СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стратегии чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение анализу и интерпретации поэтического текста на уроках литературы в 5-6 классах

Ясинская Светлана Георгиевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №22», Череповец

Статья-призер конкурса "Моя статья", 2013

Обучение анализу и интерпретации поэтического текста – одна из главных задач уроков литературы. Нетривиальность предлагаемого подхода состоит в сочетании «Модели работы читателя с текстом» (методика Г.Граник) и социоигровых приёмов обучения (методика Букатова и Ершовой). Рассмотрим особенности данных методик.

«Работу с текстом можно условно разделить на три этапа. Первый – это работа, которую проделывает читатель до чтения текста. Второй – в процессе чтения текста. Третий – работа над текстом после его прочтения. В ходе каждого этапа используются определённые приёмы». [ 2 , с.49 ]

Человек приступает к чтению с установкой понять, которая может вызываться разными причинами. Большая роль в решении этой задачи отводится заголовку. Но этим не исчерпывается роль заголовка: именно он должен быть пусковым механизмом, «стартом» процесса, итогом которого является понимание. Заголовок даёт начало диалогу с текстом, который организует всю работу в дальнейшем. Если работа с заголовком составляет содержание первого этапа работы с текстом, то стержень второго этапа – диалог читателя с текстом.

Коллектив Г.Граник разработал систему формирования умений по работе с книгой. Эта технология включает в себя три этапа.

Первый этап. Работа читателя до чтения.

1.Знакомство с заголовком. Возможны различные формы работы с заголовком, в ходе которой школьники должны «взять на вооружение» главную мысль текста. Одна из этих форм - обсуждение заголовка до чтения текста и дальнейшее сопоставление его с содержанием текста. Другая - придумывание заголовка к тексту, причём они могут быть разных типов: заголовок - вопрос, заголовок - загадка, заголовок - символ.

2.Роль эпиграфа в тексте. «Эпиграфы, чаще всего маленькие, короткие, берут на себя огромный труд … Наряду с заголовком верное прочтение эпиграфа – «пусковой» момент на пути к главной мысли». [2, с.30-31]

 

Второй этап. Работа читателя по ходу чтения.

1.Возникновение вопроса.

2.Вероятностное прогнозирование.

3.Установка. Вероятностное прогнозирование всегда содержит возможность различных прогнозов. Поэтому, выдвинув определённое предположение, человек всегда ждёт подтверждения своей правоты. В связи с этим возникает ожидание, которое психологи называют установкой. Дальнейшее чтение окрашено этой установкой – ожиданием. Установка находится в тесном взаимодействии с прогнозом, и эти взаимоотношения подвижны: то установка порождает прогноз, то прогноз порождает установку – ожидание. «Умственные действия, которые мы описали: возникновение вопроса, вероятностное прогнозирование возможных ответов на него и дальнейшего содержания текста, появление установки – всё это заполняет сцепления и составляет особый вид общения читателя с текстом, который условно можно назвать диалогом». [2, с.37-38]

4.Выделение главной мысли.

Третий этап. Работа читателя после чтения текста.

Создание вторичных текстов. Приёмы, которыми пользуются после чтения текста - план, пересказ, тезисы, конспект и тому подобное.

Так появилась «Модель работы читателя с текстом».

1. До чтения. Автор. Название. Эпиграф. Прогноз.

2.По ходу чтения. Установка. Внимание к слову. Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы. Диалог с текстом. Главная мысль. Понимание.

3.После чтения. Рефлексия. Виды информации в художественном тексте. Использование. Переработка информации. Вторичные тексты.

В драмогерменевтике также есть свой алгоритм работы читателя с текстом.

1.Обживание. Выискивание в новом тексте чего-то знакомого. Блуждания по тексту можно организовать такими заданиями: посчитать, сколько здесь персонажей; какое слово встречается чаще всего; найти самое короткое предложение и т.д. [9, с.4]

2.Поиск странностей. Выявление в тексте нелепостей, бессмыслиц; отказ от первичного поверхностного понимания. [9, с.4]

3.Выражение замысла. Проверка ученических версий. Свою версию замысла текста нужно воплотить: или в чтении вслух, или в инсценировке, или в рисунке и т.д. Чтобы подтвердить свою версию или опровергнуть чужую, приходится неоднократно заглядывать в текст. На каком-то витке возвратов к тексту собственная версия рассыпается, её место занимает новая, но тоже не вечная версия. И так по герменевтическому кругу, пока учитель не оторвёт учеников от книги. [9, с.4]

Примерный алгоритм урока исследования поэтического текста в социоигровом стиле таков.

