СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология портфолио как средство саморазвития учителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

А. В. Жирякова, М. А. Бондаренко, Е. В. Галаган, Р. С. Коновалов, Южный федеральный университет

г. Ростов-на-Дону

Новые социально-экономические условия нашей страны требуют повы­шения кадрового потенциала на основе модернизации системы непрерывного профессионального образования, ключевой фигурой в которой остается педа­гог — личность активная, целеустремленная, деятельностно способная, совер­шенствующая профессиональные качества для решения задач, поставленных перед ней государством и обществом.

Однако современная педагогическая действительность характеризуется высоким темпом изменений, обогащением направлений и содержания дея­тельности учителя, усилением требований к его личностным и профессио­нальным качествам, результатам труда. Следовательно, сегодня он должен быть готов гибко реагировать на изменения образовательной ситуации, быст­ро адаптироваться к новым условиям, учитывать специфику существующих педагогических систем, стремиться в полной мере реализовать свой личност­но-профессиональный потенциал.

Современная школа в условиях перехода на национальную модель обра­зования нуждается в “новом” типе учителя - творчески думающем, обладаю­щим современными методами и технологиями образования, приемами психо­лого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструиро­вания педагогического процесса в условиях конкретной практической дея­тельности, умением прогнозировать свой конечный результат.

Современный педагог - это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, созда­тель программ, опирающихся на новые технологии обучения.

Учитель должен уметь не только проектировать собственную образова­тельную и профессиональную деятельность в соответствии с национальными и мировыми тенденциями, но и подготовить к подобному проектированию школьников - будущих студентов.

Одной из современных технологий профессиональной подготовки и са­моразвития педагога, позволяющей ему эффективно планировать и оценивать процесс и результаты своего обучения является технология портфолио. Тех­нология портфолио служит показателем готовности учителя к самостоятель­ной педагогической деятельности, меняет характер его учебной деятельности и делает более эффективной профессиональную подготовку. Обращение к технологии портфолио студента в процессе обучения в высшей школе связано с требованиями современного общества к выпускнику вуза как к компетентному специалисту, способному не только творчески относиться к будущей профессиональной деятельности, но и быть субъектом своей жизни.

Одним из направлений улучшения качества профессионального образо­вания является технологический подход к обучению, который позволяет по­высить эффективность и результативность обучения, гарантировать достиже­ние поставленных целей. В этом плане можно выделить личностно­ориентированные технологии, где стержнем образовательной системы высту­пает личность обучающегося, обеспечение комфортных условий ее развития, реализация ее природных потенциалов. [3] К данным технологиям мы отно­сим и технологию портфолио.

Несмотря на существующий небольшой опыт в области изучения техно­логии портфолио специалистами различных школ и направлений, до настоя­щего времени в научной литературе нет единого мнения о сущностных харак­теристиках технологии портфолио.

Традиционно портфолио представляет собой коллекцию работ, характе­ризующих различные достижения. Для работающего учителя портфолио — это:

  • комплект авторских методических находок, дидактических мате­риалов и зарисовок, демонстрирующих уровень профессионализма;
  • умение решать образовательные задачи, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения.

Для студента или учащегося портфолио - совокупность индивидуаль­ных учебных достижений.

В педагогической литературе представлены различные подходы к опре­делению понятия «портфолио»:

  • это визитная карточка, т.е. совокупность сведений о человеке, органи­зации или досье - собрание документов, образцов работ, фотографий дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах [1];
  • это описание в фактах педагогических качеств и достижений препода­вателя, включающее в себя спектр документов, формирующий представление о специфике подхода и мере профессиональной эффективности учителя [2];
  • это целенаправленное собрание работ учащихся, которые показывают усилия учащегося, его развитие и достижения в одной или нескольких облас­тях учебного плана, т.е. это «портфолио-отчет» или «портфолио-достижений», с помощью которого фиксируются, накапливаются и оцениваются индивиду­альные достижения школьника в отдельный период его обучения [4].

Технология портфолио, обеспечивающая продуктивность образователь­ного процесса, сущностными характеристиками которой являются учет осо­бенностей учебно-познавательной деятельности, позволяет педагогу ставить образовательные цели, проектировать индивидуальный образовательный маршрут, совершенствовать знания и компетенции.

В качестве одного из способов и средств профессионального развития педагога выступает индивидуальное портфолио учителя. В данной ситуации оно будет представлено как систематизация опыта и знаний, накапливаемых педагогом путем сбора профессионально значимой информации и материалов, отражающих результаты его деятельности. Это даст возможность админист­рации учреждения образования легко определить направления развития спе­циалиста, пути оказания ему методической поддержки и помощи, дать объек­тивную оценку его профессиональному уровню.

Профессиональное портфолио также представляет собой:

  • собрание материалов государственных нормативно-правовых до­кументов, регламентирующих деятельность системы общего среднего образо­вания, локальных документов, сопровождающих работу методической служ­бы и педагога учреждения образования;
  • форму целенаправленной систематической и непрерывной само­оценки и коррекции результатов и достижений;
  • технологию саморазвития и самосовершенствования;
  • средство самопрезентации и карьерного роста;
  • средство мотивации и стимулирования творческой активности и саморазвития;
  • способ иллюстрации усилий, достижений в различных областях профессиональной деятельности (учебно-воспитательной методической орга­низационно-управленческой и др.);
  • средство анализа и оценки индивидуального прогресса.

