СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
А. В. Жирякова, М. А. Бондаренко, Е. В. Галаган, Р. С. Коновалов, Южный федеральный университет
г. Ростов-на-Дону
Новые социально-экономические условия нашей страны требуют повышения кадрового потенциала на основе модернизации системы непрерывного профессионального образования, ключевой фигурой в которой остается педагог — личность активная, целеустремленная, деятельностно способная, совершенствующая профессиональные качества для решения задач, поставленных перед ней государством и обществом.
Однако современная педагогическая действительность характеризуется высоким темпом изменений, обогащением направлений и содержания деятельности учителя, усилением требований к его личностным и профессиональным качествам, результатам труда. Следовательно, сегодня он должен быть готов гибко реагировать на изменения образовательной ситуации, быстро адаптироваться к новым условиям, учитывать специфику существующих педагогических систем, стремиться в полной мере реализовать свой личностно-профессиональный потенциал.
Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в “новом” типе учителя - творчески думающем, обладающим современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.
Современный педагог - это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель программ, опирающихся на новые технологии обучения.
Учитель должен уметь не только проектировать собственную образовательную и профессиональную деятельность в соответствии с национальными и мировыми тенденциями, но и подготовить к подобному проектированию школьников - будущих студентов.
Одной из современных технологий профессиональной подготовки и саморазвития педагога, позволяющей ему эффективно планировать и оценивать процесс и результаты своего обучения является технология портфолио. Технология портфолио служит показателем готовности учителя к самостоятельной педагогической деятельности, меняет характер его учебной деятельности и делает более эффективной профессиональную подготовку. Обращение к технологии портфолио студента в процессе обучения в высшей школе связано с требованиями современного общества к выпускнику вуза как к компетентному специалисту, способному не только творчески относиться к будущей профессиональной деятельности, но и быть субъектом своей жизни.
Одним из направлений улучшения качества профессионального образования является технологический подход к обучению, который позволяет повысить эффективность и результативность обучения, гарантировать достижение поставленных целей. В этом плане можно выделить личностноориентированные технологии, где стержнем образовательной системы выступает личность обучающегося, обеспечение комфортных условий ее развития, реализация ее природных потенциалов. [3] К данным технологиям мы относим и технологию портфолио.
Несмотря на существующий небольшой опыт в области изучения технологии портфолио специалистами различных школ и направлений, до настоящего времени в научной литературе нет единого мнения о сущностных характеристиках технологии портфолио.
Традиционно портфолио представляет собой коллекцию работ, характеризующих различные достижения. Для работающего учителя портфолио — это:
Для студента или учащегося портфолио - совокупность индивидуальных учебных достижений.
В педагогической литературе представлены различные подходы к определению понятия «портфолио»:
Технология портфолио, обеспечивающая продуктивность образовательного процесса, сущностными характеристиками которой являются учет особенностей учебно-познавательной деятельности, позволяет педагогу ставить образовательные цели, проектировать индивидуальный образовательный маршрут, совершенствовать знания и компетенции.
В качестве одного из способов и средств профессионального развития педагога выступает индивидуальное портфолио учителя. В данной ситуации оно будет представлено как систематизация опыта и знаний, накапливаемых педагогом путем сбора профессионально значимой информации и материалов, отражающих результаты его деятельности. Это даст возможность администрации учреждения образования легко определить направления развития специалиста, пути оказания ему методической поддержки и помощи, дать объективную оценку его профессиональному уровню.
Профессиональное портфолио также представляет собой:
Технология портфолио, направленная на личностно-ориентированное
обучение, предполагает не только накопление знаний, умений и компетенций, но и непрерывное формирование механизма самоорганизации и самореализации специалиста, развитие его познавательных и креативных способностей.
Образовательная практика применения технологии портфолио позволяет выявить следующие типы: портфолио по практико-результативной деятельности; по субъекту деятельности; по цели и ситуации использования; по характеру и структуре; по способу обработки и презентации информации; по изучаемому предмету.
Исходными в использовании портфолио являются следующие основные принципы: целесообразности, систематичности и последовательности, системного учета развития ключевых компетенций, открытости, позитивного стимулирования. Портфолио выполняет функции, способствующие личностному и профессиональному росту педагога: образовательно-формирующая, системно-структурирующая, мотивационно-презентативная, проективно- моделирующая, рефлексивно-оценочная.
Содержание и процесс составления портфолио отражают сформированность профессиональных компетенций учителя: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, контекстуальной, коммуникативной компетенций, компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, личностного самосовершенствия. Портфолио выступает системообразующим инструментом развития ключевых компетенций педагога в процессе его педагогической деятельности. [2]
Суть использования портфолио как технологии и как пакета документов - обеспечить эффективное взаимодействие педагогов с администрацией школы, родителям^, а также с инспектирующими органами и аттестационными комиссиями.Педагоги могут использовать портфолио с целью рефлексии своей профессиональной деятельности, успехов, затруднений, отдельных моментов жизни; профессионального сближения с коллегами; демонстрации особенностей своего личностно - профессионального развития; обобщения опыта; обсуждения результатов самообразования и саморазвития с администрацией учреждения; оценки промежуточных достижений, в том числе «формализованных»; презентации своих достижений родителям, коллегам по работе, в том числе на городском и районном уровнях, аттестационным и конкурсным комиссиям.
Мы предлагаем учителям рекомендации по работе с портфолио.
На наш взгляд подходы к представлению материалов в портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей учителя. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов. Достойное портфолио учителя — это показатель сего профессиональной компетенции.
Особенно ценен портфолио по одному из направлений самообразования учителя. В портфолио должен найти отражение уровень развития таких основных педагогических умений учителя, как, например, умение грамотно планировать и организовывать, корректировать и оценивать работу учащихся, отбирать формы и методы работы на уроке в соответствии с его целями и особенностями класса.
Портфолио позволяет учитывать все многообразные достижения учителя, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио выступает не только как современная эффективная форма оценивания, но и способ развития уровня мотивации, активности и самостоятельности, возможностей по самообучению, навыков рефлексии. Именно портфолио станет инструментом, оптимизирующим самооценочную деятельность педагога в межаттестационный период, позволит сделать этот период «прозрачным» и, следовательно, повысит общественный контроль за всем аттестационным процессом:
Таким образом, применение технологии портфолио поможет осуществлять мониторинг индивидуального профессионального совершенствования и развития личности каждого педагога. Использование портфолио в педагогической деятельности становится как фактором достижения успешности, так и одной из оценочных норм компетентностей конкурентоспособного специалиста на рынке труда, обеспечивающего интеграцию российской системы образования в общеевропейскую.
Литература:
© 2024, Коновалов Роман Сергеевич 60