количество выпускников в которых  за период учёбы в школе сформировалась потребность посещать спортивные залы, ходить в походы, вообщем вести здоровый образ жизни. Суметь убедить детей в том, что им это нужно, воспитать потребность вести здоровый образ жизни, вот главная задача современного педагога, современной школы. Задача сложная, ведь в детском возрасте мало кто задумывается над тем, что здоровье нужно беречь смолоду.

То, что в основе здорового образа жизни лежит сознание подтверждают высказывания философов, которые широко освещены в книге А.С.Фетисова «Здоровьесберегающая образовательная среда школы: история и современное состояние» издательство НПП «АИСТ» г.Воронеж  2013 год. Вот выдержки из книги: известный философ Античности Платон описывает здоровый образ жизни и «здоровое состояние души» в окружающем мире выделяя несколько добродетелей: это состояние души как умеренность, которая характеризуется уравновешенностью, гармоничным развитием телесной красоты и душевной доброты. Как мы видим, в основу здорового образа жизни включено понятие доброты, ибо добро порождает добро, а зло порождает зло. В эпоху Средневековья Фома Активинский заложил основы самодвижения душевных сил человека к его личному развитию. Как видим со времён Античности на первое место выдвигались утверждения о душевном здоровье как залоге здоровья физического. В современном мире всё чаще в понятие здоровья включены неразрывно здоровье физическое и духовное. Создавать благоприятную здоровьесбергающую среду, вот основная задача  современной школы. В концепции ФГОС чётко сформулированы поставленные задачи, в числе которых формирование здорового образа жизни. В обеспечении школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков сохранения здоровья, применение этих знаний в повседневной жизни.

 Формировать мировоззрение у учащихся можно конечно основываясь на философском восприятии мира, однако не все взрослые способны глубоко и правильно воспринимать философию жизни, ведь как известно философия, наука не имеющая чётких контуров, как впрочем и психика человека.

Итак для выполнения концепции ФГОС в отношении здоровьесбережения необходимо в Программы развития школы заложить основные разделы без которых выполнение данных задач невозможно, если конечно снова не рассчитывать на русское авось и традиции народных сказок, то есть чудо:

- создание комфортных условий  (поколение постарше гордится тем, что  гоняли мяч на пустырях, не имея комфортных условий для занятий физической культурой и спортом  тем не менее занимались), для современного подрастающего поколения важным аспектом является престижность, а значит условия для учащихся должны отвечать современным требованиям;

- компетентность педагогов, которая формируется конечно же путём самообразования, как стихийного, не предсказуемого движения. С целью повышения компетенции педагогов должна создана система переподготовки. Но здесь на первый план должна выходить компетентность организаторов переподготовки.

 А если коротко сказать о состояние здоровья учащихся нашей школы, то по  результатам мониторинга оно наверное мало отличаются от исследований проводимых в более широком диапазоне. На первом месте традиционно стоят заболевания органов зрения, опорно-двигательного аппарата, инфекционные заболевания. Итак отрываясь от философии переходим к  практике. Выявляем заболевания, находим причины, начинаем над ними работать. Основной задачей учителя кропотливо, из урок в урок выполнять всем известные требования; следить за освещением в классе, гигиеническим состоянием класса, осанкой учащихся, рассадкой учащихся в зависимости от антропометрических данных и состояния зрения, чередовать  виды деятельности, проводить физкультминутки  освежая в памяти старые здоровьесберегающие технологии, изучая новые. Современный педагог, это личность постоянно находящаяся в целенаправленном движении

Источники:

А.С.Фетисов «Здоровьесберегающая образовательная среда школы: история и современное состояние» издательство НПП «АИСТ» г.Воронеж  2013 год.        

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.: «ВАКО»,2004. – 296 с.

 Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1 – 4 классы. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАК

 

Категория: ОБЖ
09.01.2015 13:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!