СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Предмет: Литературное чтение
Класс: 4 класс
Учитель: Семёнова Наталья Сергеевна
Технологическая карта изучения темы
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
Тема: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
Цель: Учить давать характеристику героям рассказа, отрабатывать навык правильного выразительного чтения, развивать функциональную грамотность.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
УУД:
Предметные УУД: выбирать языковые средства для эффективного решения коммуникативной задачи в соответствии с целями и условиями
общения; разграничивать слова.
Познавательные УУД: находить в тексте слова по заданному признаку, оценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения
соблюдения правил речевого этикета.
Регулятивные УУД: формулировать тему урока, ставить учебные задачи, контролировать последовательность действий при списывании,
правильность и аккуратность записи; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Коммуникативные УУД: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему,
уважительно относиться к позиции другого.
Личностные УУД: осознавать значимость этикетных слов в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и уважать мнение
собеседника, формировать умения высказывать суждения.
Оборудование: компьютерные слайды, выполненные в программе Power Point, учебник.
Формы работы: Фронтальная, индивидуальная работа, групповая работа.
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД |
|
СЛАЙД 2
- Прочитай с радостью. - Прочитай шепотом. - Прочитай выразительно. |
Личностные УУД: Формирование умения высказывать суждения |
II. Актуализация знаний |
1. Беседа о подаренных животных. 2. Дарили ли тебе когда-нибудь животных? Что ты при этом испытывала? -Ответ учащихся 3. Да, когда животные маленькие - они все хорошие и милые. Но вот когда вырастают, то надоедают людям и чаще всего оказываются на улице. Что же делать, чтобы этого не произошло? -Ответ учащихся 4. Прежде чем кого-нибудь заводить, надо хорошо все обдумать. А главное – не забывать: мы в ответе за тех, кого приручили. СЛАЙД 3 -Сегодняшний урок мы начнем со знакомства с творчеством Д.Н. Мамин-Сибиряк. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился в семье заводского священника. Детские годы его прошли в маленьком посёлке на Урале. Дмитрий Наркисович рос в бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Родители его были добрыми людьми. Они научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. Прошли годы. Мамин - Сибиряк стал писателем. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ и красоту уральской природы. Особая страница его творчества – рассказы для детей. За рассказы “Зимовье на Студеной” и “Емеля и охотник” Мамин - Сибиряк получил золотую медаль и премию. “ Это счастье писать для детей”,- говорил он. Писал Мамин - Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери. Она давно умерла. И отец делал для девочки всё, чтобы ей жилось хорошо. Так они вдвоём проводили долгие зимние вечера - отец и дочь. Сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал “ Алёнушкины сказки”. Эту книгу вы видите на нашей выставке. Она очень нравится всем детям. Можете взять и почитать. Прелестью данной книги является мудрый, добрый взгляд на природу и на наших “братьев меньших”. - Какие произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка вы читали? |
Предметные УУД: выбирать языковые средства для эффективного решения коммуникативной задачи в соответствии с целями и условиями общения; Личностные УУД: осознавать значимость этикетных слов в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, формировать умения высказывать суждения. |
IV. Подготовка к восприятию нового материала: |
