СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Так ли важен завтрак для учащихся начальных классов?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети - будущее страны. Чтобы процветала наша страна, необходимо уже в школе беспокоиться о здоровье подрастающего поколения. Здоровые дети лучше усваивают знания, но именно в школьные годы появляются и развиваются болезни пищеварительного тракта, центральной нервной системы, сердечная недостаточность, избыточный вес и другие заболевания, связанные, в первую очередь, с неправильным питанием. Многие дети неправильно питаются, не соблюдают режим питания, поэтому часто болеют и пропускают уроки, а соответственно недополучают необходимые знания. Всё это свидетельствует об актуальности избранной нами темы и выявляет противоречие между актуализацией проблемы о значении завтрака ученика начальной школы и его недостаточным уровнем осведомлённости в области рационального питания. Данное противоречие порождает проблему нашего исследования: обоснование необходимости правильного питания детей младшего школьного возраста. Изучая данный вопрос в энциклопедической, научно-популярной литературе мы выяснили, что питание ребенка-школьника стало с недавнего времени не только головной болью родителей, но и серьезной проблемой современной диетологии. Дети, недополучая витамины и минералы, хуже успевают в школе, медленнее соображают, быстрее утомляются и к окончанию средней школы приходят с целым букетом различных заболеваний. Доктор Рошаль считает: "Никогда у нас в стране не было такого состояния, как сейчас. Это показала проведенная диспансеризация", - сказал Л. Рошаль. Здоровье российских школьников. В ходе Всероссийской диспансеризации за 2010 год осмотрено 30 млн. 400 тыс. детей до 18 лет. Результаты подтвердили тенденции в состоянии здоровья детей, сформировавшиеся за прошедший десятилетний период: снижение доли здоровых детей (с 45% до 34%). Наиболее высокий уровень впервые выявленной заболеваемости среди школьников: - болезни крови и кроветворных органов - 32%; - болезни эндокринной системы - 31%; - болезни костно-мышечной системы - 26%; из них: - болезни органов пищеварения - 25%; - болезни системы кровообращения - 24%. Болезни органов пищеварения, прежде всего, связаны с состоянием питания школьников. Итак, актуальность проблемы школьного питания очень велика, одна из её составляющих - это завтрак. Мы учимся в первую смену. Каждое утро родители говорят, что надо обязательно позавтракать. Учительница часто спрашивает у школьников, завтракали ли они утром? Мы решили продолжить наше исследование. Глaва 1. Значение завтрака младшего школьника.

За́втрак — утренняя еда; пища, приготовленная для утренней еды. Ученые пришли к выводу: дети, которые получают полноценный завтрак, лучше развиваются, более успешны в учебе, у них реже встречаются угнетенные состояния, приступы беспокойства и гиперактивность. Таким образом, завтрак влияет на работоспособность, оказываясь для детей настоящей «пищей для мозга». Это факт, научно доказанный специалистами в области питания. Установлено, что определенные продукты могут стимулировать умственную деятельность. Классическое средство для поддержания мозга - глюкоза. Поэтому в рационе много и напряженно занимающегося школьника должно быть что-то сладкое: чай с сахаром, сладкий творожок, небольшой кусочек шоколадки. Конечно, злоупотреблять сладким не стоит, но в период экзаменов или большой нагрузки можно сделать исключение. Причина №1. Завтрак заряжает энергией на целый день Завтрак - это ваша энергия на весь день. Если человек позавтракал дома, то его работоспособность выше чем у тех, кто завтрак пропустил. Замечено, что завтрак на 30% повышает работоспособность. Лучше всего завтракать до 9-10 часов утра Причина №2. Завтрак поднимает настроение Ничто так не поднимает настроение с утра как вкусный завтрак - проверено на