СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология проблемно-диалогового обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наш улус с 2018 перешел на проблемно-диалоговое обучение. Понятие проблемно-диалогического обучения Цель "знания" достигается двумя этапами учебного процесса: введением и воспроизведением нового материала. Именно эти этапы являются наиболее сложной и творческой частью подготовки к уроку и организуются посредством различных методов обучения. В современном обществе меняются приоритеты образования. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Исходя из этих целей, необходимо использовать новую организацию совместной деятельности. В развивающей образовательной системе реализуется технология проблемно – диалогического обучения, которая помогает учащимся самостоятельно открывать знания. На смену монологу приходит диалог. Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами. При построении диалогового урока надо учитывать, что диалог – это форма общения. Диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы, тормозящие диалог: 1. Категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке. Навязывание своего мнения, обилие дисциплинарных замечаний, авторитаризм. 2. Отсутствие внимания учителя к ребёнку (улыбка, обращение по имени, физический и зрительный контакт.) 3. Закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые вообще отвечать не нужно. 4. Неумение учителя быть хорошим слушателем. Слушание часто бывает критическим: недослушивание, перебивание, негативная оценка услышанного. Необходимыми условиями организации учебного диалога являются: а) снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми; б) восприимчивость к чужому мнению, стремление не оценить, а услышать и принять мнение ребёнка; в) владение педагогом технологией организации предметного диалога. Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов: - ни одна из реплик не должна остаться без ответа; - учебный диалог ограничен во времени; - если ученик не активен, он испытывает недостаток знаний; - учебный диалог требует полных ответов; - учебный диалог требует предварительной подготовки. В самом определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога. Используется два вида диалога: побуждающий и подводящий. Тема «Гипотезы о происхождении жизни» В начале урока предлагаю учащимся: Учитель - Раскройте понятие "жизнь". Учащиеся - Высказывают свое мнение. Учитель - Сравните определения понятия "жизнь". В чем, различие в формулировках? Фридрих Энгельс дал определение: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка». М. В. Волькенштейн дал определение понятию жизнь: «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров — белков и нуклеиновых кислот». Согласно взглядам М. Биша, жизнь — это совокупность явлений, сопротивляющихся смерти. Учащиеся - Находят ответ на вопросы. Учитель - Однозначного, полного определения жизни пока нет. Единственный способ описать жизнь – это перечислить основные свойства живых организмов. Учитель - Назовите свойства живых организмов. Учащиеся - Перечисляют свойства живых организмов. Учитель - Как возникла жизнь на Земле. Учащиеся - Высказывают свое мнение. Учитель - Какие существуют взгляды или гипотезы о происхождении жизни на Земле? Какие из них наиболее убедительные? Учащиеся выслушивают выступления на вопросы товарищей.

Выход из проблемной ситуации Учитель - Ребята, давайте вспомним, что такое гипотеза, и что такое теория? Ученики отвечают. Класс делится на несколько групп, по количеству гипотез. Задание для групп: как в этой гипотезе решается вопрос происхождения жизни на Земле. Сторонники и противники гипотезы. Итогом всей работы будет таблица по гипотезам происхождения жизни на Земле.

17.10.2019 07:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!