1.Чтение стихотворения.

2.Обнаружить в тексте всех персонажей.

3.Создание рисунка – схемы.

4.Пересказ сюжета стихотворения.

5.Диалог с автором, «медленное чтение».

6.Смысл названия.

7.Основная мысль.

Посмотрим, как описанные методические подходы реализуются на практике.

Фрагменты конспекта урока литературы в 5 классе

Тема. Учимся читать и понимать художественный текст. А.С.Пушкин «Узник». Прогноз – установка – диалог с текстом.

Задачи. Образовательная: знать содержание стихотворения «Узник», модель работы с художественным текстом, роль прогноза и установки; уметь выразительно читать, анализировать и интерпретировать художественный текст, находить средства художественной изобразительности. Развивающая: обогащение и усложнение словарного запаса, овладение выразительными свойствами языка; развивать умения анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать. Воспитательная: воспитание гражданской позиции; формирование гуманных отношений.

Анализ эпиграфа к уроку

Что значит понимать текст? Объясните смысл фразы русского драматурга 18 века Княжнина: «Читается трояким образом: первое - читать и не понимать; второе - читать и понимать; третье - читать и понимать даже то, что не написано».

Введение новых знаний

Что помогает читателю понять текст? Умение прогнозировать. Прогноз - это ожидание того, что человек предсказал. Например, зная автора книги и её название, мы можем предсказать, о чём будет текст. Второе умение - умение менять установку. Установка - это настрой человека на что-то определённое. Установка рождается в результате прогноза. Например, стихотворение называется «Собака». Ваш прогноз: о чём это произведение? И во время чтения текста у нас будет установка именно на такое понимание. Установка может быть гибкой и негибкой. Гибкая установка может меняться, если в тексте возникает новая информация. А негибкая установка не видит в тексте ничего нового, читатель с негибкой установкой упёртый, неинтересный. Читатель понимает текст, когда у него гибкая установка. Негибкая установка мешает пониманию текста.

Практическая работа

До чтения

Стихотворение А.Пушкина называется «Узник». Ваш прогноз. О чём это произведение?

По ходу чтения

1.Чтение про себя. Ксерокопии раздаются.

«Узник»

Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормлённый в неволе орёл молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюёт под окном,

Клюёт, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовёт меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!»

Что непонятно?

Ваш прогноз подтвердился?

2.Словарная работа.

Наши лингвисты работали с толковым словарём. Послушаем их.

Узник - человек, который находится в заключении. Темница - помещение, в котором находится заключённый, человек, лишённый свободы. Неволя - 1.отсутствие свободы, плен, рабство. 2.принуждение. Орёл - 1.крупная сильная хищная птица семейства ястребиных с изогнутым клювом, живущая в гористых или степных местностях. 2.переносное: о гордом, смелом, сильном человеке. Молвить – устаревшее: сказать, произнести. Вольные - 1.свободные, независимые. 2.устар.- свободолюбивые. 3.не ограниченные какими-нибудь правилами, нормами, законами (всего 11 значений)

3.Чтение стихотворения вслух.

Какую мысль вы вложили в чтение? О чём это произведение? Давайте разберёмся, какое чтение ближе к авторскому замыслу.

4.Пересказ сюжета стихотворения.

Какова история в стихотворении? Что и с кем происходит?

5.Создание структурной схемы.

Нарисуйте схему размещения героев стихотворения. Сколько персонажей? Почему? (человек и орёл). Где они находятся? Докажите текстом. Это ваша установка.