себе, родных, близких и соседях. Кроме того, утренняя трапеза в спокойной обстановке помогает собраться с мыслями и настроиться на предстоящий день. Причина №3. Завтрак контролирует голод в течение дня. Пропуская завтрак, кушать все равно захочется через пару часов, а обед будет еще не скоро. Как правило, в таком состоянии человек съедает калорийную пищу, где мало питательных элементов. Специалисты утверждают, что если позавтракать яйцами, в течение дня проголодаешься не так сильно и, как результат, будешь меньше есть. Яйца полезнее есть вареные, а не жарить. Причина №4. Завтрак улучшает память и внимание Завтрак помогает лучше концентрироваться и запоминать информацию Полноценно питающиеся дети в возрасте от 9 до 11 лет учатся лучше, чем дети, которые не завтракают. Причина №5. Завтрак спасает от стресса

Причина №6. Завтрак спасает от лишнего веса Утром организм еще не проснулся и обмен веществ замедлен. Чтобы ускорить этот процесс, нужно поесть. Если же этого не сделать, то пока обмен веществ "раскачается", вы обзаведетесь лишними граммами. Причина №7.Завтрак всей семьей укрепляет отношения и напоминает — что бы ни случилось днем, мы вместе и любим друг друга. Причина №8.Завтрак помогает избежать заболевания. Завтрак поможет получить организму нужное количество железа, кальция и витаминов группы В, что в свою очередь повышает иммунитет, а значит человек меньше подвержен различным заболеваниям, в том числе простуде и гриппу. Каким должен быть завтрак? Специалисты считают, что завтрак для ребенка должен состоять из трех основных элементов: фруктов, зерновых и молочных продуктов. Витамин В6 диетологи называют витамином памяти, он тоже очень актуален в школьном рационе: помогает концентрировать внимание, успокаивает нервную систему. Обратите внимание, этого витамина много в пророщенных зернах, отрубях, бобовых. Содержится он также в дрожжах, орехах, в абрикосах, шиповнике, свёкле, моркови, редьке. Фрукты. Это источник витаминов, поддерживающих иммунитет. В период приближающегося весеннего авитаминоза актуальны будут цитрусовые (при условии, что у ребенка нет на них аллергии), гранаты, а также черешня, клубника и наши северные ягоды. Зерновые продукты. В них содержатся углеводы, которые дают энергию после ночного перерыва. Молочные продукты – молоко, йогурт, творог, сыр – незаменимый источник кальция, столь необходимого для детского организма. Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда, горячего напитка. Разнообразие меню достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки. В детской энциклопедии здоровья «Расти здоровым» мы узнали, какой должен быть среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников. В большом ассортименте они используются на завтрак.

Как правильно завтракать. Оказывается, нужно не просто есть с утра все, что найдете в холодильнике, надо правильно завтракать, чтобы была еще и польза, раз в этот момент, наш организм усваивает все по-максимуму, значит и полезная пища, даст максимальный полезный результат. Завтрак будет идеальным, если он будет состоять из злаков, фруктов и молочных продуктов. Злаки способствуют длительному притоку энергии, а фрукты в свою очередь влияют на немедленный выброс энергии и витаминов. Главное, что бы во время завтрака не было тяжелых продуктов, которые лучше всего употреблять во время обеда. В первую очередь выпейте утром стакан воды, благодаря ей внутренние органы, отвечающие за процесс пищеварения, проснутся. Кроме того, на завтрак полезно кушать следующие продукты питания:

  • хлебцы из цельного зерна, бублик с обезжиренным сливочным сыром;
  • овсяная каша с нежирным молоком, куда можно добавить кусочки фруктов;
  • молочный суп с манной крупой или овсяными хлопьями;
  • творог, брынза, сыр, колбаса, ветчина;
  • злаки: мюсли, хлопья, хлеб, тосты;
  • молочные продукты, мед, мармелад, джем, яйца;
  • фруктовый сок, кофе, чай.

