СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Знание и творчество в профессиональной деятельности педагога"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация. В статье, на основе изучения научной литературы рассматривается проблема реализации творческого потенциала педагога профессионального обучения. Выявлены задачи, стоящие на современном этапе профессионального образования. Раскрыта сущность и составные компоненты педагогического творчества. Оценивая педагогического творчества, были определены аспекты творческой деятельности педагога в сфере профессионального образования. Установлено, что формирование творческой личности основано на комплексном подходе, основанном факторах формирования мотивации, развития интеллектуальных способностей, стимулировании исследовательской творческой деятельности личности. Выделены наиболее эффективные условия формирования продуктивного мышления.

Ключевые слова: педагогика, творчество, студент, деятельность, профессиональное обучение.

Педагоги профессионального обучения решают задачи качественного предоставления образовательных услуг с применением инновационных подходов. Исследования, посвящённые личности преподавателя (Э.Ф. Зеер, В.А. Сластенин) показали, что социально-нравственный, познавательный и профессионально-педагогический компоненты их труда гармонично сочетаются [4].

Движущая сила развития образовательных систем – это знание, которое становится инструментом инноваций в экономике [7]. Творческая деятельность является одним из компонентов продуктивного мышления. Творческая деятельность включает в себя такие эвристические элементы, направленные на эффективное решение проблем, с которыми учитель ранее не сталкивался. Развитие творчества необходимо в процессе подготовки педагогов [1].

Поскольку человек обладает сознанием, то в своей мыслительной деятельности и воображении он опирается на творчество, как сущностную характеристику [9]. Для творчества характерна гибкость мышления, которая позволяет ориентироваться в переменчивом, многогранном мире. Философ Н. А. Бердяев, рассуждая о значении творческой деятельности, подчеркнул: «благодаря творчеству я всегда понимал не создание культурного продукта, а натиск и подъем всего человечества, направленный на другую высшую жизнь. Творческое поведение человека не может быть полностью определено материалом, который дает миру, что он имеет новизну, а не отождествляется с внешним миром. Это элемент свободы, который будет передаваться в любом истинном творческом действии» [2, с. 308].

Творчество в педагогической деятельности привлекло внимание многих педагогов. Актуальность навыков педагога эффективно принимать решения в контексте многоаспектного педагогического процесса рассматривается в современных психолого-педагогических трудах [6, 8].

В. А. Сухомлинский выделил три составляющие учебного процесса: науку, мастерство, искусство. Он также отметил, что индивидуальность педагогического творчества носит художественный характер. Современные исследователи акцентируют внимание на общих чертах работников искусства и педагогов: 1) работа, выходящая за рамки важной постоянной части уполномоченного элемента; 2) наличие внеклассной работы (обучение «над объектом»); 3) специфическое профессиональное настроение; 4) к психофизиологии работника предъявляются повышенные требования; 5) наличие творческого начала. Кан-Калик небезосновательно полагал: «Педагогическое творчество характеризуется не только поведением, но и процессом решения педагогической проблемы, а также выполнением данного решения с детьми» [7].

Для описания творческой природы педагогической деятельности Г. Коджаспирова считает наиболее применимое понятие «творение», выделяет такие стандарты в педагогическом творчестве:

- глубокое и всестороннее понимание проблемы и рефлексии;

- умение преобразовывать методические положения в педагогические действия;

- умение и способность к развитию себя как личности;

- изобретение новых технологических решений, преобразование форм и изменение их содержания;

- гибкость, диалектика, многозначность активной системы;

- использование накопленного опыта в новых условиях;

- рефлексия, самооценка достигнутых результатов;

- особенности личности педагога, выражаемые в особом стиле;

- творческие находки и решения;

- интуиция;

- умение видеть «варианты веера» [5].

Творческая деятельность педагога широка и разнообразна. Она реализуется в методике обучения студентов, подготовке оригинальных методических материалов, дидактических находок в образовательной деятельности. Выделяют три аспекта творческой деятельности педагога:

1) методические находки (построение оригинальных методических моделей, проектирование хода образовательного процесса; применение передового педагогического опыта, использование новых приёмов в работе с учениками).

2) коммуникативное творчество (искусство психологического контакта с учениками) - это творчество, проявляющееся в налаживании тесного контакта с учениками, руководством, персоналом).

3) творческое самообразование (процесс постоянного самопознания, совершенствования навыков самообучения, приспособление к динамично развивающейся образовательной среде [8]. Результаты реализации педагогами творческого подхода к деятельности могут быть продемонстрированы как на внешнем, так и на внутреннем уровне [3]. В настоящее время актуальной становится консалтинговая составляющая деятельности педагога. Инновационные педагогические технологии внедряются в педагогический процесс через использование функции консалтинга, перенос содержания педагогического процесса в виртуальное образовательное пространство [1, 5].

Педагог профессионального обучения передаёт подрастающему поколению опыт, достижения культуры и профессиональные компетенции для того, чтобы обеспечить личностное развитие, подготовиться к выполнению социальных ролей в жизни общества. Это особый вид деятельности, куда включают высокий интеллект и эмоциональную подвижность, особенности личности педагога, предназначены для обеспечения результатов педагогического труда. Настоящий педагог профессионального обучения всегда обладает собственным индивидуальным стилем [8].

Мы провели исследование по применению инноваций в осуществлении методической работы преподавателя экономических дисциплин в ГБПОУ РМЭ «Йошкар-Олинский технологический колледж». Целью исследования было изучение методического обеспечения качества педагогического консультирования на примере преподавания экономических дисциплин, практическое применение педагогических инноваций, в том числе педагогического консалтинга. В течение 2017-2018 учебного года исследовали систему методической работы преподавателя колледжа Даниловой О. А., которая на занятиях применяет инновационные методы и приемы: метод конкретных ситуаций; моделирование реальных явлений и ситуаций; интерактивное решение проблемы; деловая игра. На занятиях Даниловой О. А. практикуется выполнение учащимися упражнений «с карандашом в руке», после этого следует коллективная работа и в результате выполнения этих заданий устанавливается обратная связь педагог – ученик.

Результаты проведённых исследований показали, что у Даниловой О. А. сформирована готовность к проявлениям творческого начала педагога, которая позволяет реализовать высокий мыслительный потенциал, творчески и критически осмысливать действительность, вести поиски новых возможностей в своей профессиональной деятельности. Практическая значимость исследования состоит в научно обоснованных рекомендациях по организации инновационной (внедренческой) педагогической деятельности преподавателей экономических дисциплин в ГБПОУ РМЭ «Йошкар-Олинский технологический колледж». Проведённые исследования показали, что основными задачами инновационной методической работы в образовательном учреждении являются: деятельность по внедрению в практику достижений педагогической науки; выработка новых подходов к осуществлению руководства и контроля за учебной деятельностью, использование собственных творческих наработок.

Профессионально педагогическая деятельность в профессиональном обучении неразрывно связана с творчеством как самого педагога, так и его учеников, которое решает задачи обучения и воспитания. Изучение теоретических основ обучения и инновационных технологий в образовании, выполнение педагогом инновационных консалтинговых функций, овладение навыками выявления и решения педагогических проблем и ситуаций, повышение квалификации педагогических кадров являются важными элементами в образовательном процессе. Творчество в педагогике неразрывно связано с непрерывным внедрением в образовательный процесс инноваций.

Категория: Прочее
02.01.2023 11:38


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!