СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
НАЧАЛЬНИК ПОЕЗДА (высматривает, везде ли порядок). Так… КОЛОКОЛЬЧИК ДЗЫНЬ! Время – десять пятнадцать, погода отличная, колокольчик блестит как новый, пассажиры собрались. Позвольте представиться, я - начальник поезда. Я хочу пригласить вас, друзья, в далекое путешествие! Впереди длинная дорога. Устраивайтесь поудобнее, наш веселый паровозик скоро отправляется! (звук чух чух)
ЛЮБОПЫТНЫЙ Но позвольте спросить – что-то я не вижу никакого поезда. Он что, невидимый, что ли?
НАЧАЛЬНИК Ты кто?
ЛЮБОПЫТНЫЙ Я – наблюдатель. Общественный.
НАЧАЛЬНИК Общественный?
ЛЮБОПЫТНЫЙ Ага. Все вижу. Вижу актовый зал. Детей, родителей. А поезда никакого не вижу!
НАЧАЛЬНИК Поезд наш не невидимый, а волшебный. Только тихо! Это тайна! Нас ждут опасные приключения, неожиданные открытия и удивительная встреча. Скажу по секрету, мы едем на праздник!
ЛЮБОПЫТНЫЙ Праздник – это здорово! Но если поезд – волшебный, им кто-то все равно должен управлять!
НАЧАЛЬНИК А как же! Поездом управляет Машинист! Наш 11-классник…(имя)
МАШИНИСТ (понуро) Это я. Если что-то случается – всегда виноват машинист.
СТРЕЛОЧНИК А еще стрелочник. Да-да. Вообще-то я перевожу стрелки, но когда нечего переводить, выслушиваю всякие советы.
НАЧАЛЬНИК Это тоже бывает нужно в дороге. Ты сходи, принеси запасное колесо. А то вдруг отвалится… (вслед) А лучше два!
МАШИНИСТ Я сразу предупреждаю: путь неизвестный, без карты я никуда не поеду.
ЛЮБОПЫТНЫЙ Я так и знал! Никуда не едем, сидим дома.
В продолжении след. реплики между Начальником и Стрелочником разворачивается пантомима: какого размера нужно колесо.
ОКР. МИР Как это не едем! Есть такая наука – окружающий мир называется. Она изучает карты, учит ориентироваться. Посмотрите, вот, у меня есть карта. Куда бы ты ни ехал – никогда не заблудишься! Мы увидим реки, леса, поля, горы! Между прочим, по географии у меня пятерка.
НАЧАЛЬНИК Это очень нужная наука! Садись в вагон.
МАТЕМАТИК1 Но, позвольте! Элементарная логика подсказывает…
МАТЕМАТИК 2… что без математических расчетов вы никуда вовремя не доедете!
МАТЕМАТИК 1 Я, в некотором роде, специалист…
МАТЕМАТИК 2 Нет, это я, в некотором роде, специалист…
СТРЕЛОЧНИК (выбегает) А почему вас двое?
НАЧАЛЬНИК Ты колесо принес?
МАТЕМАТИК 1 Но в компьютере же двоичная система счисления!
ЛЮБОПЫТНЫЙ Дельная мысль.
СТРЕЛОЧНИК Если неправильно посчитают – снимем с поезда… Шутка. Один запасной! Иду за колесом.
НАЧАЛЬНИК Скорее садитесь, до отправления 5 минут!
МАШИНИСТ Не хочу показаться навязчивым, но нам потребуется специалист по прочтению названий.
РУС. ЯЗ. Топонимы – это мой конек! Я захватил с собой несколько небольших словарей… (вытаскивает гору книг и нагружает на Стрелочника. Тот падает). Язык - он до Киева доведет!
НАЧАЛЬНИК Ну, без русского языка мы точно забудем, куда ехали.
ЛИТЕРАТОР Остановитесь, прошу вас! Кто будет писать стихи и описывать словами те волшебные места, куда мы попадем? Я могу сочинить поэму о нашем путешествии!
МАШИНИСТ Поезд не резиновый…
НАЧАЛЬНИК Конечно возьмем! Залезай, поэт, литература наше все.
ЛИТЕРАТОР Спасибо. Я надеюсь, через полчаса мне принесут чай.
НАЧАЛЬНИК Принесут, принесут.
ХУДОЖНИК А как же искусство живописи? Я художник и могу запечатлеть красоту мира, который открывается избранным натурам…
МАШИНИСТ Эх была не была! Залезайте все!
ХУДОЖНИК Как трогательно… Я сейчас расплачусь.
НАЧАЛЬНИК А как же наши главные пассажиры - первоклассники? Все устроились? Не слышу! (ДА!) Чтобы никого не забыть, сделаем перекличку! Вас зовут…
Герои подносят микрофон детям, те говорят свои имена
ОКР, МИР Вот мы и познакомились!