Для здоровья человека очень важно правильно питаться. Ежедневный рацион должен содержать и белки, и жиры, и углеводы, и минеральные соли, и, конечно, витамины. Определенное количество каждого из них жизненно необходимо для организ­ма человека. Белки входят в состав всех живых кле­ток, необходимы для образования новых клеток, для роста и восстановления тканей всего организма. Белков животного происхождения больше всего содержится в моло­ке, мясе, рыбе и яйцах. Растительными белками насыщены ово­щи, крупы, хлеб. Особое значение для пита­ния имеют белки, входящие в состав фрук­тов, капусты и картофеля. Каждый день человеку необходимо по­треблять 100-120 г белков (для людей, за­нимающихся физическим трудом, нужно 150-160 г). Из этого количества 60% дол­жно приходиться на белки животного про­исхождения. Белки - это те структурные элементы, из которых строятся тела, поэтому раньше их называли «кирпичиками» тела. Именно с белками, как писал врач-диетолог А.А.Покровский, связано осуществление основных проявлений жизни: обмена веществ, способности к росту, размножению, участвуют в процессе усвоении жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов, и даже высшей форме движения материи – мышлению. Белки составляют пятую (1/5) часть человеческого тела, но в отличие от жиров и углеводов, не накапливаются в резерве и не образуются из других веществ, а поэтому являются незаменимой частью пищи. По своему происхождению белки делятся на две группы – животные и растительные. Соя – чемпион по содержанию белка растительного происхождения. Белки животного происхождения ценнее белков растительных. Поэтому при каждом приёме пищи нужно сочетать растительные белки (хлеб, каши, горох, соя) с белками животного происхождения (молоко, творог, сыр, мясо, рыба, яйцо). Большую часть дневной нормы полноценных белков следует съедать за завтраком и обедом. Потребность растущего организма в белке значительно выше, поэтому дети должны потреблять большее количество белков, чем взрослые. Малокровие, задержка роста, слабая сопротивляемость к болезням, особенно инфекционным, - результат белковой недостаточности. Жиры – наиболее богатые энергией питательные вещества. Они несут в себе вдвое больший запас энергии, чем белки и углеводы. С их помощью в организм поступают необходимые для жизнедеятельности вещества: витамины, растворяемые в жирах,особенно А, Д, Е, незаменимые жирные кислоты, лецитин. Жиры обеспечивают всасывание из кишечника минеральных веществ и жирорастворимых витаминов. Они улучшают вкус пищи и вызывают чувство сытости. Избыточное потребление жиров, богатых насыщенными жирными кислотами, способствует развитию атеросклероза, ишемической болезни сердца, ожирению. Избыток жиров в пище ухудшает усвоение белков, кальция магния, повышает потребность в витаминах. Суточная потребность в жирах составляет 80-100г, из которых 1/3 часть должна обеспечиваться жирами растительного происхождения. Жиры являются источником энергии для организма, они поддерживают работу внутренних органов, от их количества зави­сит трудоспособность человека. Существуют, как и белки, жиры расти­тельного и животного происхождения. Наиболее полезны жиры молочных про­дуктов (масла, сметаны, творога, сливок, мо­лока), т. к. в них содержится больше всего витаминов и они легко усваиваются орга­низмом. Растительные жиры отличаются очень высокой питательностью. Средняя нор­ма необходимых для человека жиров состав­ляет 80-110 г в день, половина из них дол­жна приходиться на жиры животного про­исхождения (предпочтительно — молочные). Углеводы в течение дня человек потребляет гораздо больше, чем других пищевых веществ. В то же время резервы их в организме сравнительно малы. Одной из функций углеводов является снабжение организма энергией. Они в различном количестве содержатся в продуктах растительного происхождения: сахаре, хлебобулочных и макаронных изделиях, в бобовых и картофеле. Углеводы есть и в пище животного происхождения – в молоке и молочных продуктах. Избыточное потребление углеводов – распространенная