СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Свобода суждений – великая ценность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной принцип интеллигентности –

интеллектуальная свобода,

свобода как нравственная категория.

Д.С.Лихачев

Для каждого из нас свобода означает отсутствие каких-либо ограничений, стеснений. Но, по сути, само слово «свобода» - это лишь символ, лишь способ выразить ощущение. Все символы изначально надуманны, эфемерны, они ничего не значат без вмешательства разума. Слова, являясь символами, изначально мертвы. И лишь пройдя сложный путь наших нейронных связей, они оживают, приобретают смысл.

Было бы проще пояснить значение слов «вода» или «солнце», поскольку для всех они означают одно и то же. Нельзя назвать водой ничто, кроме непосредственного предмета описания, так как это не просто образ, а реально существующее вещество, одинаковое для всех. Но свободу невозможно увидеть или ощупать, это лишь абстрактное понятие, неживое, равно как и любой другой символ. А потому, свобода имеет целое множество значений.

Д.С. Лихачев полагал, что более всего для человека как личности важна свобода интеллектуальная. Свобода от предрассудков, домыслов, стереотипов, независимость суждений. Любые запреты и ограничения интеллектуальной свободы неизбежно влекут за собой торможение развития личности, а вследствие этого происходит и ее разложение, поскольку личность – это не качество, не свойство человека, это бесконечный путь, вечная работа ума. Прекращение работы в данном случае тождественно смерти личности. Человек прекращает жить и начинает существовать. Но что может стать причиной остановки? Что может заставить человека, бежавшего на свет, повернуть обратно во тьму? Ответ столь же аллегоричен: стена. Его может остановить стена – отсутствие свободы мысли, запрет. В наше время социум достиг такого уровня развития, при котором любому человеку предоставлена абсолютная свобода мысли. Более того, современный мир нуждается в новых идеях, гипотезах, мнениях, будто две тысячи с лишним лет – это его детство, а сейчас, он словно подросток, находящийся в поиске себя и своего Я.

Но стоит обратиться к истории, как мы можем увидеть пагубное влияние ограничения свободы на личностное развитие человека. Величайший философ эпохи просвещения Вольтер не раз попадал в Бастилию (место заключения государственных преступников в Париже) за свои произведения и всяческие попытки донести свои революционные взгляды. Вольтер проявил себя как борец против идеализма и религии, опираясь на научные достижения своего времени. В многочисленных статьях он даёт критику религиозных представлений христианской церкви, религиозной морали, обличает преступления, совершенные христианской церковью. Вольтер, как представитель школы естественного права, признает за каждым индивидом существование неотчуждаемых естественных прав: свободу, собственность, безопасность, равенство. Являясь противником монархического строя, Вольтер навлек на себя гнев аристократии, которая по большей части принадлежала к роялистам.

За свои бессмертные идеи также был осужден Жан-Жак Руссо. Он впервые в политической философии попытался объяснить причины социального неравенства и его виды, иначе осмыслить договорный способ происхождения государства. Он полагал, что государство возникает в результате общественного договора, согласно которому верховная власть в государстве принадлежит всему народу. Руссо решил проблему эффективности средств контроля за деятельностью правительства, обосновал разумность принятия законов самим народом, рассмотрел проблему социального неравенства и признал возможность её законодательного решения. Не без влияния идей Руссо возникли такие новые демократические институты, как референдум, народная законодательная инициатива и такие политические требования, как возможное сокращение срока депутатских полномочий, обязательный мандат, отзыв депутатов избирателями. Но его идеи не были оценены властью. Правительство искало лишь повод осудить мыслителя. Парижский парламент, готовясь произнести приговор над иезуитами, счёл нужным осудить и философов, и приговорил роман «Эмиль», написанный Руссо за религиозное вольнодумство и неприличия, к сожжению рукой палача, а автора его — к заключению. Принц Конти дал об этом знать Монморанси; герцогиня Люксембургская велела разбудить Руссо и уговаривала его немедленно уехать. Руссо, однако, промешкал целый день и едва не стал жертвой своей медленности; на дороге он встретил посланных за ним судебных приставов, которые с ним вежливо раскланялись. Он уехал в Париж, где, несмотря на тяготевший над ним приговор, его никто не трогал. Но в то же время, находясь в страхе, Жан-Жак Руссо терзался своими болезненными фантазиями о заговорах и даже пожелал оправдаться путём искреннего, всенародного покаяния и тяжёлого унижения самолюбия в произведении «Исповедь».

