СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Театрализовано-музыкальное представление – как одна из форм организации экологической работы в школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Театрализовано-музыкальное представление –

как одна из форм

организации экологической работы в школе

Н.Л. Мартюшева,

г. Прокопьевск, Кемеровская обл.

С момента появления человека познание природы было одним из необходимых условий его выживания. Человечество постепенно накапливало экологические знания. Велико значение экологических знаний в практической деятельности человека. Каждый день мы пьем молоко коров, едим хлеб, испеченный из ржаной или пшеничной муки, заквашенный на дрожжах, одеваемся в одежду из хлопка или шерсти. Экологические знания применяются в сельском хозяйстве, здравоохранении, пищевой и легкой промышленности – практически во всех отраслях хозяйства.

Главная задача экологической работы со школьниками – воспитание экологически культурной личности. Общение с природой воспитывает в человеке лучшие нравственные качества. Формирование нравственного отношения к природе связано в первую очередь с воспитанием у подрастающего поколения любви к своей «малой родине» - дому, в котором родился и сделал первые шаги, городу, школе.

В конкретных действиях и поступках ребенка проявляется мера гражданской ответственности, любовь к природе, понимание ее роли в жизни общества и человека. Во время практической деятельности формируются представления, которыми затем человек руководствуется всю жизнь. Этого результата можно достичь только в единой системе экологического воспитания и образования. Практика показывает, что только знания не могут стать основой устойчивого развития общества. Необходимо научить детей чувствовать красоту природы и боль при виде её гибели. Знания, которые не прошли через эмоции, чувства, не перейдут в навыки, не станут нормой поведения, частью мировоззрения, сознанием.

Экологическая информация тяжела, и если использовать для ее подачи лекционную форму, она часто порождает чувство тоски, вызывает стресс и желание «заткнуть уши» - не читать, не слушать, не знать о том. Однако обучить школьника такой информации только на уроках невозможно. Необходимы другие формы и методы работы: занятия в кружке, экскурсии в природу, работа в лаборатории и внеклассные мероприятия, так называемые «интерактивные формы образования»: дискуссии, диспуты, экологические вечера, беседы, ролевые игры, спектакли, которые действуют зрелищно, захватывающе и являются выразительными и современными. Проблем с материалом для экологического представления нет - черпай из газет, телевидения. Они лезут в глаза, эти проблемы: горы мусора, дымовая завеса из выхлопных газов, разливы нефти с попаданием в моря и океаны, деятельность атомных электростанций и другие проблемы. Из-за бесконечной эксплуатации этих тем многие из них потеряли остроту и актуальность, их не использует лишь только ленивый. Поэтому немаловажно выбрать форму подачи материала. Особенно важно продумать оригинальное начало спектакля, способное сразу привлечь внимание публики. Чаще всего это музыка или песня. Но не менее важна хорошая концовка. Это может быть также песня, танец, пантомима. И одной, по-моему, мнению, из удачных форм является театрализовано-музыкальное представление.

Театрализовано-музыкальное представление на экологические темы сразу невольно становится «слугой двух господ» - экологии и представления. Что важнее: освещать сложные экологические вопросы; рассказывать со сцены кто и как губит леса и реки; призывать публику спасать природу или - чёткая дикция; выразительная пластика; красочные декорации? Театрализовано-музыкальные представление является своеобразным проводником в мир экологии, позволяет учащимся по-другому взглянуть на мир вокруг них. Театрализовано-музыкальные представления помогают развивать такие элементы экологической культуры как:

– экологические чувства (сочувствие, сопереживание, чувство гражданственности);

– экологическое сознание;

– отношение к природе как к ценности.

Театрализовано-музыкальные представления мы проводим в рамках Дня экологических знаний. При подготовке Дня экологических знаний привлекаются не только учащиеся, но и учителя: кто-то отвечает за оформление, музыкальное сопровождение, приглашение гостей, выпуск листовок и т.д. Это объединяет учительский, родительский и ученический коллективы, делает работу учащихся как личностно, так и общественно значимой, способствует укреплению связей школы с родительской общественностью. Именно личное участие и привлекает детей к подготовке праздника: они любят писать сценарии, исполнять разные роли, играть, готовить костюмы, создавать образы. Дети развивают в себе коммуникативные возможности, а также навыки групповой творческой работы. Детям даётся полная творческая свобода, но учителя делают правки только содержательного характера. Участвуя в коллективной работе, ребенок видит конечный результат и почувствует важность своего вклада.

Результат общих усилий – готовое представление, праздник или спектакль, концентрируют в себе все удачи, неудачи, усилия, старания, открытия, слезы, смех, ночные бдения над декорациями и афишами, неформальное общение с другими детьми, взрослыми, в том числе с педагогами. Время представления – это время «сгущения мира», его уплотнения до размеров прожитой жизни, время замершего дыхания и самой высокой точки переживания за себя и самое главное – за других, знакомых и незнакомых, пришедших увидеть наших учеников в свете софитов.

Литература

  1. Борзова, З.В., Дагаев, А.М. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 400с. –
  2. Гирусов Э.В., Мамедов Н.М. Экологическая культура. // Культура: Теории и проблемы. – М.: 1995.
  3. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
  4. Литвинова, Л.С., Жиренко, О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5 – 11 классы. – М.: 5 за знания, 2005. – 208 с. –
  5. Савицкая, Л.В. Развитие творческих способностей детей средствами музыкально – театрального искусства: Пособие для педагогов учреждений образования и музыкальных руководителей / Авт.-сост. Л.В.Савицкая. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004. – 113 [3] с. –
  6. Чечетин, А.И. Искусство театрализованных представлений. – М.: Советская Россия, 1988
Категория: Всем учителям
11.11.2017 21:11


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!