СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта изучения темы Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: Литературное чтение

Класс: 4 класс

Учитель: Семёнова Наталья Сергеевна

Технологическая карта изучения темы

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Тема: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Цель: Учить давать характеристику героям рассказа, отрабатывать навык правильного выразительного чтения, развивать функциональную грамотность.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить доказывать свою точку зрения.
  • Учиться опровергать мнения других и отстаивать своё мнение, используя знания, полученные на уроках чтения и природоведения.

Развивающие:

  • Развивать у школьников умение выделять главное, существенное, обобщать, логически излагать свои мысли.
  • Развивать орфографическую зоркость учащихся, познавательную активность.

Воспитательные:

  • Формировать умение работать в группе (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблемы, приходить к единому мнению).
  • Содействовать воспитанию любви к предмету, воспитанию дружеских отношений.
  • воспитывать бережное отношение к людям и их чувствам;
  • воспитывать интерес к русскому языку;

УУД:

Предметные УУД: выбирать языковые средства для эффективного решения коммуникативной задачи в соответствии с целями и условиями

общения; разграничивать слова.

Познавательные УУД: находить в тексте слова по заданному признаку, оценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения

соблюдения правил речевого этикета.

Регулятивные УУД: формулировать тему урока, ставить учебные задачи, контролировать последовательность действий при списывании,

правильность и аккуратность записи; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Коммуникативные УУД: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему,

уважительно относиться к позиции другого.

Личностные УУД: осознавать значимость этикетных слов в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и уважать мнение

собеседника, формировать умения высказывать суждения.

Оборудование: компьютерные слайды, выполненные в программе Power Point, учебник.

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная работа, групповая работа.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

  1. Организационный момент. Речевая разминка.

    1. Проверка готовности к уроку.

СЛАЙД 2

    1. – Прочитай, разделив слова на слоги.

- Прочитай с радостью.

- Прочитай шепотом.

- Прочитай выразительно.

Личностные УУД: Формирование умения высказывать суждения

II. Актуализация знаний

1. Беседа о подаренных животных.

2. Дарили ли тебе когда-нибудь животных? Что ты при этом испытывала?

-Ответ учащихся

3. Да, когда животные маленькие - они все хорошие и милые. Но вот когда вырастают, то надоедают людям и чаще всего оказываются на улице. Что же делать, чтобы этого не произошло?

-Ответ учащихся

4. Прежде чем кого-нибудь заводить, надо хорошо все обдумать. А главное – не забывать: мы в ответе за тех, кого приручили.

СЛАЙД 3

-Сегодняшний урок мы начнем со знакомства с творчеством Д.Н. Мамин-Сибиряк.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился в семье заводского священника. Детские годы его прошли в маленьком посёлке на Урале. Дмитрий Наркисович рос в бедной семье. В доме на счету была каждая копейка.

Родители его были добрыми людьми. Они научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым.

Прошли годы. Мамин - Сибиряк стал писателем. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ и красоту уральской природы.

Особая страница его творчества – рассказы для детей. За рассказы “Зимовье на Студеной” и “Емеля и охотник” Мамин - Сибиряк получил золотую медаль и премию.

“ Это счастье писать для детей”,- говорил он.

Писал Мамин - Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери. Она давно умерла. И отец делал для девочки всё, чтобы ей жилось хорошо. Так они вдвоём проводили долгие зимние вечера - отец и дочь. Сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал “ Алёнушкины сказки”. Эту книгу вы видите на нашей выставке. Она очень нравится всем детям. Можете взять и почитать. Прелестью данной книги является мудрый, добрый взгляд на природу и на наших “братьев меньших”.

- Какие произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка вы читали?

Предметные УУД: выбирать языковые средства для эффективного решения коммуникативной задачи в соответствии с целями и условиями общения;

Личностные УУД: осознавать значимость этикетных слов в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, формировать умения высказывать суждения.

IV. Подготовка к восприятию нового материала:

- Сегодня на уроке, мы познакомимся с рассказом «Приемыш».

- Не читая произведения, ответьте, какие ассоциации возникают у тебя, когда слышите это слово - приёмыш? (приют, сирота, детский дом, одиночество)

- Словарная работа.

- При чтении встретятся трудные слова и выражения, попытаемся заранее объяснить их смысл. – Как вы их понимаете?

Объясните значение слов:

СЛАЙД 4

ДОСПЕХИ - 1) в старину: воинское снаряжение; 2) тяжеловесное снаряжение.