НАЧАЛЬНИК Отлично! Машинист, огласите список старших пассажиров!
МАШИНИСТ –Окружающий мир!
ОКР. МИР Я! Карта готова! Направление – северо-запад!
МАШИНИСТ – Математика!
МАТЕМАТИК 1и 2– Я здесь! По нашим расчетам, через месяц доберемся!
МАШИНИСТ – Русский язык!
РУССКИЙ ЯЗЫК Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий…
МАШИНИСТ Однако… – Литература!
ЛИТЕРАТОР Онегин, добрый мой приятель…
НАЧАЛЬНИК Приятелей пока не берем… до девятого класса!
МАШИНИСТ Художник!
ХУДОЖНИК Я там, где красота и искусство!
МАШИНИСТ Общественный наблюдатель!
ЛЮБОПЫТНЫЙ Все запишу, не сомневайтесь! Я очень наблюдательный.
МАШИНИСТ Стрелочник!
ВСЕ ХОРОМ СТРЕЛОЧНИК!
СТРЕЛОЧНИК Ну иду я… (выносит руль) Такое? (все закрывают лица)
НАЧАЛЬНИК Рассаживаемся по вагонам… Первоклассники готовы? Не слышу? Ну, тогда - ВСЕ ВМЕСТЕ В ПУТЬ!
КОЛОКОЛЬЧИК ДЗЫНЬ! Звук гудка, чух-чух
Музыка-связка «путешествие»
На заднем плане бегут елочки и березки
Звук гудка
МАШИНИСТ Стоп! (резкое торможение, некоторые падают)
МАТЕМАТИКИ ВМЕСТЕ Ой, мама!
ЛЮБОПЫТНЫЙ Я упал.
МАШИНИСТ Я говорил, без карты не поеду. Где там главный спец по картам? Куда ехать дальше?
ЛИТЕРАТОР А нельзя в следующий раз тормозить потише?
РУССКИЙ ЯЗЫК А что, собс-с-сно…
СТРЕЛОЧНИК Да! Аккуратнее! Не буратин везешь!
НАЧАЛЬНИК Постараемся… Ну что?
ОКР, МИР Так-так-так… (изучает карту) Смотрите! Мы остановились в лесу…
ЛЮБОПЫТНЫЙ Кошмар какой.
ОКР. МИР Да подожди ты! В лесу Поэзии! Здесь написано…
РУССКИЙ ЯЗЫК Позвольте… Здесь написано – первое испытание. Первоклассники читают стихи, и можно ехать дальше!
ЛИТЕРАТОР Как это приятно! Я, признаться, с нетерпением жду этих поэтических моментов…
МАТЕМАТИК 1 Хорошо, что меня не попросят читать…
МАТЕМАТИК 2 И меня тоже…
СТРЕЛОЧНИК А если запутаются – снимем с поезда! Шутка.
НАЧАЛЬНИК Шутка. Ну что, дорогие пассажиры-первоклассники! Чтобы поезд двинулся дальше, требуется ваша помощь.
ХУДОЖНИК Это так чудесно, так трогательно… Я сейчас расплачусь. Вам слово, первоклассники!
Музыка на вход первоклассников
1 Отправляясь в далекие дали,
Захвати карандаш и тетрадь.
Постарайся на каждом привале
Все, что ты увидал – описать!
2 Опиши, как алеют восходы,
Опиши, как волнуется рожь,
Как на цыпочках до небосвода
Ты свободно рукой достаешь!
3 Как стремительно падают звезды
(И желанье сказать поспеши!)
Как пылают осенние гроздья –
Напиши, напиши, напиши!
4 Как снежинки от ветра пылятся,
Как хрустит неокрепший ледок,
Никогда не устань удивляться!
Запиши, заучи назубок!
5 Перелей в неумелые строки,
Опиши вдохновенной рукой!
Самым главным и важным уроком
Станет этот закат над рекой.
6 Ты поймешь, что до боли сердечной
Любишь все, что зовется родным:
Этот синий простор бесконечный
И берез расцветающих дым.
7 Человек открывается школой,
Запиши! Заучи! Не забудь!
Прозвени, колокольчик веселый!
Мы готовы отправиться в путь!
КОЛОКОЛЬЧИК ДЗЫНЬ! Звук гудка, чух-чух
Герои берут детей за руки, «везут» паровозиком
Музыка-связка «путешествие»
На заднем плане бегут елочки и березки
Звук гудка
МАШИНИСТ Стоп машина! (снова резкое торможение)
МАТЕМАТИКИ ВМЕСТЕ Ой, мама!