Информация для размышления. «Учитель дал квалифицированную справку об охотничьих птицах: на открытом воздухе их не содержали. Их «выгуливали», но недолго, привязывая (приковывая) на это время за ногу к особым пенькам. Все же остальное время птиц держали поодиночке в темных прохладных помещениях. И делалось это для того, чтобы птица выше поднималась в небо во время охоты.

Птичья охота была одной из царских забав. При Алексее Михайловиче, отце Петра I, даже боярам была запрещена соколиная охота. А вот уже с Петра птичья охота перестает быть царской монополией. И состарившихся охотничьих птиц по дешевке могли продать кому угодно. Может быть, и смотреть за такой птицей мог по договоренности арестант». [10, с. 36]

Какие выводы? Наша установка гибкая, поэтому мы меняем точку зрения под влиянием новой информации.

6.Диалог с текстом.

1 строфа

Почему после первой строчки точка, а не запятая? (2 персонажа). Во время чтения после первого стиха должна быть длинная пауза. Кто говорит «Сижу…»? (человек). Глагол «сижу» в прямом значении (на полу) или в переносном (в тюрьме)? Как вы понимаете значение слова «вскормлённый»? Почему орёл «товарищ» человека? Почему орёл «грустный»? Почему орёл не улетает на свободу во время охоты, а возвращается к хозяину? Такой орёл может быть символом свободы? Почему он машет одним «крылом»? Почему пища «кровавая»? Какие тропы в 1 строфе использовал Пушкин? (эпитет, метафора)

2 строфа

Почему орёл «бросает» пищу? Что значат слова «как будто»? (не на самом деле). Кому принадлежит прямая речь? (это мысли человека, которые тот приписывает орлу). Почему в конце восклицательный знак? Найдите тропы во 2 строфе (олицетворение).

3 строфа

Что значит фраза «пора, брат, пора»? Зачем восклицательный знак? Что «пора»? (может быть, пора кому-то отомстить?). Зачем 3 раза в начале строчек повторяется слово «туда»? (анафора усиливает мысль поэта). Почему глагол «гуляем» в форме настоящего времени множественного числа, ведь орёл прикован? Что загадочного в последнем стихе? Зачем нужно многоточие? Зачем восклицательный знак? От чьего имени написано всё стихотворение? (Это монолог человека, сидящего в тюрьме, несчастного, страдающего. Узник говорит о своих желаниях, мыслях, но приписывает их орлу)

После чтения

Какова тема стихотворения? (В тюрьме сидит человек, который размышляет, глядя а орла, о своём будущем). Какова основная мысль стихотворения? Это произведение о свободе или о предательстве свободы? Почему название «Узник»?

Слово учителя

Понять художественный текст трудно, но можно. Установка у хорошего читателя гибкая. Читатель во время чтения вступает в диалог с автором, задаёт вопросы и ищет в тексте ответы. Читатель пользуется толковым словарём и другими справочниками. Художественный текст каждый читатель понимает по-своему.

Таким образом, применение социоигровых приёмов обучения и «Модели работы читателя с текстом» способствует решению главной задачи уроков литературы - уметь понимать художественный (поэтический и прозаический) текст.

Литературы

  1. Граник Г.Г., Соболева О.В. Понимание текста: проблемы земные и космические. – Вопросы психологии, 1993, №5.
  2. Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. О реализации закономерностей понимания в учебном тексте. – В книге: Проблемы школьного учебника. Выпуск 20. М., 1991.
  3. Граник Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. – М., 1995.
  4. Граник Г.Г. Роль установки в процессе восприятия текста. – Вопросы психологии, 1993, №2.
  5. Граник Г.Г. Восприятие школьниками художественного текста. – Вопросы психологии, 1996, №3.
  6. Граник Г.Г. и другие. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник – практикум. – М., 2001.
  7. Граник Г.Г. и другие. И снова…о Пушкине. – М., 1999.
  8. Букатов В., Ершова А. Хрестоматия игровых приёмов обучения. – М., 2000.
  9. Букатов В. Между Сциллой и Харибдой. – Первое сентября, 2001, №43.
  10. Букатов В. Тайнопись «бессмыслиц» в поэзии Пушкина. – М., 1999.

 

   

 

Категория: Литература
01.01.2015 12:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!