причина нарушения обмена веществ. Чтобы избежать ожирения, в первую очередь ограничивают потребление сахара, конфет, сладостей и хлебобулочных изделий. Лучше всего употреблять тёмный хлеб. Всего в сутки организму требуется: около 60 г. белков, 107 г. жиров, 400 г. углеводов. Это значит, сто в идеале белки должны составлять 12 % суточного рациона, жиры – 30-35%, а углеводы – 50-60%. По современным представлениям, здоровое питание – это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний. Оно начитает страдать при недостатке в рационе биологически ценных продуктов - овощей и фруктов, молока, мяса и рыбы. Отрицательно влияет на характер питания избыточное употребление углеводов, продуктов, насыщенных химическими консервантами, неправильное хранение и кулинарная обработка продуктов. Неблагополучная экологическая обстановка способствует загрязнению пищевых продуктов токсическими элементами. Углеводы — еще один источник энергии. Они входят в состав продуктов, в основ­ном, в виде клетчатки, сахара и крахмала. Крахмал и сахар более ценны, в большом количестве они присутствуют в продуктах растительного происхождения: овощах, пло­дах и ягодах, крупах, муке, хлебе. Клетчат­ка нужна для правильной работы желудоч­но-кишечного тракта, она содержится в ржа­ном хлебе и овощах. Минеральные соли — также жизненно необходимы для организма человека. Каль­ций — для костей и нормальной работы мышц и сердца, фосфор — для костей, тка­ней и деятельности нервной системы, маг­ний — для сердечно-сосудистой системы, железо — для крови. Минеральными солями богаты различ­ные овощи, фрукты и другие продукты. Большое количество кальция содержит­ся в овощах, крупах и молочных продуктах, фосфора — в мясе, рыбе, сыре, молоке, капус­те, яйцах и хлебе, магния — в крупах, ржа­ном хлебе и отрубях, железа — в свежей зелени, мясе и хлебе. В среднем организму человека требует­ся: кальция — 0,8-1 г, фосфора — 1,5-1,7 г, магния — 0,3-0,5 г, железа — 1,4-1,6 г. На утреннем столе обязательно должны быть: - белки: яйца, нежирное мясо (например, курица, телятина или тунец), грибы; - жиры: немного сметаны или орехов; - углеводы: цельнозерновой хлеб, фрукты; - клетчатка: те же фрукты, овощи, каши. Полезный и здоровый завтрак должен состоять из трех компонентов: цельнозерновой каши, вареного куриного яйца и сырного бутерброда. Завтрак поможет получить организму нужное количество железа, кальция и витаминов группы В, что в свою очередь повышает иммунитет, а значит человек меньше подвержен различным заболеваниям, в том числе простуде и гриппу.

Нерегулярное питание, отказ от пищи, еда всухомятку – все это приводит к заболеванию желудочно-кишечного тракта. Важность завтрака раскрылась не только с точки зрения учёных, врачей, но и с практической стороны. Как видно из проведённого анкетирования, большинство учеников понимает значение горячего завтрака и старается поддерживать его полноценность. Воспитывать культуру еды нужно еще в раннем детстве. Даже дошкольнику вполне доступно представление о том, что в течение дня бывает завтрак, обед, полдник и ужин. Отдельная тема - выбор правильных, здоровых продуктов. Конечно, ни один ребенок не откажется от шоколадного батончика в пользу овсяной каши. Но ведь культуру здоровой еды можно и нужно воспитывать! На втором этапе нашего исследования заметно увеличилось количество завтракающих детей и уменьшилось количество болеющих детей. Укрепление и сохранение здоровья учащихся начальных классов, его хорошая успеваемость в школе во многом зависит от завтрака. Проведённое нами исследование ещё раз убедительно доказало, что чтобы дети были здоровы, могли успешно учиться, необходимо следить за своим здоровьем и, в том числе, правильно питаться. Но для этого родители учащихся и сами учащиеся должны знать, как правильно организовать своё питание и почему это необходимо делать. Как выявило первоначальное анкетирование, причина неправильного режима питания ребят кроется в их незнании о пользе завтрака. Поэтому, мы считаем, необходимо было провести беседу на