СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ТЕМА: В. В. Бианки рассказ «Мышонок Пик»
Этап урока |
Цель |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
||||
1. Самоопределение деятельности |
Создание ситуации успеха (1 минута) |
- Закройте глаза, вспомните о чем-то хорошем. Откройте глаза, улыбнитесь друг другу. - Начинаем урок чтения. |
Настраиваются на активную работу на уроке |
Регулятивные: - формирую способность к организации своей деятельности |
||||
2. Актуализация |
Мотивация ( 1 минута) |
- Назовите автора, произведение которого мы читали вчера на уроке. - О чем пишет В.Бианки в своих рассказах? Кто его герои? - Назовите произведение, которое мы читаем сейчас. - Почему мы решили, что это сказка? |
Отвечают на вопросы; записывают в тетрадь. В.В. Бианки «Мышонок Пик» Литературный жанр: сказка. |
Коммуникативные: - учу отвечать на вопросы - создаю ситуацию для обсуждения |
||||
3. Постановка учебной задачи |
Создание проблемной ситуации (1 минута) |
- Сегодня на уроке мы будем перечитывать сказку и проводить небольшое исследование. Цель нашего исследования: узнать, какими художественными приёмами пользовался автор, чтобы мы поняли, что пришлось пережить мышонку во время его путешествия. |
Регулятивные: - учу определять цели урока |
|||||
4. Проверка д/з |
5 минут |
- Дома вы готовили чтение I части в лицах. - Назовите героев, с которыми мы знакомимся в I части - Как называется разговор 2-х человек? - Кто участвует в диалоге? -Каким мы видим брата в этой части (на доске появляется сердитое лицо брата) - С какой интонацией мы прочитаем его реплики? - Какой мы видим сестру? (на доске появляется веселое лицо сестры) - С какой интонацией мы прочитаем её реплики? Вопрос после чтения: - Понравился ли вам поступок детей? Почему? Что совершили дети? Добро или зло? |
Сердитым, злым, упрямым. Уверенно, сердито. Доброй, жалостливой, неразумной. Удивленно, радостно, с жалостью, испуганно. Зло |
Познавательные: - учу осмысливать, какая информация нужна для решения задачи - учу анализировать характеры и чувства героев - учу делать выводя |
||||
5. Открытие нового знания |
Исследование (10 мин) |
- Перечитайте и найдите в следующей части (с.75), что говорит сам автор об этом поступке детей -Давайте прочитаем, с какими опасностями встретился маленький мышонок в реке. Первая опасность — сама река. - Прочитайте, как описывает реку автор. (На доске появляется рисунок реки и описание реки) - Река (какая?) широкая - Как называется этот художественный приём? - На что похожа река? - Как называют этот художественный приём? На доске:1) Река была широкая (эпитет) — целое море (сравнение). - Прочитайте, какая ещё опасность поджидала мышонка в реке? На доске: 2) Большие белые чайки (рисунок) - Какой художественный приём помогает нам представить чаек? Аналогичная работа проводится далее. 3) щука со страшными зубами 4) крупная хищная птица - Какие выразительные слова помогают автору показать, каким опасным было путешествие Пика? |
«.. в опасное путешествие» Река была широкая — целое море эпитет на море сравнение «.Большие белые чайки.» эпитеты эпитеты и сравнения |
Познавательные - учу выбирать из текста нужные для анализа фрагменты - учу анализировать - учу называть существенные признаки объектов - учу делать выводы и обобщения по итогам анализа Коммуникативные - учу отвечать на вопросы |
||||
6. Применение нового знания и первичное закрепление. |
Применение открытого знания в практической деятельности (7 минут) |
Чтение III части. - Прочитаем, что случилось с мышонком в следующей части. После чтения: - Почему автор назвал эту часть «Страшная ночь»? - А теперь вы сами проведете исследование в этой части и найдете эпитеты и сравнения. - Возьмите карточки. Перечитайте III часть, найдите и вставьте в предложения пропущенные слова. Укажите, где эпитеты и сравнения. Карточка. * Так он и просидел. целый день * Огляделся — никого. Тогда он. быстро покатился в траву. *. шорохи и шелесты слышались со всех сторон в траве. - Поменяйтесь карточками и проверьте друг друга. -Прочитайте предложение, назовите пропущенное слово и художественный приём. - «Учителя» подарите вашим ученикам цветок за правильно выполненную работу. - Скажите, что изменилось бы в предложениях без этих слов? |
Работа с карточками голодный (эпитет) тёмным(сравнение) клубочком тихие (эпитет) |