СЛАЙД 5

ПРОТОКА -1) боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема; 2) узкая соединительная полость, канал.

СЛАЙД 6

САЙМА - рыбацкая стоянка.

МУШТРОВАТЬ - обучать, подвергать муштре.

МУШТРА - суровая система воспитания, обучения.

Учитель:

СЛАЙД 7

Подберите синонимы к словам:

ОТЧАЯННЫЙ

Учащиеся:

Безнадежный, удалой, страшный, душераздирающий

Учитель:

ГОРДЫЙ

Учащиеся:

1) горде­ливый, полный (собственного) достоинства, самолюбивый; 2) высокомерный.

Учитель:

СЛАЙД 8

Подберите антонимы к словам:

ОРИГИНАЛЬНЫЙ

Учащиеся:

Банальный

Учитель:

ОСОБЕННЫЙ

Учащиеся:

Обыкновенный

Регулятивные УУД: Формулировать тему урока. Ставить учебные задачи

Личностные УУД: осознавать значимость этикетных слов в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, формировать умения высказывать суждения.

Межпредметная связь

VI. Работа с учебником:

-Найдите произведение в учебнике.

- Кто автор его? ( Д.Н. Мамин - Сибиряк)

Коммуникативные УУД: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого.

VII. Работа с текстом, анализ текста

- Чтение рассказа учителем.

Чтение текста:

а) Чтение 1 части (Читает ученик, хорошо владеющий техникой чтения)

Обсуждение прочитанного:

- Почему хозяина избушки не оказалось дома?

- Как вы думаете, кто же был Приёмышем?

- Как лебедь оказался у Тараса?

- Как вы считаете, правильно ли поступил Тарас?

- А как бы вы поступили на его месте?

б) Чтение 2 части самостоятельно.

Работа с текстом после чтения:

- Расскажите, как Тарас говорил о лебеде?

- Какой питомец жил еще у Тараса?

- Прочитайте отрывок, как Соболько дружил с приемышем?

- Давайте сравним этих двух питомцев.

(Диаграмма Венн)

Физминутка

в) Чтение 3 части.

- Как Тарас доказывает, что он не одинок на сайме? Прочитайте.

- Доволен ли был Тарас своим питомцем? Прочитайте отрывок.

- В чем же проявлялась гордость птицы. Найдите отрывок в тексте, прочитайте

– А что вы узнали из этой части о жизни Тараса?

- Составьте рассказ о старом Тарасе по вопросам.

Вопросы на слайде:

Кто такой Тарас?

Чем он занимался?

Где он жил?

Как относился к природе?

Почему он приютил лебедя?

(Тарас старый человек. Жил около леса на Светлом озере. Он был рыбаком. К природе относился бережно, оберегал природу. Тарас был добрым человеком.)

- Давайте те качества Тараса, которые ему присуще.

Прогнозирование:

- Как вы думаете, каким будет конец этой истории?

г) Чтение последней части рассказа. (Читает учитель)

- Я буду читать, а вы слушайте и думайте над вопросом. Совпало ли ваше мнение с авторским?

( Заслушиваются ответы учащихся)

- Каким автор увидел Тараса осенью?

- Почему он так сильно изменился

- Тосковал ли старик по своему лебедю?

- Легко ли расставаться с другом?

Чтение текста учащимися.

Коммуникативные УУД: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого.

Личностные УУД: Формирование умения анализировать и давать оценку своим действиям

XIX. Обобщение по уроку:

- Что же Д.Н. Мамин-Сибиряк хотел сказать нам этим произведением, какую главную мысль определил? Доброта — это богатство, щедрость души человека.

- Какие пословицы можно применить к данному произведению?

Жизнь дана на добрые дела.

Свет не без добрых людей.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Добра желаешь, добро и делай.

Коммуникативные УУД: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого

X. Итог урока, рефлексия

- Чему учились на уроке?

- Какие чувства вызвал у вас рассказ?

- Что помог понять вам рассказ?

- Какой вывод по уроку можно сделать?

Запись в тетрадях в таблицу:

Для меня было сложным…

Мне понравилось…

Коммуникативные УУД: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, уважительно относиться к позиции другого.

Личностные УУД: Формирование умения анализировать и давать оценку своим действиям

XI. Домашнее задание:

Подготовить выразительное чтение рассказа и заполнить таблицу, желающие могут нарисовать рисунок к тексту.

Категория: Литература
23.11.2022 14:03


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!