Наиболее жестоко был наказан за свои воззрения Джордано Бруно, итальянский философ и поэт. Бруно делился своими суждениями со своим товарищем дворянином Мочениго. За свое доверие к дворянину он поплатился своей жизнью. Мочениго направил венецианскому инквизитору свой первый донос на Бруно, в котором писал: «Я, Джованни Мочениго, доношу по долгу совести и по приказанию духовника, что много раз слышал от Джордано Бруно, когда беседовал с ним в своём доме, что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворённые природой, переходят из одного живого существа в другое. Он рассказывал о своём намерении стать основателем новой секты под названием «новая философия». Он говорил, что Дева Мария не могла родить; монахи позорят мир; что все они - ослы; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед Богом».

Позже Мочениго направил на Бруно новые доносы, после чего философ был арестован и заключён в тюрьму. Через три месяца из Рима поступило требование к Венеции о выдаче Бруно для суда над ним в Риме. Общественное влияние обвиняемого, число и характер ересей, в которых он подозревался, были так велики, что венецианская инквизиция не отважилась сама окончить этот процесс. Бруно был перевезён в Рим. В римских тюрьмах он провёл шесть лет, не соглашаясь признать свои натурфилософские и метафизические убеждения ошибкой. Инквизиционный трибунал своим приговором признал Бруно «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком». Его передали на суд губернатора Рима, поручая подвергнуть его «наказанию без пролития крови», что означало требование сжечь живым.

В ответ на приговор Бруно заявил судьям: «Вероятно, вы с большим страхом выносите мне приговор, чем я его выслушиваю», и несколько раз повторил: «Сжечь - не значит опровергнуть!». Смерть великого мыслителя стала памятником жестокости и невежеству, а вместе с тем непреклонности духа просвещенного.

Много позже, уже в двадцатом веке, российскую интеллигенцию настигла та же участь. Проведенные по инициативе В.И.Ленина отстранения от работы и насильственная высылка за рубеж или в отдаленные районы страны инакомыслящих деятелей науки, культуры и медицины — до сих пор белое пятно на карте истории. В советской историографии изучение этой темы фактически было запрещено. В тюрьмах или под домашним арестом в это время оказались философы, историки, правоведы, писатели, литераторы, поэты, экономисты, финансисты, математики, инженеры, естественники, деятели кооперативного движения, врачи и многие другие. Высылке за рубеж и в отдаленные местности России подверглось около двухсот видных представителей отечественной интеллигенции.

И подобных примеров в мировой истории тысячи. Все они задерживали развитие общества. Лишенные свободы великие умы были вынуждены скрываться, и если им не удавалось избежать карающей руки государства, на престоле которого восседал невежественный властитель, они были подвержены наказанию. Не имея интеллектуальной свободы, задыхаясь в густом смоге запретов и ограничений, великие люди были обречены на бесславную гибель. И лишь посмертно были удостоены великой чести. Мало кому хотелось повторить судьбу этих людей, большинство избрало путь наименьшего сопротивления. Народ был по большей части необразован, свято верил государю и церкви, из-за чего мы потеряли огромное количество времени, пребывая в глубоком и беспробудном сне. Этот печальный исторический опыт говорит о том, что интеллектуальная свобода является великим достижением общественного прогресса, она создает условия для того, чтобы каждый имел возможность стать интеллигентным и просвещенным, не боясь стать за это осужденным. Вопрос о свободе - вопрос о жизни или смерти нашей души, а, следовательно, он не перестанет быть актуальным, пока на Земле существует хоть один одухотворенный человек. Таким образом, идея Лихачева об интеллектуальной свободе автоматически переходит в разряд вечных тем наравне с темой веры, любви и смысла жизни.

Свобода суждений – великая ценность, которой, к сожалению, и по сей день пользуется далеко не каждый, множество людей все так же пренебрегает этой свободой. Довольно часто люди, не стремясь к познанию, проживают свои жизни бессмысленно, бесцельно. Они так и продолжают жить в счастливом неведении. Любая стоящая мысль же рождается из несовершенства, жажды знания, раздражения. Человек, стремящийся стать интеллигентным, образованным, духовно развитым возбуждает свое сознание массами информации, находящимися в свободном доступе. Созданы все условия для того, чтобы быть если не гением, то хотя бы нравственно развитой личностью. Важно лишь использовать возможность. Мы все свободны. Так почему же среди нас все еще так мало истинных интеллигентов?

Категория: Литература
20.11.2019 20:06


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!