Технология портфолио, направленная на личностно-ориентированное

обучение, предполагает не только накопление знаний, умений и компетенций, но и непрерывное формирование механизма самоорганизации и самореализа­ции специалиста, развитие его познавательных и креативных способностей.

Образовательная практика применения технологии портфолио позволя­ет выявить следующие типы: портфолио по практико-результативной дея­тельности; по субъекту деятельности; по цели и ситуации использования; по характеру и структуре; по способу обработки и презентации информации; по изучаемому предмету.

Исходными в использовании портфолио являются следующие основные принципы: целесообразности, систематичности и последовательности, сис­темного учета развития ключевых компетенций, открытости, позитивного стимулирования. Портфолио выполняет функции, способствующие личност­ному и профессиональному росту педагога: образовательно-формирующая, системно-структурирующая, мотивационно-презентативная, проективно- моделирующая, рефлексивно-оценочная.

Содержание и процесс составления портфолио отражают сформированность профессиональных компетенций учителя: ценностно-смысловой, учеб­но-познавательной, информационной, контекстуальной, коммуникативной компетенций, компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятель­ности, личностного самосовершенствия. Портфолио выступает системообразующим инструментом развития ключевых компетенций педагога в процессе его педагогической деятельности. [2]

Суть использования портфолио как технологии и как пакета документов - обеспечить эффективное взаимодействие педагогов с администрацией шко­лы, родителям^, а также с инспектирующими органами и аттестационными комиссиями.Педагоги могут использовать портфолио с целью рефлексии сво­ей профессиональной деятельности, успехов, затруднений, отдельных момен­тов жизни; профессионального сближения с коллегами; демонстрации осо­бенностей своего личностно - профессионального развития; обобщения опы­та; обсуждения результатов самообразования и саморазвития с администраци­ей учреждения; оценки промежуточных достижений, в том числе «формали­зованных»; презентации своих достижений родителям, коллегам по работе, в том числе на городском и районном уровнях, аттестационным и конкурсным комиссиям.

Мы предлагаем учителям рекомендации по работе с портфолио.

  • В портфолио может быть включено всё, что служит свидетельством усилий, достижений и прогресса в профессиональной деятельности данного педагога.
  • Портфолио должен отражать субъективную позицию педагога как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные за­дачи, используя знания и умения, различные освоенные способы деятельно­сти.
  • Каждый отдельный материал должен датироваться.
  • В портфолио должны быть включены материалы за определённый промежуток (например, при аттестации - за время, прошедшее с момента прошлой аттестации).
  • Все материалы, которые вошли в портфолио, должны найти отражение в пояснительной записке и обосновать тот факт, что именно эти материалы являются свидетельством профессионализма педагога.

На наш взгляд подходы к представлению материалов в портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей учителя. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов. Достойное портфолио учителя — это показатель сего профессиональной компетенции.

Особенно ценен портфолио по одному из направлений самообразования учителя. В портфолио должен найти отражение уровень развития таких основных педагогических умений учителя, как, например, умение грамотно планировать и организовывать, корректировать и оценивать работу учащихся, отбирать формы и методы работы на уроке в соответствии с его целями и особенностями класса.

Портфолио позволяет учитывать все многообразные достижения учите­ля, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных ви­дах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникатив­ной. Портфолио выступает не только как современная эффективная форма оценивания, но и способ развития уровня мотивации, активности и самостоя­тельности, возможностей по самообучению, навыков рефлексии. Именно портфолио станет инструментом, оптимизирующим самооценочную деятель­ность педагога в межаттестационный период, позволит сделать этот период «прозрачным» и, следовательно, повысит общественный контроль за всем ат­тестационным процессом:

Таким образом, применение технологии портфолио поможет осуществ­лять мониторинг индивидуального профессионального совершенствования и развития личности каждого педагога. Использование портфолио в педагогиче­ской деятельности становится как фактором достижения успешности, так и одной из оценочных норм компетентностей конкурентоспособного специали­ста на рынке труда, обеспечивающего интеграцию российской системы обра­зования в общеевропейскую.

Литература:

  1. Богославец Л. Г. Портфолио как новая форма оценки профессиональ­ной деятельности педагога. // Дошкольная педагогика. - 2008. - № 6. - С. 54-56.
  2. Звонников В. И. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход. - М: Логос, 2012.
  3. Петрова Н.П., Корчинский А.А. Тенденции развития современного высшего профессионального образования.// Образование, наука, инновации. №5(37), 2014 г. Ростов-на-Дону. ЮФУ.С. 36.
  4. Тюляева Т.И. Портфолио ученика, или Папка личных достижений. Сборник методических материалов. - М.: Вентана-Граф, 2011.
Категория: Всем учителям
18.01.2024 11:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!