Регулятивные - учу действовать по выбранному плану - учу способам самопроверки Познавательные: - учу анализировать - учу делать выводы Коммуникативные: - учу работать в группе - учу критически относиться к своей позиции и признавать свою неправоту |
||||
7. Самостоятельная работа в группах |
Применение нового способа дейст- вия, рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха (5 минут) |
- Молодцы, вы всё хорошо поняли про эпитеты и сравнения. - Попробуем заполнить трудную таблицу в которой вы приведёте примеры эпитетов и сравнений. - Работать будете парами, помогая друг другу. Можно взять примеры с доски, из карточек. Проверка с учителем. - Приведите примеры эпитетов, сравнений. Карточка
|
Регулятивные: - учу действовать по выбранному плану - учу способам взаимопроверки Познавательные: - учу осмысливать, какая информация нужна для решения задачи - учу искать информацию в разных источниках - учу анализировать и обобщать Коммуникативные: - учу работать в группе - учу убеждать другого человека - учу вносить вклад в совместные действия |
|||||
8. Физкультминутка |
1 минута |
|||||||
9. Составление характеристики героя |
6 минут |
Чтение IV части (выборочное) - Кто запомнил возраст Пика? - Он ещё ничего не умел, когда остался без мамы. - Давайте прочитаем в следующей части — чему же он научился? - Чему еще надо обязательно научиться? Чтение V части цепочкой. - Прочитаем следующую часть «Соловей — разбойник». Найдем, чему еще научится Пик. - Про кого так говорят «соловей — разбойник»? После чтения: - Почему автор сравнивает птицу с разбойником? - Как удалось мышонку перехитрить соловья — разбойника? Расскажите. - Чему он ещё научился? - Мышонку выпало много испытаний, во время путешествия. Какие качества характера помогли ему их преодолеть? Докажите. На доске: Мышонок (какой?).. (рисунок) упрямый * упорный злой * смелый * сообразительный легкомысленный |
2 недели от роду 1) научился находить себе пищу 2) научился лазать спасаться от врагов о тех, кто занимается разбоем. Спасаться от врагов упорный, смелый, сообразительный. |
Познавательные: - учу анализировать характер и чувства героев - учу делать выводы Коммуникативные: - учу отвечать на вопросы - учу убеждать другого человека |
||||
10. Включение нового знания в систему знаний и закрепление. |
Применение открытого знания в практической дея- тельности. ( 2минуты) |
- Как многому научился маленький мышонок, а чему научились вы на этом уроке? - Над чем заставил задуматься В.Бианки? - Прочитайте пословицы. Выберите те, которые можно отнести к мышонку; к детям. * Мал, да удал. * Злой человек не проживет в добре век. * Кто смел, тот и цел. * Худо тому, кто добра не делает ни- кому. - Ещё мы с вами провели на уроке небольшое исследование. Что же мы узнали в результате этой работы? |
*относиться бережно к природе; * не обижать маленьких, беззащитных; * не сдаваться, бороться с опасностями Писатели используют такие выразительные слова, как эпитеты и сравнения для того, чтобы читатели лучше представляли героев произведения и события, которые с ними происходят. |
Регулятивные: - учу способам самопроверки Познавательные: - учу выделять главную мысль Коммуникативные: - учу строить монологическое высказывание |
||||
11. Домашнее задание |
1 минута |
Нарисовать картинный план к сказке или пересказ одной части (по выбору) |
||||||
12. Рефлексия |
Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения (5 минут) |
- Мы с вами прочитали сказку в сокращении. - Давайте посмотрим отрывок из мультфильма и узнаем, чем закончилась сказка. После просмотра: - Вы рады за мышонка? Я — очень! - Вспомним начало сказки. - Что мы с вами сказали о поступке детей? - А сейчас, что вы думаете о детях? Изменилось ли их отношение к живым существам, к природе? - Какой поступок они совершили в конце сказки? - Получается, что в этой сказке, как всегда, встретились добро и зло. - Кто догадается, какое слово надо вставить в это предложение? На доске: ДОБРО.. ЗЛО. Да будет так! - А сейчас, ребята, оцените свою работу на уроке. Нарисуйте в тетрадях смайлики. - Поднимите руку те, кто нарисовал улыбку. Молодцы! - Спасибо за урок. |
Дети совершили зло Дети совершили добрый поступок. ПОБЕЖДАЕТ Оценка своей работы. |
Познавательные: - учу анализировать, обобщать и делать выводы Регулятивные - учу способам самопроверки |
© 2022, Беккер Вера Адамовна 214