ЛЮБОПЫТНЫЙ Я упал.
ЛИТЕРАТОР Форменное безобразие! Я снова пролил чай!
СТРЕЛОЧНИК Да когда ты уже напьешься.
РУССКИЙ ЯЗЫК А что, собс-с-сно…
ХУДОЖНИК Как здесь красиво! Мне даже нравится, что мы остановились!
ЛЮБОПЫТНЫЙ А почему теперь стоим? Что за новое препятствие?
МАШИНИСТ Кто разрабатывал дорожную карту?
НАЧАЛЬНИК Кто надо, тот и разрабатывал. Ну-ка, география, что у нас там значится?
ОКР. МИР Дальше – Математический овраг…
Интригующая заставка
МАТЕМАТИКИ делают: «Йес!»
МАТЕМАТИК 1 Теперь вы познакомитесь с самой важной наукой.
РУССКИЙ ЯЗЫК Ничего себе…
МАТЕМАТИК 2 Математика-царица наук! Она ум в порядок приводит!
ЛЮБОПЫТНЫЙ Чего приводит?
МАТЕМАТИК 2 Ум!
ЛЮБОПЫТНЫЙ А… Вот чего…
ОКР. МИР Здесь написано, что нужно решить задачу… И тогда путь снова откроется.
ХУДОЖНИК Овраг очень живописный. Зачем ехать дальше?
МАШИНИСТ Это ты у нас в математике утонул. Не все же такие.
ХУДОЖНИК Художника обидеть может каждый!
НАЧАЛЬНИК Ну что, ребята? Готовы?
СТРЕЛОЧНИК А если запутаются – снимем с поезда! Шутка.
ЛИТЕРАТОР Они прекрасно читали стихи! Я думаю, и с этим заданием справятся
МАТЕМАТИКИ ЧИТАЮТ СТИХИ ПРО ЦИФРЫ, на слайдах высвечиваются ответы
Герои с микрофонами поддерживают интерактив, плакаты с цифрами выстраивают по ходу ответов на сцене
Проживают в умной книжке Хитроумные братишки. Десять их, но братья эти Сосчитают все на свете. (ЦИФРЫ) С хитрым носиком сестрица Счёт откроет. (ЕДИНИЦА)
|
|
НАЧАЛЬНИК А теперь посчитаем все вместе до десяти!
Дети считают хором
ВСЕ, ВРАЗНОБОЙ Молодцы! Умницы какие! Едем дальше! (Я сейчас расплачусь! Очень трогательно!)
КОЛОКОЛЬЧИК ДЗЫНЬ! Звук гудка, чух-чух
Музыка-связка «путешествие»
ГЕРОИ берут ВСЕХ детей за руки и «везут» паровозиком по просцениуму
На заднем плане бегут елочки и березки
Звук гудка
МАШИНИСТ Стоп!
МАТЕМАТИКИ ВМЕСТЕ Ой, мама!
ЛЮБОПЫТНЫЙ Я упал.
МАШИНИСТ Опять препятствие!
ЛИТЕРАТОР (в гневе) Я попрошу! Ехать! Аккуратнее! Сколько можно!
СТРЕЛОЧНИК Чай допивать надо быстро.
РУССКИЙ ЯЗЫК А что, собс-с-но…
ХУДОЖНИК А мне здесь нравится.
ЛЮБОПЫТНЫЙ А сейчас почему остановка?
НАЧАЛЬНИК Время поджимает. Ну-ка, что у нас с картой?
ОКР. МИР Мы уже почти у цели… Но встретилось неожиданное препятствие – Озеро Слов.
НАЧАЛЬНИК (РУС. ЯЗ.) Это по твоей части.
РУССКИЙ ЯЗЫК Да? Что же написано в нашей дорожной карте?
ОКР. МИР Ну, все мы не прочитаем, у нас времени мало. Но что касается русского языка… Слушайте внимательно! Сказка про буквы!
Муз. Заставка
Интерактивная игра «ГОРОД БУКВ»
АВТОР Жили-были в алфавитном городе буквы. Самая первая буква – буква (КАКАЯ?) Она стояла прямо, на двух ножках (покажите, как?). Она была очень горда тем, что с нее начинается алфавит и многие важные слова… Ребята, а какие слова начинаются на букву А? (Дети отвечают) …и поэтому она очень важничала… Но в городе проживали и другие буквы. Например, К. Она была очень приветливой, и казалось, что она всем машет рукой (покажите, как?). А какие слова начинаются на К? (Дети отвечают) Другие буквы были очень разные по характеру: О казалось, что она самая красивая, самая круглая… (покажите, какая?) В каких словах мы в начале пишем О? (Дети отвечают) Буква Ш на всех шипела и ни с кем не хотела дружить… (покажите, как?) Какие слова у нас в языке «шипят»? (Дети отвечают) Самая рассудительная, самая мелодичная – буква Л. Она хотела, чтобы все жили в мире и согласии, и сама напоминала маленький домик (покажите, как?) Вспомните, какие слова начинаются с этой мелодичной буквы? (Дети отвечают)
А теперь садитесь и слушайте сказку дальше.
