СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологии проектной деятельности на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доктор педагогических наук, известный исследователь в области современных технологий обучения учащихся Е.С. Полат определяет метод проектов как «организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата» (7, с.82).

Данный подход определяется современными требованиями к преподаванию иностранного языка в средней общеобразовательной школе. В соответствии со становящейся личностно-ориентированной образовательной парадигмой и актуальным социальным заказом, школьное иноязычное образование рассматривается сегодня как взаимосвязанное коммуникативное, социокультурное и личностное развитие учащихся.

Зарубежные педагоги разработали ряд технологий работы учащихся для совместного выполнения проектов. Данный подход довольно подробно описан в работах Дж. Аронсона, Р. Райб, Р. Славина, Е.С. Полат.

Одной из них является обучение в команде (Student Team Learning).

Отличительная черта этого подхода состоит в том, что достижения всех членов команды суммируются и для общей победы необходима самостоятельная работа каждого члена команды, тесное взаимодействие на всех стадиях разработки темы. Каждый ученик должен знать то, что узнали и чего достигли его партнеры. В этом заинтересована вся группа, так как от успеха каждого зависит общий результат. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе – вот, что составляет суть данного подхода.

Учитель может разнообразить творческий подход применительно к своим ученикам, но при одном условии - четком соблюдении основных принципов обучения в сотрудничестве. Собрал и подробно изложил эти принципы в своей статье Е.С.Полат.

  • Группы учащихся формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должны быть сильный, средний и слабый ученик, девочки и мальчики. Если группа на нескольких уроках работает слаженно, дружно, нет необходимости менять её состав. Если работа по каким-то причинам не получается, состав группы можно менять от урока к уроку.
  • Группа получает одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы (роли обычно распределяются самими учениками, но в некоторых случаях учитель может дать рекомендации).
  • Оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу); оцениваются не столько знания, сколько усилия учащихся. Если при работе в группе будут оцениваться реальные результаты каждого, то никто не захочет работать вместе со слабым учеником.
  • Учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитываться за задание. В ряде случаев это может быть слабый ученик (это касается главным образом лингвистических, грамматических, лексических знаний). Если слабый ученик в состоянии изложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута, ибо цель любого задания – не формальное его выполнение, а овладение материалом каждым учеником группы (7, 10).

Е.С. Полат выделяет особенности обучения в команде:

1. Какое-либо поощрение за проделанную работу получают все члены группы или команды.

2. Каждый ученик персонально отвечает за успех или неуспех группы.

3. Все учащиеся имеют равные возможности для получения очков для своей команды.

Эти правила имеют и воспитывающий потенциал: каждый ученик может проявить себя и почувствовать свою значимость и необходимость в общей работе.

Другой подход к организации обучения в сотрудничестве был разработан американским исследователем Дж.Аронсон и был назван Jigsaw (пила). Учащиеся разбиваются на группы по 4-6 человек, разных по способностям, каждый получает для разработки определенную подтему, небольшой по объему материал. Затем члены группы обмениваются информацией, являясь своеобразными экспертами каждый в своем вопросе. Каждый заинтересован в том, чтобы партнер знал так же, как и он, поскольку это отразится на общей итоговой оценке. По изученной теме может отчитаться как вся команда, так и один из её членов. Такая методика может применяться при изучении страноведческого материала.

Следующий подход - Learning Together (учимся вместе). При использовании данного подхода класс разбивается на однородные по уровню обученности группы по 3-5 учеников. Каждая группа получает одно задание, которое является частью общего большого задания, над которым работает весь класс. Результатом работы является изучение учащимися класса всей темы. Группы награждаются в зависимости от достижений каждого из её членов.

Внутри каждой группы учащиеся самостоятельно распределяют микрозадания. Такого рода работа имеет две цели: достижение учебного результата (образовательная) и оказание необходимой помощи друг другу (воспитательная).

При существовании некоторых различий в подходах к обучению в малых группах, все они предполагают общность целей и задач для всех членов группы, а также индивидуальную ответственность и равные возможности для достижения успеха. В основе работы в группе лежит идея не соревнования, а сотрудничества. Общий успех группы зависит от вклада каждого, и это означает, что каждый должен осознавать ответственность за свою часть работы, и у каждого есть возможность попросить помощи у товарища по группе, при этом проявляются такие функции метода проектов, как компенсирующая и саморегулирующаяся. Наличие у всех равных возможностей означает, что каждый учится в силу своих способностей. Усилия учеников оцениваются по достижению каждым из них своей собственной цели, а не сравниваются друг с другом. Как замечено психологами, если оцениваются усилия каждого для достижения общего результата, то мотивация обучения очень высока.

10.03.2022 23:49


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!