данную тему на уроке окружающего мира, на общих родительских собраниях школы, школьной конференции и классных часах, что мы и сделали. Так же было проведено родительское собрание, на котором мы выступили с беседой о значении завтрака. Нами были составлены и распространены среди родителей учащихся нашего класса практические рекомендации о значении завтрака. Одноклассникам даны рекомендации по организации правильного питания. Разработано утреннее меню на 7 дней и предложены одноклассникам. В конце четверти мы провели итоговое анкетирование в своём классе. Изучив ответы ребят, мы пришли к выводу, что проведённая нами в нашем классе беседа о значении завтрака учащихся начальной школы положительно повлияла на организацию питания одноклассников. Рацион стал разнообразнее, ребята соблюдают режим питания. В итоге у ребят значительно улучшились самочувствие и работоспособность. Разработанный нами план беседы о значении завтрака ребёнка может быть использован на уроках окружающего мира и даже на уроках биологии, на родительских собраниях, на классных часах, посвящённых данной теме. Если мы научимся с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то наше поколение будет более здоровым.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Каким должен быть завтрак, обед и ужин? Перед уходом в школу ребёнок должен съесть горячее калорийное блюдо. Утром легко и быстро можно при готовить овсяную кашу, поджарить яичницу, омлет, сделать отварной картофель, сварить сосиски, сардельки. Неплохо съесть морковку или фрукты. Лучше пить чай, сок или какао. Обед обязательно надо начинать с салата из сырых овощей, а для повышения аппетита съесть кусочек селёдки, немного селёдочного паштета с гарниром из сырых или вареных овощей. Затем должен быть в меню суп на мясном бульоне. Супы необходимо приправлять свежей, сушёной зеленью, зелёным луком, чесноком. На второе блюдо можно приготовить мясо, рыбу, курицу. Гарнир лучше из тушённых или отварных овощей со свежим или соленым огурцом, помидором, зелёным горошком. Опять-таки полезно добавлять зелень. На третье лучше всего свежие или консервированные фрукты. Но можно и компот из сухофруктов. Не советуют пить чай, так как сахар или сладости, которые обычно употребляют с ним, только перегружают рацион углеводами. Совершенно нецелесообразно готовить кисели из концентратов, так как они полностью лишены витаминов. На ужин - хорошо, если вы едите творожную запеканку, сырники, а также овощное или крупяное пюре. При этом, если на завтрак была каша, то на ужин приготовьте овощи, и наоборот. Мясо на ужин не рекомендуется, так как оно перегружает пищу белком, который труднее переваривается, а ночью процессы пищеварения замедляются и организм вырабатывает меньше пищеварительных соков. На ужин очень полезны свежие овощи, фрукты и кисломолочный напиток. Ужин должен быть не позднее, чем за 1,5 - 2 ч до сна. Если он был ранним, то выпейте один стакан кефира, можно с булочкой, а так же позволяется съесть яблоко. Приложение №4 5 самых вредных продуктов питания для детей: 1. Кока-кола. Этот напиток содержит ортофосфорную кислоту в таких концентрациях, что за несколько часов способен удалить ржавчину с гвоздя! 2. Сладкая газировка. Она содержит бензоат натрия (Е211), который повреждает ДНК человека, что может привести к циррозу печени, болезни Паркинсона, и ряду других болезней. 3. Картофельные чипсы. Их делают вовсе не из картофеля, а из концентрата порошковой картошки. В сочетании с огромным количеством жира, ароматизаторами и вкусовыми добавками чипсы становятся настоящей угрозой для желудка малыша. А, кроме того, они «убивают» чувство вкуса нормальной, здоровой пищи. 4. Сосиски и дешевая колбаса. В их составе практически нет мяса, зато много жиров (до 40% веса), соевого белка и нитрита натрия, вещества, придающего сосискам и колбасам приятный розоватый цвет. 5. Маргарин. Если собственное здоровье и здоровье ребенка вам небезразлично, ограничьте его употребление.

03.07.2018 11:53


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!