- Сегодня на уроке, мы познакомимся с рассказом «Приемыш». - Не читая произведения, ответьте, какие ассоциации возникают у тебя, когда слышите это слово - приёмыш? (приют, сирота, детский дом, одиночество) - Словарная работа. - При чтении встретятся трудные слова и выражения, попытаемся заранее объяснить их смысл. – Как вы их понимаете? Объясните значение слов: СЛАЙД 4 ДОСПЕХИ - 1) в старину: воинское снаряжение; 2) тяжеловесное снаряжение. СЛАЙД 5 ПРОТОКА -1) боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема; 2) узкая соединительная полость, канал. СЛАЙД 6 САЙМА - рыбацкая стоянка. МУШТРОВАТЬ - обучать, подвергать муштре. МУШТРА - суровая система воспитания, обучения. Учитель: СЛАЙД 7 Подберите синонимы к словам: ОТЧАЯННЫЙ Учащиеся: Безнадежный, удалой, страшный, душераздирающий Учитель: ГОРДЫЙ Учащиеся: 1) горделивый, полный (собственного) достоинства, самолюбивый; 2) высокомерный. Учитель: СЛАЙД 8 Подберите антонимы к словам: ОРИГИНАЛЬНЫЙ Учащиеся: Банальный Учитель: ОСОБЕННЫЙ Учащиеся: Обыкновенный |
Регулятивные УУД: Формулировать тему урока. Ставить учебные задачи Личностные УУД: осознавать значимость этикетных слов в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, формировать умения высказывать суждения. Межпредметная связь |
VI. Работа с учебником: |
-Найдите произведение в учебнике. - Кто автор его? ( Д.Н. Мамин - Сибиряк) |
Коммуникативные УУД: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого. |
VII. Работа с текстом, анализ текста |
- Чтение рассказа учителем. Чтение текста: а) Чтение 1 части (Читает ученик, хорошо владеющий техникой чтения) Обсуждение прочитанного: - Почему хозяина избушки не оказалось дома? - Как вы думаете, кто же был Приёмышем? - Как лебедь оказался у Тараса? - Как вы считаете, правильно ли поступил Тарас? - А как бы вы поступили на его месте? б) Чтение 2 части самостоятельно. Работа с текстом после чтения: - Расскажите, как Тарас говорил о лебеде? - Какой питомец жил еще у Тараса? - Прочитайте отрывок, как Соболько дружил с приемышем? - Давайте сравним этих двух питомцев. (Диаграмма Венн) Физминутка в) Чтение 3 части. - Как Тарас доказывает, что он не одинок на сайме? Прочитайте. - Доволен ли был Тарас своим питомцем? Прочитайте отрывок. - В чем же проявлялась гордость птицы. Найдите отрывок в тексте, прочитайте – А что вы узнали из этой части о жизни Тараса? - Составьте рассказ о старом Тарасе по вопросам. Вопросы на слайде: Кто такой Тарас? Чем он занимался? Где он жил? Как относился к природе? Почему он приютил лебедя? (Тарас старый человек. Жил около леса на Светлом озере. Он был рыбаком. К природе относился бережно, оберегал природу. Тарас был добрым человеком.) - Давайте те качества Тараса, которые ему присуще. Прогнозирование: - Как вы думаете, каким будет конец этой истории? г) Чтение последней части рассказа. (Читает учитель) - Я буду читать, а вы слушайте и думайте над вопросом. Совпало ли ваше мнение с авторским? ( Заслушиваются ответы учащихся) - Каким автор увидел Тараса осенью? - Почему он так сильно изменился - Тосковал ли старик по своему лебедю? - Легко ли расставаться с другом? Чтение текста учащимися. |
Коммуникативные УУД: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого. Личностные УУД: Формирование умения анализировать и давать оценку своим действиям |
XIX. Обобщение по уроку: |
- Что же Д.Н. Мамин-Сибиряк хотел сказать нам этим произведением, какую главную мысль определил? Доброта — это богатство, щедрость души человека. - Какие пословицы можно применить к данному произведению? Жизнь дана на добрые дела. Свет не без добрых людей. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. Добра желаешь, добро и делай. |
Коммуникативные УУД: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого |
X. Итог урока, рефлексия |
- Чему учились на уроке? - Какие чувства вызвал у вас рассказ? - Что помог понять вам рассказ? - Какой вывод по уроку можно сделать? Запись в тетрадях в таблицу: Для меня было сложным… Мне понравилось… |
Коммуникативные УУД: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, уважительно относиться к позиции другого. Личностные УУД: Формирование умения анализировать и давать оценку своим действиям |
XI. Домашнее задание: |
Подготовить выразительное чтение рассказа и заполнить таблицу, желающие могут нарисовать рисунок к тексту. |
© 2022, Семёнова Наталья Сергеевна 86