Заспорили как-то буквы, кто всех важнее…
БУКВА А Я не понимаю, о чем тут спорить. Я самая первая. Самая важная. Слышали, сколько слов с меня начинается?
БУКВА Ш Ш-ш… Я самая важная… я самая шипучая…
БУКВА К С меня начинается слово Красота… Разве красиво на всех бросаться?
БУКВА О Когда чем-то восхищаются, говорят: О! Это прекрасно! Восхитительно! Божественно!
БУКВА Л Не ссорьтесь! Иначе нарушится весь алфавитный порядок!
АВТОР Но буквы не слушались… Они все спорили и спорили о том, кто всех важней… Обиделись и не стали становиться в одно слово…
РУССКИЙ ЯЗЫК Уважаемые буквы! Для русского языка нет букв важных и неважных! Вы все обозначаете очень нужные предметы и явления! Ну-ка, быстро помиритесь! А если вы встанете рядом, то получится одно очень мудрое слово… КАКОЕ, РЕБЯТА?
Ребенок выходит и выстраивает слово «ШКОЛА»
МОЛОДЦЫ! ВСЕ, ВРАЗНОБОЙ Молодцы! Умницы какие! Едем дальше! (Я сейчас расплачусь! Очень трогательно!)
КОЛОКОЛЬЧИК ДЗЫНЬ! Звук гудка, чух-чух
Музыка-связка «путешествие»
ГЕРОИ берут ВСЕХ детей за руки и «везут» паровозиком по просцениуму, к ним присоединяются БУКВЫ
На заднем плане бегут елочки и березки Звук гудка
МАШИНИСТ Стоп машина!
МАТЕМАТИКИ ВМЕСТЕ Ой, мама!
НАЧАЛЬНИК (Любопытному) Ты опять упал?
ЛЮБОПЫТНЫЙ Ага. А почему опять стоим?
СТРЕЛОЧНИК Стоим. Опаздываем.
ХУДОЖНИК Тс-с. Мы уже приехали. Рассвет… Оглянитесь вокруг. Ничего не замечаете?
МАТЕМАТИК 1 Как здесь красиво!
РУС. ЯЗЫК Я просто потрясен.
ЛИТЕРАТОР Это не описать словами.
МАТЕМАТИК Что произошло?
ЛЮБОПЫТНЫЙ Куда же мы заехали?
НАЧАЛЬНИК А разве вы не узнаете?
Начинается музыка, слайд-шоу «Мурманск»
ЛИРИЧНЫЙ ТАНЕЦ «РАССВЕТ НАД МУРМАНСКОМ»
МАШИНИСТ Ой, я узнаю! Эти невысокие горы зовутся сопками. Над ними встает солнце!
ОКР. МИР А вы видите на сопках маленькие деревья? И густой зеленый мох?
ХУДОЖНИК И оранжевые ягоды! Они называются… (дети: «Морошка!»)
ЛИТЕРАТОР И хрустальные речки!
СТРЕЛОЧНИК А рыбы-то в них!
ЛЮБОПЫТНЫЙ И огромный рыбный порт раскинулся у залива!
ОКР. МИР Это город-порт, самое большое заполярное чудо!
РУССКИЙ ЯЗЫК Так вот куда мы ехали! На какой праздник торопились!
НАЧАЛЬНИК Вы, ребята, идете в свой первый класс, когда наш совсем еще юный город отмечает столетний юбилей. С днем рожденья, Мурманск!
СТРЕЛОЧНИК С днем рожденья, Мурманск! Давайте вместе:
ДЕТИ ХОРОМ: С ДНЕМ РОЖДЕНЬЯ, МУРМАНСК!
Любимый мой город, ты там,
Где чайки кричат над заливом, Где речки текут торопливо, По острым взбегая камням,
Суровый мой город, ты здесь,
Где сердце навек я оставил, Где волны смывают печали,
Дробясь о морской волнорез.
У этих гранитных основ,
В слезах оседающей соли,
Понятнее стала любовь
К тому, что я выучил в школе:
Мой дом. Моя книга. Семья.
Мой друг. Старый тополь на горке.
И за сочиненье пятерки –
Все, что называется «я».
Любимый мой город, встречай
Своих мурманчан поколенье!
Мы празднуем твой день рожденья!
Расти, молодей, расцветай!
© 2022, Страшнова Ирина Викторовна 210